Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:26, дипломная работа
Цель дипломной работы - анализ системы расходов бюджета муниципального образования и выявление направлений их совершенствования. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание местных бюджетов;
изучить эволюцию развития системы расходов местных бюджетов;
представить расходные обязательства местных бюджетов, а также состав расходов бюджета муниципального образования;
проанализировать расходование средств муниципального бюджета;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ………………………………
5
1.1. Экономическое содержание местных бюджетов………………………. 5
1.2. Эволюция развития системы расходов местных бюджетов………….. 18
1.3. Расходные обязательства местных бюджетов. Состав расходов
бюджета муниципального образования………………………………..
28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА………………………………………………………………………
45
2.1. Характеристика расходных обязательств бюджета муниципального
образования ………………………………………………………………..
45
2.2. Оценка исполнения расходной части местного бюджета……………… 54
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………..
75
3.1. Проблемы формирования местных бюджетов…………………………. 75
3.2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов……………….. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 102
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ……………………………… |
5 |
1.1. Экономическое
содержание местных бюджетов……… |
5 |
1.2. Эволюция
развития системы расходов мест |
18 |
1.3. Расходные
обязательства местных бюджета
муниципального образования………… |
28 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………… |
45 |
2.1. Характеристика расходных обязательств бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….. |
45 |
2.2. Оценка исполнения расходной части местного бюджета……………… |
54 |
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………….. |
75 |
3.1. Проблемы
формирования местных бюджетов… |
75 |
3.2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов……………….. |
86 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… |
98 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… |
102 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья Бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления практически связано с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально- экономического развития сообщества. Поэтому рассмотрение расходования средств местного бюджета является весьма актуальным на сегодняшний день и представляет практический интерес для своего рассмотрения
Предметом исследования в работе выступает бюджет муниципального образования м.о. г. Пыть-Ях. Объектом исследования явилась его расходная часть.
Цель дипломной работы - анализ системы расходов бюджета муниципального образования и выявление направлений их совершенствования.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Поставленные задачи решаются в трех главах работы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены расходные обязательства местных бюджетов и их значение в развитии территории. Представлены экономическое содержание местных бюджетов, а также эволюция развития системы расходов местных бюджетов, кроме того, рассмотрены расходные обязательства местных бюджетов, а также состав расходов бюджета муниципального образования.
Во второй главе дипломной работы произведен анализ расходования средств муниципального бюджета. Произведена характеристика расходных обязательств бюджета муниципального образования, а также выполнена оценка исполнения расходной части местного бюджета.
В третьей главе дипломной работы рассмотрены проблемы и перспективы развития системы расходных обязательств местных бюджетов. Выявлены проблемы формирования местных бюджетов и представлены методы оценки эффективности бюджетных расходов.
В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.
Нормативную основу работы составили, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, и иные нормативно-правовые акты.
В работе были использованы следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнения, расчётно-аналитический и др.
Дипломная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и изложена на 102-х страницах машинописного текста. Работа включает 3 таблицы, 12 рисунков, использовано 64 источника литературы.
ГЛАВА 1. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ
1.1. Экономическое содержание местных бюджетов
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Бюджетная система является составным элементом его бюджетного устройства.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему (рис. 1.1.1.):
Каждый из бюджетов на каждом
уровне служит финансовой базой для деятельности
соответствующих государственных или
местных органов. В основе устройства
бюджетной системы Российской Федерации
лежит административно-
Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Рис. 1.1.1. Схема бюджетной системы Российской Федерации
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Федеральный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Бюджетная система субъектов Российской Федерации представлена на рисунке 1.1.2.
Рис. 1.1.2. Бюджетная система субъектов Российской Федерации
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 го. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.2
В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселений и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий (рис. 1.1.3.).
* 1, 2, 3, 4 – муниципальные поселения
Рис. 1.1.3. Схема двухуровневой модели организации местной власти
Эта модель предусматривает механизм распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающие возможность их передачи с одного уровня на другой.
Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района - к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении).
Кроме того, на базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований – городской округ, сочетающийся в себе признаки поселения, так и муниципального района.
Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (полномочия органов местного самоуправления), можно условно разделить на пять основных групп:
К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, обеспечение материально-технических условий дошкольного и школьного образования, благоустройства территории, ряд других вопросов. Исполнение этих функций закрепляются отдельными статьями закона за каждым из уровней местной власти.
Для выполнения возложенных на них функций местные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
По-настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации3 муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В собственности
муниципальных образований