Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6
2 Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Р631 бюджетно - фин политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетно - финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера Республики Беларусь  (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому Национальный банк Республики Беларусь вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию [18, с. 59].

С одной стороны, он стремится ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной перестройки. Таким образом, для предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики – поддержание рентабельного уровня хозяйствования большинства промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние на денежную сферу республики. Чтобы гибко реагировать на изменения денежной массы, в республике надо развивать рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

На такой  основе станет возможным привлечение  свободных денежных средств населения  и частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия для деловой активности населения и хозяйствующих субъектов. Это позволит улучшить инвестиционный климат.

Одним из инструментов привлечения средств частного сектора  могут стать муниципальные займы. Основная проблема привлечения инвестиций частных лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая. На сегодняшний день успешно проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским интересом.

Совершенствование бюджетно - финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем  отказа от оборотных платежей,  снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, основная часть расходов должна носить производственный характер.

Следует также  учитывать неразрывную связь  бюджетно – финансовой политики с  денежно – кредитной политикой, поэтому эти направления не должны противоречить друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Взаимосвязь  бюджетно-финансовой и налоговой  политики. Бюджетно-налоговая политика

 

Фискальная, или  налоговая, политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка  государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг [5, c. 285].

Основными инструментами  налоговой политики являются налоговые  и бюджетные регуляторы. К налоговым  регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетно - финансовая классификация статей доходов и расходов и др.

Фискальная  политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен.

Независимо  от решений правительства формируется  автоматическая налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных  расходов и налоговых поступлений  при перемене экономических условий. Это политика встроенных стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объёме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объёма производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.

Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом.

В период спада  растет безработица, и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация.

Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

Сдерживающая  фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при  значительном уровне безработицы посредством  мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов [5, с. 286].

Стабилизационное  воздействие налогов и государственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада, правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

За прошедшие  годы в Республике Беларусь достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным  требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных  механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Основным отличием бюджетно – налоговой политики в Республике Беларусь является ее ярко выраженная социальная направленность. При этом доходная часть бюджета строится практически полностью на сумме собираемых налогов. Уровень внешнего долга относительно низок и диктуется в основном дефицитом бюджета, который, в свою очередь, базируется на внешних заимствованиях. Последнее обстоятельство предопределяет высокий уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Соответственно, такая налоговая нагрузка предполагает достаточно жесткий прессинг государства в отношении собираемости налогов. В последнее время предпринимаются определенные шаги по снижению расходов государственного бюджета, что позволило государству несколько снизить налоговую нагрузку. Однако такие изменения носят разовый характер и не приобрели уровня системы. 

Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»), в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике.

Необходимо  продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный  выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов.

Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации  в полном объеме на всех уровнях  бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов.

В целях повышения  прозрачности бюджетов и бюджетных  процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной  отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми.

При разработке стратегии и практических действий по снижению 
долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры 
погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых 
макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков.

Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки [9, с. 23].

Улучшение экономической  ситуации в начале XXI в. естественно позволило государству несколько изменить свои приоритеты и уделять больше внимания социальной политике. Однако, без дальнейшего реформирования экономических отношений достигнутый уровень роста легко потерять. Тем не менее снижение налоговой нагрузки происходит очень медленными темпами, а рост социальной нагрузки на бюджет по прежнему довольно высок. Давление социальных трансфертов стало чрезмерным и существенно повлияло на эффективность бюджетной политики в отрицательном плане. В итоге бюджетно – налоговую политику Республики Беларуси нельзя признать эффективной, поскольку дефицит бюджета сохраняется, уровень доходов растет медленнее, чем уровень расходов. Меры по сокращению расходов применяются только косметические – снижение субсидирования государственных предприятий (в т.ч. АПК), а также вводятся косвенные ограничения на заработную плату учителей, врачей и т.д. Одновременно не снижается численность структуры управления, что, естественно, требует увеличения государственных расходов. Кроме того, применяются непопулярные меры – увеличиваются таможенные платежи, возрастает налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования. При этом внешняя торговля ведется зачастую по ценам ниже себестоимости с целью удержания доли на зарубежных рынках, но новые технологии производства при этом используются слабо. 

Поэтому, Беларуси следует инициировать масштабные экономические  реформы, одновременно провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время [7, с. 32].

Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде определены:

– реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении  ключевых социально-экономических  задач;

– проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;

– совершенствование  бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях