Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи……6
2 Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………...16
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Р631 бюджетно - фин политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика относится  к категориям надстройки. Между нею  и экономическим базисом существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями и обусловлена уровнем развития экономики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее имеются свои законы. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различным: посредством проведения политических мероприятий в одних случаях создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – развитие тормозится.

Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, о чем свидетельствует печальный опыт нашего государства.

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей государства. Большое значение придается повышению  эффективности использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами государственных целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий.

Среди целей и задач  финансовой политики можно выделить также: разработку и реализацию единой бюджетной политики; участие в  реализации налоговой политики; совершенствование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса; разработку и обеспечение исполнения центрального бюджета; увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста; соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Финансовую политику выделяют в самостоятельную отрасль, так  как она затрагивает специфическую  сферу денежных отношений, связанных  с формированием, распределением и  использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Деятельность государства направлена на регулирование процессов движения, распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В условиях роста масштабов производства, к чему стремится наша республика, усложнения хозяйственных и региональных связей возникает необходимость обеспечивать согласованное развитие отраслей и регионов.

Ученые - экономисты в качестве основных недостатков  финансовой политики предшествующих лет называют: неспособность финансовой политики быстро реагировать на изменяющиеся условия развития государства; отсутствие стратегических разработок; проведение частичных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение требования правильного ведения финансового хозяйства – жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан [3, с. 69].

О проведении неэффективной  финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне, превышающем плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к  росту темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов.

Таким образом, финансовая политика – это комплекс мероприятий и программ, реализуемых  государством с целью обеспечения стабильности финансовой системы. Финансовая политика может способствовать экономическому росту или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит в том, чтобы разработать и реализовать финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Взаимосвязь финансового регулирования с экономическим настолько тесная, что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.

Бюджетно - финансовая политика связана с разработкой  и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов. Таким образом, бюджетно – финансовая политика неразрывно связана с налоговой политикой, которая является следствием бюджетной политики.

Будучи частью финансовой политики государства бюджетно - финансовая политика является ядром  экономической политики и как  таковая выступает средством  осуществления экономической и  социальной политики государства.

Разработка  бюджетно - финансовой политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

Четко сформулированные цели и задачи бюджетно - финансовой политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать  все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.

И наконец, на завершающем  этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей  и задач, позволяющие реализовать  основные направления использования  бюджетных отношений на том или  ином отрезке времени.

Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее  время и отдаленную перспективу  в сочетании с основными направлениями  использования бюджетных отношений  и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить  потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

Функциональный  аспект бюджетно - финансовой политики включает: политику в области доходов  бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетных отношений.

Временной аспект бюджетно - финансовой политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактического характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицательных последствий, как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике.

В настоящее  время во всех странах наблюдается  тесное переплетение тактических задач  со стратегическими направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в современных условиях огромное значение. Бюджетно - финансовая политика осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства - на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях).

Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетно - финансовой политики не может быть обеспечена финансовая самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.

В бюджетной  политике Республики Беларусь реализуется  пассивная форма дефицита. Это  означает, что большая часть бюджетных  средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва между доходами и расходами. Дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами [12, с. 15].

Основной целью  бюджетно - финансовой политики Республики Беларусь в течение ряда лет является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это осуществляется посредством поддержания плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В  качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики Республики Беларусь используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США [12, с. 15].

Финансовая  политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют  игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро, особенно в свете финансовых проблем 2011 г.

Невысокие темпы  экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость  поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики в результате финансового кризиса, свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность  объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов, что приводит к появлению задолженности, как внутренней, так и внешней. Особенностью бюджетно - финансового планирования Республики Беларусь является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить.

Решение экономических  проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась [12, с. 16].

Использование административного ресурса в  сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Переход к рыночному  механизму хозяйствования объективно предполагает бюджетно - финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.

При реформировании финансовой сферы правительству  следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную  базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

В области бюджетно – финансовой и налоговой политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов  к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы [12, с. 17].

Для улучшения  структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств  на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание  свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит затраты на пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях