Бюджетирование как метод управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты бюджетирования как элементуправления предприятием.
Выявление места и роли бюджетирования в системе управления предприятием.
Классификация затрат для целей комплексного бюджетирования.
Взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета.
Использование бюджетной системы планирования для управленияфинансовым состоянием предприятия.

Файлы: 1 файл

диплом Игнатова.docx

— 233.22 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что если в условияхсоциалистической системы  управления основой методологии  планированияявлялась его централизация  по принципу «сверху вниз», то для рыночныхотношений основным требованием эффективного управления выступаетпланирование согласованной работы всех подразделений предприятия в целяхорганизации эффективного поступления и использования его активов,обеспечивающее динамичное развитие бизнеса.

Поскольку тема бюджетирования как метода управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена и освещена в учебной литературе, то целесообразно рассмотреть мнения ученых финансистов и экономистов о бюджетировании, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Мненияученых о понятии«бюджетирование»

 

Автор

Бюджетирование

1

2

Зарубежные ученые

Института дипломированных  управляющих бухгалтеров по управленческому  учету (США)

Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Р. Энтони 

Бюджет представляет собой  план, выраженный в количественных, обычно денежных, показателях, охватывающих заданный период времени, как правило, год.

Дж. К. Шим и Дж. Г. Сигел

Бюджет как количественный план деятельности предприятия и  выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых (активы, собственный капитал, доходы и расходы и т. д.) и (или)натуральных (объем произведенной продукции  и оказанных услуг и пр.) экономических  показателей деятельности компании.

Бюджет описывает цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных задач и представляет собой набор финансовых прогнозов или финансовых планов.

Б. Нидлз, С. Миллз и Г. Андерсон

Бюджет как план действий, который прогнозирует будущие экономические  операции, хозяйственную деятельность и результаты в финансовых или нефинансовых показателях.

1

2

                                     Российские ученые

Е.С. Стоянова

Бюджет предприятия как количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Процесс бюджетирования является составной  частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих  действий по формированию и использованию  финансовых ресурсов.

И. А. Бланк

Бюджет как оперативный финансовый план, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы  и поступления средств по отдельным  направлениям хозяйственной деятельности, отдельным видам операций, отдельным  инвестиционным проектам.

Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.

В.Н. Самочкина

Бюджет представляет собой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия  альтернатив на цели, фактические  результаты реализации управленческих решений, отклонения от запланированных  результатов.

Бюджетирование – это система  согласованного управления подразделениями  предприятия в условиях динамично  изменяющегося, диверсифицированного бизнеса.

В.В. Ковалева

   бюджет – это детализированный  план деятельности предприятия  на ближайший период, который  охватывает доход от продаж, производственные  и финансовые расходы, движение  денежных средств, формирование  прибыли предприятия.

Н.Н. Тренев

Бюджетинг – составление бюджета  и сметы 

А.М. Карминский, Н.Г. Данилочкина  и др.

Бюджет как выраженный в экономических  показателях результат оперативного планирования, требующий от высшего  руководства конкретных действий в  области управления предприятием. По их мнению, бюджет – это количественное выражение плана деятельности предприятия в целом или отдельных его подразделений.

А.Д. Шеремет

Определяют бюджет как финансовый план действий и отмечают соответствие термина «бюджет» термину «смета», подчеркивая тем самым связь процесса оперативного планирования как одной из функций управления с управленческим учетом.


 

Вышеупомянутые ученые и  исследователи внесли большой вклад  в развитие методов бюджетирования деятельности производственных предприятий.По данным таблица 1.1 видно, что мнение о бюджетировании как о финансовом плане предприятия схоже как российских ученых, так и зарубежных ученых о бюджетировании.

Однако, несмотря на схожесть мнений и наличие значительного количества работ по отдельным разделам исследуемой предметной области, необходимо отметить недостаточную изученность поставленной проблемы в целом и на стыках отдельных задач.

Таким образом, современное внутрифирменное  планирование иуправление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определеннымипринципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные иоптимальные планы развития предприятия, увязанные на конечные цели егосуществования.

1.3. Технология формирования бюджета  предприятия

Технология  бюджетирования включает виды и формы  бюджетов, целевые показатели (систему  финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в  сводный бюджет организации.

Формирование  бюджета – это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы. Процесс формирования основного бюджета предприятия представлен на рисунке 1.3.

Процесс формирования условно делится на две составные части:

    • подготовка операционного бюджета;
    • подготовка основных бюджетных документов.

На  первоначальной стадии разработка бюджетов входит в обязанности персонала, непосредственно связанного с производством продукции, необходимо использовать документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской (финансовой) отчетности, что значительно упрощает процесс бюджетирования.

 

Рисунок 1.3. Процесс формирования основного бюджета

 

 

Процесс формирования условно делится на две составные части:

  1. Подготовка операционного бюджета.
  2. Подготовка основных бюджетных документов.

Рекомендуется иметь на предприятии стандарты  по составлению бюджета, которые  содержат инструкции и схемы организационных  потоков.

Основное  различие между бюджетами и стандартами  заключается в том, что стандарт – это показатель на единицу продукции (например, проектные затраты на единицу продукции). Использование  стандартов помогает построить бюджет, оценить выполнение, проанализировать и способствовать принятию правильного  решения. Когда работа выполнена, фактические  данные сравниваются со стандартом для  выявления отклонений. Эта обратная связь помогает совершенствованию  норм.

Реально выполняемые стандарты – это  стандарты, которые могут быть достигнуты при неблагоприятных производственных условиях. Это трудно, но возможно, как  показывает практика. Реально выполняемые  стандарты меньше идеальных, так  как в них предусматриваются  нормы естественной убыли, простои, поломки оборудования и другое.

Реальные стандарты  широко используются, так как они  могут обслуживать одновременно много целей и обладают мотивационным  влиянием на рабочих.

Программное обеспечение  и современные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить  трудоемкий процесс бюджетирования и применять в расчетах и прогнозах  комбинации экспертных и статистических методов.

Техника составления  бюджета предусматривает 9-11 шагов, последовательность формирования бюджета  определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных  предприятий следует придерживаться схемы формирования бюджетов из одиннадцати последовательных шагов, представленных на рисунке 1.4.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4. Схема формирования бюджета предприятия

 

1. Составление бюджета продаж – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Руководитель предприятия утверждает бюджет продаж после рассмотрения представленных двух основных документов (Бюджет продаж, график ожидаемых поступлений денежных средств от продаж) руководителями других структурных подразделений (производственного, материально – технического, финансового отделов и др.).

Бюджет продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию  предприятия, географию сбыта, категории  покупателей, сезонных факторов и прочих аналогичных факторов.

Бюджет  продаж включает в себя ожидаемый  денежный поток от продаж, который  в дальнейшем будет включен в  доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений  от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая  часть отгруженной продукции  будет оплачена в первый месяц  отгрузки, во второй и т.д.

2. Расчет  коммерческих расходов должен  соотноситься с объемом продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации).

Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров  на рынок, рекламу, транспортировку  и т.д., поэтому ответственный  исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить где, когда, и как должна быть проведена рекламная  компания и сколько потратить  не нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах. Большинство затрат на сбыт продукции  планируется в процентном отношении  к объему продаж, за исключением  арендных платежей за складские помещения. Величина планируемого процента зависит  от жизненного цикла товара.

3. Бюджет производства – представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов и др.

Необходимый объем выпуска продукции определяется следующим образом: предполагаемый запас готовой продукции на конец  периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

4. Бюджет производственных запасов – включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза о прибылях и убытках – в частности подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета – в части подготовки данных по оборотным средствам (сырье, материалы и др.) на конец планируемого периода.

Все затраты подразделяются на прямые и  косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного  персонала, большая часть общецеховых  расходов.

Прямые  затраты на сырье и материалы  – это затраты на сырье и  материалы, из которых производится конечный продукт.

Бюджет  прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета  и бюджета продаж.

Бюджет  прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется  для изготовления и сколько сырья  и материалов должно быть закуплено.

5. Бюджет прямых затрат на материалы – формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов.Бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы

6. Бюджет прямых затрат на оплату труда – зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы.На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда.

Если  к моменту составления бюджета  накопилась кредиторская задолженность  по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности  по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных материалов.

7. Бюджет общепроизводственных накладных расходов – включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общепроизводственные  цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная – как  норматив, например, от трудозатрат  основных производственных рабочих.

Бюджет  общепроизводственных накладных  расходов обычно включает в себя ряд стандартных  статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и  т.д.

8. Управленческие расходы – это все расходы  не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих  отделов ( отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д. ), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер: переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент (например,  от объема продаж).

9. Отчет (прогноз) о прибылях и убытках – первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести.

Отчет о прибылях и убытках может  быть аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчетности. Поскольку  Форма № 2 претерпевает изменения.

10. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Инвестиционные  проекты (программы) служат основой  для прогноза стоимости основных средств.

Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и  величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости  кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

В первом приближении никаких изменений  в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

Расхождения в прогнозах активной и пассивной  частей баланса дает представление  о недостатке (избытке) финансирования.Изменение  структуры баланса сказывается  на итоге денежных средств.

11. Составление бюджета потока денежных средств – один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской  задолженности, расходы (оттоки денежных средств) – с учетом изменений  в кредиторской задолженности.

Прогноз отчета о движении денежных средств  рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). В расчетах может использоваться как прямой метод, так и косвенный  метод.

Информация о работе Бюджетирование как метод управления предприятием