Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6
2 Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Р631 бюджетно - фин политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим направлением совершенствования бюджетной политики государства станет оптимизация  структуры государственных расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. Предполагается формирование специальной бюджетной финансовой формы поддержки инвестиционных программ и проектов, прежде всего рассчитанных на перспективу, путем предоставления инвесторам государственных гарантий либо непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. При этом избыточные обязательства государства будут сокращаться с одновременной концентрацией финансовых ресурсов на выполнении основных его функций, включая, прежде всего, увеличение расходов на социальную помощь, здравоохранение и рост заработной платы в бюджетной сфере.

Налоговая политика в 2012 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного  упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного  улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы. Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей. Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты. Реализация налоговой политики в 2012 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов. Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов. Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций. Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Упорядочение  государственной поддержки реального  сектора экономики будет реализовано  за счет оптимизации ее форм и сокращения объема. Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение  сбалансированности бюджетов всех уровней  и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.

В результате реализации предложенных направлений будут  обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы  должно быть упрощение налоговой  системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс  должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение  работы по отмене всех оборотных  налогов и сборов, взимаемых с  выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки  на фонд заработной платы путем  отказа от практики уплаты  страховых взносов в ФСЗН Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь;

- снижение и  унификация таможенных пошлин.

Важным фактором снижения налоговой нагрузки могло  бы стать снижение ставки НДС хотя бы до уровня 2009 г. – 18%.

Таким образом, налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, обеспечивает государство необходимыми финансовыми ресурсами для обеспечения расходов бюджета и создает основу для реализации финансовых целей государства. Кроме того, налоговая политика обеспечивает «выравнивание» финансового положения субъектов хозяйствования и населения. Налоговая политика не является самостоятельной и тесно связано с бюджетом государства и его бюджетно – финансовой политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Бюджетно-финансовая  политика Республики Беларусь  в современных условиях

 

Республика  Беларусь в своей социально-экономической политике на пятилетие 2011 – 2015 г.г. исходила из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Ретроспектива показателей денежно – кредитной  политики страны показывает, что она  претерпела достаточно большие изменения (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Показатели динамики ДКС Республики Беларусь

 

год

Индекс потребительских  цен, %

Индекс девальвации (к  доллару  США), %

Коэффициент монетизации (по М2)

Коэффициент монетизации (по М3)

Коэффициент валютного  замещения (долларизации)

Нормы процента

номиналь

ная

реаль

ная

1990

67,9

67,9

0

1991

247,5

98,8

47,5

47,5

0

12,0

–54,7

1992

1659,1

8982,0

30,2

32,7

0,1

24,7

–92,5

1993

2096,5

4660,0

10,5

15,3

0,68

112,6

–89,9

1994

2059,9

1516,5

5,8

11,0

1,14

232,4

–83,9

1995

344,0

108,5

6,4

10,4

0,87

187,4

–16,5

1996

139,3

134,8

8,1

11,0

0,54

50,8

8,2

1997

163,1

198,3

7,3

10,6

0,69

39,3

–14,6

1998

281,7

348,1

7,9

10,7

0,7

43,0

–49,3

1999

351,2

299,1

5,4

11,0

1,57

85,9

–47,1

2000

207,5

368,8

4,7

10,8

2,06

106,9

–0,3

2001

146,1

133,9

4,9

11,7

2,36

60,1

9,6

2002

134,8

121,5

5,8

12,4

1,8

51,6

12,5

2003

125,4

112,3

6,8

13,4

1,42

32,9

6,0

2004

114,4

100,6

8,2

14,5

1,06

21,4

6,1

2005

108,0

99,2

9,9

15,7

0,78

13,7

5,3

2006

106,6

99,4

12,9

18,6

0,58

10,7

3,8

2007

112,1

100,5

13,2

19,7

0,65

10,5

–1,4

2008

113,3

123,3

13,7

21,3

0,71

10,3

–2,6

2009

112,7

113,7

14,0

23,5

0,88

10,1

–1,1

2010

109,9

110,8

14,2

23,9

0,82

10,0

– 0,7

2011

208,7

265,6

16,4

27,1

0,91

32,5

–11,2


 

Примечание  – источник: [15]

 

Денежно-кредитная  политика используется для содействия созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

В 2012 году безусловный приоритет правительства – достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105–105,5 процента.

Сохранится  жесткая денежно-кредитная политика. Она предполагает прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка. Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ.

Системные меры приняты для снижения налоговой  нагрузки на экономику, повышения ее инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности, обеспечения  дополнительных прав плательщиков.

Структура отечественной  налоговой системы по составу и количеству платежей за последние годы приведена в соответствие с общепринятыми стандартами. Поэтому в 2012 году акценты сделаны на улучшении ее качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на конкурентоспособность Беларуси в Таможенном союзе [17].

Радикально  снижена ставка налога на прибыль – с 24% до 18%. Она самая низкая в Таможенном союзе, и одна из самых низких среди наших западных соседей, что по оценке экспертов положительно повлияет на решение инвесторов о ведении бизнеса в Беларуси. Подходы к налоговому льготированию прибыли заменяются общепринятыми и понятными для иностранных инвесторов механизмами стимулирования инвестиций: ускоренной амортизацией (за счет введения амортизационной премии) и переносом убытков на будущие прибыли.

Дополнительные  налоговые стимулы предусмотрены  для производителей высокотехнологичных  и инновационных товаров. От налога на прибыль в 2012 году освобождены доходы организаций, полученные от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%). Кроме того, прибыль организаций, полученная от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, будет облагаться по ставке 10%.

Плательщикам  дано право в течение налогового периода изменять метод уплаты налога на прибыль. Кроме того, упрощается порядок уплаты экологического налога путем перевода плательщиков на подачу одной налоговой декларации в  налоговые органы по месту постановки на учет.

От налога на прибыль освобождены доходы учреждений образования, полученные от предпринимательской  деятельности. Это повысит качество учебного процесса за счет обновления материально-технической базы и  материального стимулирования преподавательского состава. Для коммерческих организаций расширена возможность оказания спонсорской помощи бюджетным учреждениям социальной сферы, спорта, образования, здравоохранения, общественным объединениям инвалидов, религиозным организациям. Для этого уточнен состав получателей и увеличен предельный размер льготируемой суммы с 5% до 10% валовой прибыли [17].

Уменьшена налоговая  нагрузка на малый и средний бизнес за счет снижения на один процентный пункт  ставки налога при упрощенной системе  налогообложения: с 8% до 7% без уплаты НДС и с 6% до 5% с уплатой НДС.

По остальным  налогам, сборам и пошлинам внесены  редакционные уточнения либо порядок  их взимания приведен в соответствие с принятыми в течение 2011 года решениями и поручениями Главы государства и правительства.

Доходы консолидированного бюджета в 2012 году запланированы в объеме 141,8 трлн. рублей – 27,8% к ВВП. Это в 1,8 раза больше по сравнению с 2011 годом (78,8 трлн. рублей и 27,8% к ВВП) [17].

Сложившаяся структура  доходов бюджета в основном сохранится. Как и ранее, основную долю поступлений составят НДС – 33,2%, доходы от внешнеэкономической деятельности – 17,9%, подоходный налог – 10,8%, налог на прибыль – 10%, акцизы – 8% и налоги на собственность – 2%.

Высокие темпы  роста, которые прогнозируются в  отношении номинального ВВП – 180,1%, позволят сформировать доходы по НДС в сумме 47,1 трлн. рублей с ростом к оценке 2011 года в 1,9 раза [17].

По сравнению  с минувшим годом почти на 70% планируется  рост поступлений по налоговым доходам  от внешнеэкономической деятельности. Их объем составит 25,4 трлн. рублей. Основной фактор – изменение курсов иностранных валют, рост экспорта и импорта товаров.

Доходы бюджета  по налогу на прибыль возрастут к  ожидаемым поступлениям 2011 года на 75,7% и составят 14,2 трлн. рублей, что объясняется расширением налоговой базы [17].

Рост поступлений  от акцизов запланирован в два  раза. Укрупнение подакцизных групп  товаров и повышение ставок акцизов  на алкогольные и табачные изделия  с учетом прогнозируемых объемов  реализации подакцизных товаров позволят получить 11,3 трлн. рублей.

Налоги на собственность, зачисляемые в бюджеты областей и Минска, прогнозируются с ростом на 11,9% в сумме 2,9 трлн. рублей. В данном случае не учтены доходы от повышающих коэффициентов к ставкам этих налогов, которые имеют право установить местные Советы депутатов. Как и в предыдущие годы, это будет источник дополнительных доходов местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях