Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что множество стран проходили или проходят в данный момент переходный период, а фискальная политика играет определяющую роль в решении проблем, которые неизбежно возникают в странах с переходной экономикой. Это прежде всего обеспечение: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………….……………..5
1 Теоретические основы фискальной политики …………………………...…...6
Понятие фискальной политики и ее инструменты ……… .. ………...…..6
Виды фискальной политики ………………………………....…….....…......8
Основные концепции фискальной политики: кейнсианская и классическая ……………………………………….. ……………………...…...10
2 Влияние фискальной политики на страны с трансформационной экономикой и ее эффективность………………..………………………………12
2.1Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой ………...………… …………………………………………………………….…12
2.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики……………………..……15
2.3. Проблема дефицита государственного бюджета ………………….. ……18
3.Особенности бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь…….21
3.1Критерии эффективности фискальной политики и ее показатели в белорусской экономике……………………………..…..………….....………....21
3.2 Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ…..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

     Вместе с тем целесообразность государственного финансирования отдельных  видов  экономической  деятельности  обусловлена  значительным экстернальным эффектом последних (их результатами может пользоваться все общество). В таких случаях чисто рыночные силы могут и не обеспечивать достижения социального оптимума. 

     В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов, трансфертных выплат.

  Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируем-ых расходов сдвигается вверх на эту же величину (Приложение Б.1), а равновес-ный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y = ∆G х mg, где mg - мультипликатор государственных расходов (Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (МРС)).

    Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину ∆T(Приложение Б.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину ∆Y=-∆T*b/(1-b) Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы. [3, с. 126]

         Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. [4,с.180].

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного  мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение  государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики.

 

1.2.Виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

1. В условиях спада  фискальная политика должна быть  стимулирующей. (Приложение В.1),  Она может предполагать:а) увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов и трансфертов для расширения спроса;б) снижение налогов ради поощрения частного бизнеса и уменьшения налоговых утечек совокупного спроса.

Следовательно, если до этого  имел место сбалансированный бюджет, то фискальная политика на фазе спада  ведет к бюджетному дефициту, так как расходная часть бюджета увеличивается, а его доходная часть сокращается. При этом стимулирующее воздействие бюджетного дефицита на экономику зависит от методов его покрытия. [1,с.78]

          В условиях экономического подъема, сопровождающегося инфляцией спроса, фискальная политика должна быть сдерживающей. (Приложение В.1). Она может включать:а) сокращение госрасходов на закупку ресурсов и продуктов и уменьшение трансфертов для ограничения совокупного спроса как причины инфляции;б) повышение налогов в целях торможения деловой активности и увеличения налоговых утечек совокупного спроса.

Результатом такого курса  является уменьшение или ликвидация бюджетного дефицита (если он был до этого) и появление или рост положительного сальдо бюджета, т. е. бюджетного излишка. При этом антиинфляционный эффект бюджетного излишка зависит от того, как он будет использоваться.

Фискальная политика многовариантна и может осуществляться как в условиях расширения госсектора, так и в условиях его сокращения..

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную: (стимулирующую и сдерживающую) 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики(ее влияние на макроэкономическое равновесие было описано выше).

 Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики  адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными  пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической бюджетно-налоговой политикой. [5,с.112]

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых  не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую  систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

          Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог: при  спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии[6,с.177].

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. [4,с.200].

Таким образом, благодаря  встроенным стабилизаторам во время  спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить  нежелательные колебания совокупного  спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения), Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3[7,с.160].

На практике правительства  стран проводит комбинированную  налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные  методы.В рыночных условиях, когда экономика имеет циклическое развитие, с помощью фискальной политики государство может сгладить коңюнктурные спады, тем самым не нарушив макроэкономическое равновесие.

1.3. Основные концепции фискальной  политики.

       

       Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. В связи с этим выделяются 2 основных концепции: кейнсианская и классическая..

        Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS (Приложение В.2) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован. [4,с.207]

         При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i1. Затем повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов.

      Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р1 до Р2. Такое явление получило название “эффект вытеснения”. Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику.С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.Математически «эффект вытеснения» можно представить следующим образом: DG = dI.

      Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП (Приложение Г.1).

       Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.

Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2.Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2.

        Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде [ 5,с.151-160] .

         Кейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

     Классическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. [ 8, с. 212] .

     Таким образом,  кейнсианцы строят механизм налогового  регулирования на основе изменений  уровня налогов как средства  проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада  экономики, повышения в годы  оживления и подъема с целью  сдерживания деловой активности, а классики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

      Несмотря на различия .есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике