Бюджет муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - анализ системы расходов бюджета муниципального образования и выявление направлений их совершенствования. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание местных бюджетов;
изучить эволюцию развития системы расходов местных бюджетов;
представить расходные обязательства местных бюджетов, а также состав расходов бюджета муниципального образования;
проанализировать расходование средств муниципального бюджета;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ………………………………
5
1.1. Экономическое содержание местных бюджетов………………………. 5
1.2. Эволюция развития системы расходов местных бюджетов………….. 18
1.3. Расходные обязательства местных бюджетов. Состав расходов
бюджета муниципального образования………………………………..
28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА………………………………………………………………………
45
2.1. Характеристика расходных обязательств бюджета муниципального
образования ………………………………………………………………..
45
2.2. Оценка исполнения расходной части местного бюджета……………… 54
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………..
75
3.1. Проблемы формирования местных бюджетов…………………………. 75
3.2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов……………….. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 102

Файлы: 1 файл

Диплом_исправленный.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

В связи с  этим в бюджетном планировании доминирует задача определения возможных будущих  доходов местных бюджетов. Для  этого используются специальные  методики оценки доходных (налоговых) потенциалов, производятся вариантные расчеты и т.д. Определение же расходов местных бюджетов носит вторичный характер, они планируются исходя из потребностей не населения, а муниципальных бюджетных учреждений на базе ведомственных нормативов, а нередко и "от достигнутого". В результате подобных расчетов расходные потребности, как правило, превышают имеющиеся в консолидированном бюджете региона финансовые средства, и "в ход пускается" процедура бюджетного регулирования, основанная на индивидуальном подходе к муниципальным образованиям, учитывающем объемы их бюджетных расходов в предшествующий период с необходимыми корректировками (индексацией и т.п.).

В сложившейся  структуре бюджетных расходов муниципальных  образований основными видами затрат являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, социальную политику, здравоохранение и на государственное управление. При всех региональных различиях доля указанных расходов составляет абсолютно преобладающую часть ассигнований местных бюджетов.

 

1.3. Расходные обязательства местных бюджетов. Состав расходов бюджета муниципального образования

 

Под расходами местных бюджетов следует понимать выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Расходы местных бюджетов также определяют как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и осуществления функций органов местного самоуправления16.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на два основных вида:

1) текущие расходы, обеспечивающие функционирование органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, организаций и учреждений (например, расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуру, физической культуры и спорта и т.п.);

2) капитальные расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность муниципального образования, связанные с вложениями в социально-экономическое развитие территории и расширением воспроизводства.

Расходы местных  бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации17.

Расходные обязательства  муниципального образования возникают  в результате:

  1. принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
  2. принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
  3. заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства  муниципального образования, указанные  в абзацах втором и четвертом  пункта 1 статьи 86 БК РФ18, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства  муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 статьи 86 БК РФ, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного Кодекса РФ19.

В случае, если в муниципальном образовании  превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих  субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета20.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 Бюджетного Кодекса РФ.

В случае, если в муниципальном образовании  превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать  и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"21 предоставляет органам местного самоуправления большую самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения22.

Муниципальные минимальные социальные стандарты – это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования. Они должны быть установлены органами местного самоуправления на каждый вопрос местного значения, закрепленный за муниципальным образованием и предусматривающий расходы из местных бюджетов. Примерами муниципальных минимальных социальных стандартов являются: фактический размер жилой площади и размер доходов на одного жителя, при недостижении которых он может претендовать на получение жилой площади на условиях социального найма, норматив расхода воды на одного жителя в квартирах, не оборудованных счетчиками расхода воды, частота (интервал) движения маршрутов муниципального транспорта на отдельных направлениях, доля оплаты родителями содержания ребенка в детском саду и возможные льготы по оплате и т.д. На основе этих данных определяются нормативы бюджетных расходов по соответствующим статьям. Муниципальные социальные стандарты устанавливают только объемы, качество и в отдельных случаях сроки (периодичность) предоставления бюджетных услуг. Их нельзя смешивать со стандартами безопасности, правилами технической эксплуатации, санитарными, экологическими и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральными правовыми актами и подлежат обязательному исполнению. Установление муниципальных социальных стандартов - достаточно сложная задача, поскольку органам местного самоуправления придется выбирать между желанием предоставить большее количество бюджетных услуг и возможностями бюджетов.

Муниципальные социальные стандарты не могут применяться  при выполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Нормативы бюджетных расходов на эти полномочия должны определяться соответствующими органами государственной власти на основе федеральных или региональных минимальных социальных стандартов. Таким образом, в стране возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов (федеральные, региональные, муниципальные), причем тот уровень бюджетной системы, который устанавливает соответствующие социальные стандарты, обязан обеспечить и их финансирование. Структура расходов местных бюджетов приведена на рис. 1.3.423.

Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75 - 80% бюджетных расходов. В перспективе их структура будет меняться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищно-коммунального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на образование и здравоохранение будут сосредоточены в бюджетах муниципальных районов и городских округов, а расходы на финансирование образовательного процесса, включая заработную плату педагогических работников, передаются на уровень субъектов РФ.

 

 

Рис. 1.3.4. Структура расходов местных бюджетов

 

В бюджете текущих расходов могут выделяться "защищенные статьи", по которым сокращение расходов недопустимо  ни при каких обстоятельствах. К ним обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), медикаменты, выплату пособий и компенсаций и т.п.

Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"24 органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации25 в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Под реестром расходных  обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета  свод (перечень) законов, иных нормативных  правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется  в порядке, установленном местной  администрацией муниципального образования.

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган  субъекта Российской Федерации в  порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В муниципальных  образованиях, уровень расчетной  бюджетной обеспеченности которых  является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, устанавливается соответственно федеральными и региональными органами государственной власти.

В случаях и  порядке, которые предусмотрены  указанными законами и принятыми  в соответствии с ними иными федеральными и региональными нормативными правовыми  актами, осуществление расходов местных  бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных и региональных органов государственной власти не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными  законами.

Таким образом, расходная часть местного бюджета предусматривает следующие виды расходов:

1) на решение  вопросов местного значения;

2) на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления;

3) на погашение долга  по муниципальным займам и  ссудам;

4) на оплату труда депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

5) ассигнования на страхование  объектов муниципальной собственности и муниципальных служащих;

Информация о работе Бюджет муниципального образования