Бюджет муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - анализ системы расходов бюджета муниципального образования и выявление направлений их совершенствования. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание местных бюджетов;
изучить эволюцию развития системы расходов местных бюджетов;
представить расходные обязательства местных бюджетов, а также состав расходов бюджета муниципального образования;
проанализировать расходование средств муниципального бюджета;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ………………………………
5
1.1. Экономическое содержание местных бюджетов………………………. 5
1.2. Эволюция развития системы расходов местных бюджетов………….. 18
1.3. Расходные обязательства местных бюджетов. Состав расходов
бюджета муниципального образования………………………………..
28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА………………………………………………………………………
45
2.1. Характеристика расходных обязательств бюджета муниципального
образования ………………………………………………………………..
45
2.2. Оценка исполнения расходной части местного бюджета……………… 54
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………..
75
3.1. Проблемы формирования местных бюджетов…………………………. 75
3.2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов……………….. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 102

Файлы: 1 файл

Диплом_исправленный.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

6) иные расходы, предусмотренные  Уставом муниципального образования.

Так же как и доходы, расходы  местных бюджетов делятся на расходы, направляемые на решение вопросов местного значения, и на расходы по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, установленных ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации26. К ним относятся: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; трансферты населению (т.е. финансирование обязательных выплат пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных правовыми актами органов местного самоуправления); гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ; бюджетные ссуды; средства на погашение муниципальных гарантий. Значительные расходы местного бюджета составляют расходы муниципальных предприятий, организаций и учреждений, которые включают в себя: оплату труда; перечисления страховых взносов; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам и т.п.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации27 использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Уставами муниципальных  образований и иными местными нормативно-правовыми актами, как правило, увеличиваются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культуру, спорт, органы правопорядка. Данные сферы в силу их значимости для населения считаются приоритетными, хотя на практике именно для их развития часто не хватает финансовых средств. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают дополнительные льготы и пособия для граждан, наиболее остро нуждающихся в социальной защите и помощи. Следует отметить, что решения о дополнительных расходах принимаются представительным органом муниципального образования только после заключения финансового управления местной администрации о наличии финансовых ресурсов для реализации подобных решений.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации28 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, а также устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Подобная самостоятельность предоставляется только экономически сильным муниципальным образованиям. Если муниципальному образованию перечисляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, то размер оплаты труда муниципалов устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с предельными нормативами.

Средства бюджета  развития (капитальные расходы) расходуются  на капитальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и дефицита средств на текущие расходы большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет муниципальных займов.

Возможные направления повышения  эффективности расходов местных  бюджетов показаны на рис. 1.3.5.

Рис. 1.3.5. Направления повышения эффективности расходов местных бюджетов

 

Особое значение имеет переход от сметного финансирования бюджетных расходов по статьям экономической  классификации (на заработную плату, на топливо и т.д.) к так называемому "бюджетированию по результатам". Это означает, что бюджетные средства должны выделяться не на содержание бюджетной организации, а на полученный ею результат в виде объема и качества оказанных бюджетных услуг или на достижение каких-то заданных целей (программно-целевое финансирование). Ориентация бюджетного процесса на результат является одним из основных требований утвержденной Правительством РФ Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. В рамках данной Концепции, в частности, предусматривается:

- совершенствование  методов планирования бюджетных  расходов на основе требований  к конечному результату;

- учет эффективности  бюджетных расходов, в том числе  на основе опросов потребителей  бюджетных услуг;

- расширение  самостоятельности бюджетных учреждений в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

В конечном итоге  от бюджетополучателя будут требовать  не соблюдения расходов по каждой статье, а конечного результата деятельности. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Переход на бюджетирование по результатам следует рассматривать как одно из главных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.

Таким образом, подводя вывод данной главе можно  отметить, что к основным функциям современного местного бюджета относят следующие функции:

1) функция покрытия  потребностей - главная задача бюджета  состоит в предоставлении достаточных финансовых средств для решения вопросов местного значения. Бюджетная политика должна учитывать все сферы муниципальной деятельности и обеспечивать золотую середину между множеством потребностей и всегда ограниченными финансовыми возможностями;

2) правовая функция.  Бюджет служит правовой основой  для экономической деятельности  муниципального образования. Он  уполномочивает муниципальное образование  осуществлять предусмотренные задачи  и финансовые обязательства и  одновременно устанавливает финансовый потолок как для расходных глав, так и для их отдельных статей;

3) функция контроля. Бюджет предусматривает правовые  формы контроля финансовых расходов  со стороны счетной палаты;

4) общехозяйственная  функция. При составлении бюджета учитываются требования общехозяйственного баланса;

5) политическая  функция. Бюджет устанавливает,  на решение каких задач и  в каком объеме направляются  бюджетные средства, что отражает  избранные муниципалитетом политические  приоритеты;

6) функция перераспределения финансовых ресурсов муниципального образования через бюджет в целях обеспечения социальной справедливости и распределения доходов между богатыми и бедными слоями населения в целях обеспечения экономического роста;

7) плановая функция,  призванная обеспечить непрерывность планирования, при котором каждый годовой бюджет является примером несрочного планирования.

Качественное  выполнение бюджетами их функций  неотделимо от понимания общепризнанных принципов его формирования. Основными принципами формирования бюджета являются:

1) принцип единства, согласно которому все доходы  и расходы должны объединяться  в одном бюджете;

2) принцип полноты  требует, чтобы все доходы и  расходы включались в бюджет, чтобы любые предусматриваемые  доходы и расходы не оставались вне его границ:

3) валовой принцип означает, что все доходы и расходы должны калькулироваться, а после выполнения представляться в годовом балансе как в полном объеме, так и отдельно;

4) принцип платежного  срока (или принцип кассового  наличия) требует, чтобы в бюджете учитывались только те доходы и расходы, срок выполнения (т.е. кассовое наличие) которых приходится на бюджетный год;

5) принцип заблаговременности  гласит, что бюджет должен составляться  до начала отчетного года. Бюджет  может выполнять свою функцию планирования и управления лишь в том случае, если он составляется и принимается до наступления периода, на который он устанавливается законом;

6) принцип годичности  указывает на то, что бюджет  принципиально должен ограничиваться  сроком исполнения в двенадцать месяцев (двухгодичные бюджеты, так называемые двойные бюджеты, тоже возможны, но при этом они подразделяются на годовые);

7) принцип временного  ограничения требует, чтобы полномочия, предоставляемые бюджетом, принципиально  действовали лишь до завершения отчетного года, а затем теряли силу;

8) согласно принципам  раздельной калькуляции и предметности  бюджет не предусматривает глобального  предоставления средств в размере  установленного законом объема  расходов. Поэтому при составлении  бюджета доходы детализируются по источникам, а расходы - по целям. Предоставленные средства должны использоваться исключительно в установленных бюджетом целях;

9) принцип самообеспечения  гласит, что все доходы служат  средством покрытия всех расходов. В отношении доходов должен существовать принципиальный запрет их целевого связывания, т.е. все доходы и расходы не могут быть целевыми;

10) принцип бюджетного  баланса требует обеспечения  покрытия всех расходов, причем  в определенных рамках для  покрытия могут браться кресты (выпускаться муниципальные ценные бумаги);

11) принцип экономичности  и бережливости означает достижение  результата с использованием  как можно меньших средств.

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета  порождает его дефицит. Основными  источниками финансирования дефицита местного бюджета в настоящее время являются: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу РФ29 долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

В этой связи  следует отметить, что Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"30 предусматривает возможность проведения "банкротства муниципального образования": если долги муниципального образования превышают 30% собственных доходов, то на основании решения арбитражного суда в муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация.

Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" более  детально прописывает вопросы финансового  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления. Одним из важнейших пунктов является запрет на так называемые "нефинансируемые мандаты", т.е. передачу муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий, необеспеченных необходимыми финансовыми и материальными средствами. Вместе с тем сохраняется "режим отрицательных трансфертов", по которому муниципалитет, уровень бюджетной обеспеченности которого хотя бы в два раза превышает средний уровень по субъекту Российской Федерации, должен будет в следующем году отчислять часть доходов в региональный фонд финансовой поддержки поселений31.

Таким образом, признание и гарантированность  государством местного самоуправления предполагает, что государство берет  на себя определенные обязательства  по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления. В этой связи органы государственной власти осуществляют следующие полномочия:

1) регулируют  законами порядок передачи объектов  государственной собственности  в муниципальную собственность;

2) передают органам  местной власти материальные  и финансовые средства, необходимые  для осуществления отдельных  государственных полномочий;

3) обеспечивают  сбалансированность минимальных  местных бюджетов.

Значение финансово-экономических  основ местного самоуправления в настоящее время очень велико. Именно финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения, способствуют социально-экономическому развитию муниципального образования.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА

 

2.1. Характеристика  расходных обязательств бюджета  муниципального образования

 

Порядок формирования бюджета городского округа города Пыть-Ях разработан в соответствии с Постановлением Главы города от 26.03.2008 №50 «О порядке составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период»32.

Бюджет МО городского округа г. Пыть-Ях формируется и исполняется  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ33, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях утвержденным решением Думы  от 27.11.2007 №230.

Средства, предусмотренные  национальным проектом в области  образования, направлены на повышение  качества образовательных услуг посредством введения новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, повышение роли общественных институтов в управлении образованием; совершенствование содержания и технологий образования; повышение эффективности управления в системе образования, перехода к нормативному финансированию на всех уровнях образования, на поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии, поддержку лучших учителей, способной и талантливой молодежи.

Средства, предусмотренные  национальным проектом в области  здравоохранения направлены на укрепление и развитие материально-технической  базы учреждений, увеличение объемов  оказания населению города наиболее востребованных видов высокотехнологичной медицинской помощи, дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения, повышение уровня профессиональной подготовки медицинских работников и усиление профилактической направленности здравоохранения.

Информация о работе Бюджет муниципального образования