Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6
2 Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………
Структура расходных обязательств бюджета имеет ряд особенностей.
Во-первых, значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).
Во-вторых, в резервный фонд Президента и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. рублей от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП [17].
В-третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.
Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, на субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составят более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этой группы расходов составляла 44%.
Приоритеты бюджетной политики – 2012: здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.
На здравоохранение из консолидированного бюджета запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП – рост в 1,8 раза к 2011 году. Из них 14,4 трлн. рублей (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. рублей, государственной программы «Кардиология» – 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси – 106 млрд. рублей [17].
Расходы бюджета на образование определены в объеме 23,8 трлн. рублей и составят 4,7% к ВВП – рост к 2011 году в 1,7 раза. В частности, бюджетные расходы на высшее и послевузовское образование вырастут на 187,4% – с 1,7 до 3,2 трлн. рублей. В дополнение к стандартным расходам на обучение студентов вузов, в рамках госпрограммы развития высшего образования на материально-техническое оснащение высших учебных заведений выделяется 159 млрд. рублей. Необходимым бюджетным финансированием наполнены госпрограмма развития средне-специального – 1,1 трлн. рублей и профессионально-технического образования – 1,5 трлн. рублей. Они комплексно охватывают все бюджетные расходы на содержание и развитие соответствующих учреждений.
Наряду с
введением с этого года дополнительных
налоговых стимулов производства инновационной
продукции, на реализацию государственной
научно-технической и
В 2012 году адекватно ситуации бюджет обеспечит социальную поддержку населения. Безусловно, лучший способ такой поддержки – устойчивый рост реальных доходов населения. Кроме этого, предусмотрены ресурсы на поддержку тех категорий, которые не смогут самостоятельно обеспечить себе достаток. Расширятся круг получателей адресной помощи и ее доступность.
Планируется ввод в эксплуатацию более 2 млн. квадратных метров жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Господдержка будет осуществляться в следующих формах:
– льготное кредитование строительства жилых помещений. Кредитование будет вестись по конкретным перечням объектов, на эти цели запланировано около 6,4 трлн. рублей;
– возмещение процентов по кредитам банков, предоставляемым на льготных условиях. Соответствующие расходы республиканского бюджета составят 4,5 трлн. рублей;
– финансовая помощь в погашении кредитов (расходы республиканского и местных бюджетов — 87 млрд. рублей);
– одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для молодых семей и сельских жителей. Соответствующие субсидии местных бюджетов составят 171 млрд. рублей [17].
Предусмотрено также финансирование строительства:
– жилья для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания жилых домов, строительства жилья в сельской местности;
– социального и служебного жилья;
– жилых помещений в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составит 11,4 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году – 2,5% ВВП (7 трлн. рублей). Для сравнения: в 2010 году было 3,1%, в 2009 – 3,8% [17].
Расходы республиканского бюджета на село запланированы в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сель- хозпроизводства.
Повышается
самостоятельность местных
Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне 2011 года — 0,4% к ВВП и составят 2,1 трлн. рублей. Из них 1,7 трлн. рублей предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий.
В условиях изменения структуры бюджета в реальном выражении вынужденно сокращаются расходы на реализацию государственной инвестиционной программы. Соответствующие ассигнования должны вырасти в 1,5 раза, составив не более 3,6 трлн. рублей.
На реализацию региональных инвестиционных программ предусмотрено 4,8 трлн. рублей – рост в 1,5 раза. Суммарно расходы на местные программы развития к уровню 2011 года вырастут вдвое и составят 9,4 трлн. рублей. Из них, в частности, будут финансироваться:
– строительство в рамках программы по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
– уплата процентов по кредитам на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки;
– подготовка к проведению республиканского фестиваля «Дажынки» в Горках Могилевской области;
– строительство жилых помещений для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания домов;
– подготовка Минска к проведению в 2014 году чемпионата мира по хоккею.
Для повышения эффективности расходования бюджетных средств с этого года ликвидируется ряд государственных целевых бюджетных фондов. Однако это не отразится на финансировании приоритетных направлений государственной политики, поскольку оно будет вестись из средств бюджета и ориентироваться на соответствующие доходные источники. В свою очередь, в бюджете останутся фонд национального развития и инновационные фонды, которые имеют свою специфическую природу формирования и использования.
За 2011 год внешний государственный долг вырос на 2,7 млрд. долларов и достиг 12,2 млрд. Однако ухудшения качества долгового портфеля не произошло. Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, являются долгосрочными. Средний срок до погашения составляет порядка 6 лет, а стоимость обслуживания внешнего госдолга — около 4% годовых [17].
В 2012 году тенденция роста внешнего госдолга сохранится. Продолжится освоение кредитов Всемирного банка и Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. Начнется реализация проекта по строительству АЭС за счет средств государственного экспортного кредита Российской Федерации. Также сохраняются возможности для получения очередных двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В итоге планируется, что внешний госдолг к завершению 2012 года составит порядка 14 млрд. долларов США, или 24% к ВВП. Напомню, что показатель экономической безопасности — 25% к ВВП [10].
Сохраняются подходы к формированию собственной ресурсной базы бюджетов областей и Минска. В частности, весь налог на прибыль, уплачиваемый организациями коммунальной и негосударственной форм собственности, зачисляется в доход местных бюджетов, а платежи по налогу на прибыль, поступающие от других плательщиков (по сути республиканских предприятий), распределяются между республиканским и местными бюджетами по нормативу 50/50, в столице — 85/15.
При этом сохранен подход к распределению налога на добавленную стоимость. В доход бюджетов областей и Минска зачисляется 30% налога, поступающего в целом по стране.
В 2012 году предусматривается передача из республиканского в бюджеты областей и Минска средств в сумме 27,5 трлн. рублей. Из них в форме дотации – 23,9 трлн., в форме субвенций – 3,6 трлн. рублей. Кроме того, для финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения планируется передать в бюджеты областей и столицы средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в сумме 307 млрд. рублей [17].
Основные источники собственных доходов местных бюджетов – 2012:
– подоходный налог – 15,4 трлн. рублей, или 30,8%;
– налог на прибыль – 9,4 трлн. рублей, или 19,8%;
– налог на добавленную стоимость – 13,7 трлн. рублей, или 28,1%;
– налоги на собственность – 2,9 трлн. рублей, или 6% [17].
Также за счет увеличения ставок налогов на собственность местными Советами депутатов региональные бюджеты смогут получить дополнительные доходы на сумму более 1,9 трлн. рублей.
Расходы местных бюджетов прогнозируются в сумме 76,5 трлн. рублей, рост — 79,2% к ожидаемому исполнению 2011 года. Они сформированы на основе равных и справедливых подходов бюджетной политики, с применением единых экономически обоснованных индексов роста статей расходов. Местные бюджеты в 2012 году планируются бездефицитными.
Таким образом, бюджет-2012 максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, обеспечивает государство необходимыми финансовыми ресурсами для обеспечения расходов бюджета и создает основу для реализации финансовых целей государства. Кроме того, налоговая политика обеспечивает «выравнивание» финансового положения субъектов хозяйствования и населения. Налоговая политика не является самостоятельной и тесно связано с бюджетом государства и его бюджетно – финансовой политикой.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов.
Согласно основным
нормативным документам перед бюджетно-налоговой
политикой в период 2011 – 2012 гг. стоят
цели преодоления последствий
Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях