Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом, так как Россия находится в первых рядах по безработице среди стран Европы
Глава 1. Теоритические основы безработицы
1.1 Сущность, понятие безработицы
1.2 Виды безработицы и их специфика
Глава 2. Особенности безработицы в России и Пермском крае
2.1 Структура, причины и уровень безработицы в России и Пермском крае
2.2 Экономические последствия безработицы
2.3 Социальные последствия безработицы
Глава 3. Основные пути решения проблем безработицы
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Заключение
Список литературы
- развитие кролиководческих хозяйств;
- уникальное
для района производство
- создание автостоянки на трассе с предоставлением услуг по шиномонтажу;
- и прочие
Противоречием
регионального рынка труда
По данным статистики, на 2011 год доля безработных выпускников составила 14,6%, в то время как в 2003-м — всего лишь 2%. Это свидетельствует о растущем несоответствии потребности рынка труда и квалификации выпускников. В ходе проведенного опроса руководители отметили нехватку практических навыков у выпускников. В ситуации кризиса проблема поиска работы выпускниками, не имеющими опыта работы, обострилась еще сильнее[ 32 ].
Одна из причин диспропорций на рынке труда кроется в разрыве между количеством выпускаемых студентов определенной квалификации и реальной потребностью рынка, поскольку система профессионального образования не в состоянии быстро и адекватно реагировать на изменения спроса. На региональном рынке труда существует избыточное предложение некоторых профессий (бухгалтеры, специалисты по финансам и кредиту, по коммерческой и предпринимательской деятельности, юристы, экономисты и т. д.) и дефицит кадров по другим профессиям (инженеры в сфере транспорта и городского строительства, инженеры-электронщики, рабочие строительных профессий, программисты, преподаватели колледжей и вузов и т. д.);
- борьба с бедностью и безработицей на муниципальном уровне
В любом обществе неизбежно наличие бедной прослойки — неработающие граждане в пределах естественной безработицы, инвалиды, временно нетрудоспособные, различные маргинальные группы. Однако длительное экономическое бездействие в депрессивных территориях, наряду с сохранившимся советским менталитетом, мешает населению раскрыть свой потенциал.
При этом самые энергичные уезжают в другие, более благополучные города или регионы.
В качестве примера можно привести ситуацию в Кизеловском угольном бассейне. Практика выплат денежных субсидий населению привела к снижению мотивации к труду, при этом малочисленные действующие предприятия страдают от недостатка рабочей силы. Для повышения уровня занятости власти применяют непопулярные среди местного населения общественные работы. Высокий уровень преступности, распространение наркотической и алкогольной зависимости свидетельствуют о постепенной деградации населения. С точки зрения заработной платы и гарантий занятости бюджетная сфера является самой благополучной и стабильной сферой деятельности в депрессивных территориях. При этом она реализует функцию не столько активной, сколько пассивной социальной защиты.
Помимо инерции со стороны населения, реализация политики борьбы с бедностью затруднена пассивной позицией исполнительных органов местной власти. Одной из реализуемых мер по борьбе с бедностью и безработицей является процесс переселения жителей депрессивных территорий. Однако она встречает сопротивление на местном уровне. Работники ликвидированных вспомогательных подразделений ОАО «Кизелуголь» получили отказы в предоставлении безвозмездных жилищных субсидий (жилищных сертификатов). В соответствии с действующим законодательством указанные категории граждан имеют право на получение данных субсидий, однако, в связи с отсутствием порядка их выделения, на практике субсидии не выделяются. Переселенцы в Кизеле жалуются на отсутствие со стороны администрации должного контроля и инициативы по решению жилищного вопроса, халатное отношение к своим обязанностям, злоупотребление должностным положением (предоставление жилья в первую очередь «своим людям») и отсутствие информации по этому вопросу .
Таким образом, политики пассивной социальной защиты недостаточно для эффективной борьбы с бедностью и безработицей. При этом наиболее остро данная проблема проявляется на муниципальном уровне. Необходима смена менталитета и превалирующего стиля мышления:
- на уровне населения – адаптация к рыночной конкурентной среде; развитие организаторских навыков, реализация инновационных и творческих инициатив;
- на уровне органов власти – повышение профессиональной компетентности, ответственности, борьба с коррумпированностью;
- на уровне компаний – распространение идеалов социально ответственного бизнеса, повышение восприимчивости к новым идеям, инвестиционной и инновационной активности.
Однако другие два направления — прохождение профессиональной переподготовки и адресная поддержка по переезду в другую местность — оказались значительно менее востребованы [35 ].
Заключение
В настоящее
время большинство экономистов
считают, что безработица,
Несмотря на
объективный характер безработицы,
социально-экономические
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Итак, безработица – это макроэкономическая проблема, с которой необходимо бороться. Проблема безработицы всегда имела особое место. Безработица наносит вред не только людям, потерявшим работу, но и экономике в целом. Зачастую люди, оставшиеся без работы, навсегда теряют надежду её найти, вместе с этим теряя свой моральный облик: они больше не верят в себя, в свои силы и возможности. В экономике из-за недоиспользования трудовых ресурсов происходит недопроизводство реального ВВП, замедляются темпы экономического роста. Для решения проблемы безработицы необходимо вмешательство государства и государственных органов. Специальные органы – службы занятости – оказывают помощь людям, оставшимся без работы. Они обеспечивают их материальной поддержкой, а также оказывают помощь в поиске работы. Однако, несмотря на деятельность таких организаций, проблема не решается, а только усугубляется. Трудно точно определить считается ли человек безработным или нет, потому что человек, прекративший поиски работы уже выходит из состава рабочей силы и пособие по безработице получать не должен. Не все люди сообщают о своём решении прекратить поиски.
Но меняя
экономику, будут меняться и
требования к людям. Люди
Вообще
существует множество вакансий,
но не всегда люди могут
подобрать то, что им подходит.
Это одна из причин
Так же нужно решать проблему с нелегальными эмигрантами. Они занимают свободные рабочие места, и люди остаются без работы. Необходимо ужесточить меры в отношении эмигрантов. Миграционная служба должна более эффективно заниматься этим вопросом. Нужно тщательнее отслеживать граждан, нелегально работающих на данной территории . [5 ].
Несмотря
ни на что проблема
В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, эффективность мер по организации которых подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживанию общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.
Увеличивается кредитование малого бизнеса, это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики. Пособие на открытие собственного бизнеса увеличено с 58800 рублей (2009г) до 100000 рублей. Ключевое условие получения большого пособия - создание новых рабочих мест для безработных[3].
В молодежной политике разрабатываются программы, касающиеся вопросов невостребованности выпускников на рынке труда. Данное направление работы осуществляется не в полноценном объеме из-за отсутствия постоянного финансирования, что может привести к ухудшению вопросов трудоустройства. Для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой неоценимый вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства [11].
Работодатели не рассматривают кандидатов на место без опыта работы, отсюда растет количество безработных в стране. В целях снижения количества безработных в стране, государственную политику следует проводить путем обучением молодых специалистов: предлагать им работу по специальности на определенный срок, с заработной платой ниже, чем у работников с опытом работы, заниматься их обучением в это время. По истечению этого срока проводить конкурсный отбор кандидатов на вакантное место. Сегодня в базе данных служб занятости должно быть еще больше вакансий и их руководители
призываются инициировать в регионах судебные разбирательства с работодателями, не заявляющими о своих вакансиях. По закону работодатели должны информировать службу занятости о имеющихся вакансиях, но не все это делают. В некоторых регионах есть случаи, когда центр занятости подавал в суд на такие предприятия и выигрывал его. Остальным нужно изучить этот опыт и воспользоваться им при необходимости.
Правда, руководители
некоторых служб регионов выразили
опасение, что число официальных
безработных может подрасти —
в следующем году у службы должна
появиться возможность