Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6
2 Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Р631 бюджетно - фин политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Сущность и  значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6

2 Взаимосвязь  бюджетно-финансовой и налоговой  политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16

3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Денежно-кредитная  политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Осуществляя эмиссию  и кредитование экономики, банки  выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, обеспечивая обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся  объем золотого запаса ограничивал  эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической  концепции привела к необходимости  обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетно - финансовая политика и налоговая политика.

Обеспечение устойчивого  экономического роста зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. Поэтому в числе основных теоретических проблем необходимо назвать выбор оптимальной денежно-кредитной политики в конкретных экономических условиях. В этой связи выбираются те или иные ее цели, критерии и инструменты, отдается предпочтение правилам или свободе действий монетарных властей, определяются пределы возможностей денежно-кредитной политики.

Данная тема актуальна в настоящее время, поскольку, именно бюджетно – финансовая и налоговая политики, как части денежно-кредитной политики ставят перед собой конечные цели достижения устойчивых темпов роста национального производства, стабильных цен, высокого уровня занятости населения, равновесия платежного баланса. Добиться заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные цели, поскольку между ними существует тесная связь. Промежуточными являются: объем денежной массы, уровень процентных ставок, объем финансовых ресурсов государства, уровень налоговой нагрузки и др. Финансовая политика в целом на разных этапах развития может быть различной и преследовать разные цели.

Объект исследования – финансовая система Республики Беларусь, предмет исследования – бюджетно – финансовая и налоговая политики, как части денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является изучение бюджетно – финансовой и налоговой политики, и их влияния на денежно - кредитную политику Республики Беларусь в различных ее проявлениях. Для достижения цели требуется решение следующих задач:

– изучение налоговой  политики Республики Беларусь;

– анализ бюджетно - финансовой политики Республики Беларусь;

– определение  специфики, целей, основных направлений  и приоритетов денежно - кредитной  политики Республики Беларусь.

При подготовке курсовой работы были использованы методы: табличный, графический, аналогов сравнений.

При написании  курсовой работы была использована учебная, методическая и научная литература, а также материалы СМИ по теме курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  и значение бюджетно-финансовой  политики, ее цели и задачи

 

Особая сфера  деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и  использование для осуществления  государством его функций, представляет собой финансовую политику.

Финансовая  политика – совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание  финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики – стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно  обеспечение ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики – кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики – установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм – система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

– формы финансовых ресурсов;

– методы их формирования;

– система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

– организации  бюджетной системы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

– политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

– экономические  цели, то есть достижение целей в  области экономики на различном  уровне

– социальные цели, то есть достижения целей в сфере  общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая  политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном  уровне:

– мировом

– региональном

– национальном

– на уровне отдельных  регионов внутри страны

– на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

– отдельного предпринимателя

– на уровне отдельного домохозяйства

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

– бюджетно - финансовая политика

– налоговая  политика

– таможенная политика

– денежно-кредитная  политика

– инвестиционная политика

Финансовая  политика является частью общей экономической  политики.

Главным субъектом  проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества [2, с. 35].

Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и  проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях  финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы [2, c. 36].

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией [3, с. 60].

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  создает благоприятные возможности  для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и  составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.

В качестве финансовой стратегии  можно рассматривать, например, развитие АПК. Решить эту задачу представляется возможным только в отдаленной перспективе. Но уже сейчас, на данном этапе развития экономики, государством реализуется ряд мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства, в частности, льготное кредитование и использование системы льгот в области налогообложения этой отрасли народного хозяйства.

Другой задачей, которую  необходимо решить государству, является создание благоприятного инвестиционного  климата. Этого можно достигнуть путем принятия стабильного законодательства, использования системы правительственных гарантий, путем совершенствования системы налогообложения, применения системы льгот, снижения уровня инфляции.

Финансовая политика как  особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных  актах.

Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется такими программными документами, как Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на соответствующий год», Стратегией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и другими. [10]

Финансовая политика, являясь  формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей  и выполнению задач, поставленных экономической  политикой. По мнению многих специалистов, финансовая политика выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики» [5, с. 114] 

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях