Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучений теоретических аспектов системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты бюджетирования как элементуправления предприятием.
Выявление места и роли бюджетирования в системе управления предприятием.
Классификация затрат для целей комплексного бюджетирования.
Взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета.
Использование бюджетной системы планирования для управленияфинансовым состоянием предприятия.
С методологической
точки зрения общий бюджет
состоит их двух основных
Операционный бюджет
показывает планируемые операции на
предстоящий год для сегмента
или отдельной функции
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в плановом периоде. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств предприятия.
Результаты разработанного
операционного бюджета вносятся
в бюджет доходов и расходов. Он
составляется на основе данных, содержащихся
в бюджетах продаж, себестоимости
реализованной продукции и
Сформированный бюджет расходов и доходов ОАО «Астраханский порт» представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Сводный бюджет доходов и расходов ОАО «Астраханский порт» на 2011 год,тыс. руб.
Показатели |
Iквартал |
IIквартал |
IIIквартал |
IV квартал |
Всего за 2011г. |
1.Выручка от реализации работ |
10 476 |
13 652 |
20 973 |
24 844 |
69 945 |
2.Себестоимость реализованных работ |
9,5 |
12,8 |
18,9 |
23 |
64,5 |
3.Валовая прибыль (убыток) |
948 |
810 |
1 989 |
1 692 |
5 439 |
4.Прибыль (убыток) от продаж |
948 |
810 |
1 989 |
1 692 |
5 439 |
5.Налог на прибыль |
189 |
162 |
397 |
338 |
1 087 |
6.Чистая прибыль(убыток) |
758 |
648 |
1 591 |
1 354 |
4 351 |
В данном отчете валовая прибыль получается путем расчета разницы между выручкой от продажи и себестоимостью реализованных работ. Для получения прибыли от продаж необходимо вычесть из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы. Чистая прибыль находится вычитанием от налогооблагаемой прибыли ставки налога.
Основным финансовым бюджетом
ОАО «Астраханский порт»
Таблица 2.4
Бюджет денежных средств ОАО «Астраханский порт» на 2011 год, тыс. руб.
Показатели |
Iквартал |
IIквартал |
IIIквартал |
IV квартал |
Всего за 2011г. |
1.Сальдо на 01.01 |
5 000 |
10 000 |
13 000 |
16 900 |
44 900 |
2.Поступление от реализации |
10 476 |
13 652 |
20 973 |
24 844 |
69 945 |
3. Платежи |
|||||
3.1.Приобретение материалов |
5 179 |
4 916 |
4 008 |
3 134 |
17 237 |
3.2. Оплата труда |
9 390 |
9 270 |
9 450 |
9 454 |
37 564 |
3.3. Страховые взносы |
3 190 |
3 150 |
3 213 |
3 214 |
12 326 |
3.4.Амортизация |
460 |
461 |
462 |
460 |
1 843 |
3.5.Прочие расходы |
4 723 |
5 730 |
6 194 |
7 349 |
23 996 |
4.Итого по платежам |
9 528 |
12 842 |
18 984 |
23 152 |
64 506 |
5.Сальдо на 31.12 |
5 948 |
10 810 |
14 989 |
18 592 |
50 339 |
Итогом данного бюджета является денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным, оно рассчитывается путем сложения сальдо на начало периода и поступлений от реализации работ и вычитанием из этой суммы все платежи предприятия.
Тем самым, остаток денежных средств на 31.12.2011 г. в размере 50 339 тыс. руб. будет являться входящим остатком на 01.01. 2012 г. Для последующего правильного бюджетирования денежных средств на 2012 год.
Следует сказать, что система бюджетирования ОАО «Астраханский порт» частично автоматизирована, однако персонал перестает устраивать функционал электронных таблиц Excel. О проблемах автоматизации бюджетирования и мероприятиях по их устранению речь пойдет в 3 главе работы.
Координация
процесса бюджетирования. Постоянно
действующим органом, который занимается
тщательной проверкой стратегических
и финансовых планов, даёт рекомендации,
разрешает разногласия и
Совет директоров собирается в соответствии с планом заседаний для анализа исполнения бюджета за прошедший период и принятия решений о внесении корректировок. Координация работы исполнителей в рамках бюджетного процесса на предприятии возлагается на планово-экономический отдел.
Порядок
формирования годового бюджета. Совет
директоров определяет срок рассмотрения
бюджета предприятия на плановый
период. На основании указанной даты,
планово-экономический отдел
Центры планирования формируют бизнес-прогнозы и передают их в планово-экономический отдел для рассмотрения и согласования. После согласования производится предварительный расчет бюджета. После осуществления необходимых поправок бюджет выносится на рассмотрение генеральному директору. Он инициирует внесение требуемых корректировок и выносит бюджет на рассмотрение и утверждение Совета директоров предприятия.
После
утверждения бюджетные
Порядок
корректировки годового бюджета.
Корректировка бюджета может
быть инициирована генеральным директором
или по представлению членов Совета
директоров в случае изменения стратегии
предприятия; невозможности выполнения
запланированных годовых
Накопленный опыт показывает, что использование данного инструмента позволяет вывести систему управления организацией на качественно новый уровень, характеризуемый достижением "прозрачности" принимаемых управленческих решений с точки зрения финансовых последствий, наличием реальной возможности управления финансовыми результатами и денежными потоками структурных единиц и организации как единого целого.
Несмотря на немаловажную работу уже проделанную в этой области, существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов. Они касаются, в частности, систематизации теоретических подходов к сущности бюджетов и бюджетирования, специфических принципов бюджетирования, применения сценарного подхода, разработки системы информации для бюджетирования и механизма анализа отклонений, организационной процедуры внедрения бюджетирования и др.
В связи с ужесточением конкуренции на рынке, эти проблемы приобретают особую значимость. Основными направлениями их решения представляются:
Использование бюджетирования привело к несомненным выгодам и для собственников, и для менеджеров, и для персонала ОАО «Астраханский порт»:
В целом можно сказать, что система бюджетирования на ОАО «Астраханский порт» введена частично, однако, не смотря на недолгое время использование системы бюджетирования, она уже дает конкретные результаты. Во-первых, составление бюджетов делает прозрачным расходование средств для руководителей подразделений, и они могут корректировать свои расходы на те или иные цели. Во-вторых, начальники подразделений чувствуют ответственность за соблюдение плановых показателей, которые заложены у них в бюджетах. В-третьих, уже начали выявляться некоторые внутренние ресурсы общества, которые можно использовать с намного большей выгодой.
Таким образом, можно сказать, что, как и в других российских предприятиях до сих пор бюджетное планирование остается слабым местом управления организацией. Несмотря на немаловажную работу, которая уже проделана в области бюджетирования, существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов, над которыми в настоящее время работают специалисты ОАО «Астраханский порт».
Следует учесть, что эффект от разработки мероприятий по улучшению системы бюджетирования ОАО «Астраханский порт» состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
РАМКА
Прежде всего, необходимо отметить, что внедрение системы бюджетирования необходимо предприятию когда:
Информация о работе Бюджетирование как метод управления предприятием