Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что множество стран проходили или проходят в данный момент переходный период, а фискальная политика играет определяющую роль в решении проблем, которые неизбежно возникают в странах с переходной экономикой. Это прежде всего обеспечение: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………….……………..5
1 Теоретические основы фискальной политики …………………………...…...6
Понятие фискальной политики и ее инструменты ……… .. ………...…..6
Виды фискальной политики ………………………………....…….....…......8
Основные концепции фискальной политики: кейнсианская и классическая ……………………………………….. ……………………...…...10
2 Влияние фискальной политики на страны с трансформационной экономикой и ее эффективность………………..………………………………12
2.1Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой ………...………… …………………………………………………………….…12
2.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики……………………..……15
2.3. Проблема дефицита государственного бюджета ………………….. ……18
3.Особенности бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь…….21
3.1Критерии эффективности фискальной политики и ее показатели в белорусской экономике……………………………..…..………….....………....21
3.2 Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ…..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

2.Значение  фискальной политики в переходных странах и ее эффективность

 

2.1.Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой

      Сегодня общепризнанно, что в мире нет ни одной страны с эффективной, базирующейся на современных достижениях, социально-ориентированной рыночной экономикой без активной регулирующей роли государства. Отказ от государственного регулирования и контроля в условиях рынка противоречит самим участникам последнего, поскольку лишь государство обладает по отношению ко всем без исключения субъектам экономики полномочиями, достаточными для поддержания общих правил ведения хозяйственной деятельности. В переходной экономике происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства[9,с.220].

        Переходная экономика предполагает движение экономики от одного её состояния к другому, происходит столкновение старых и новых экономических интересов, что приводит к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений. Всё это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике

       Важными рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно  может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП. В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии.В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:• кредитно-финансовой и налоговой политикой;• предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;• амортизационной политикой;

• созданием благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций; [10,с.121].

Важной задачей  структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Основными аргументами  сторонников активного государственного регулирования экономической сферы  в трансформационной экономике  являются:

-Опыт смешанной государственно  регулируемой экономики Китая  свидетельствует, что именно в  промышленном и информационном секторах государственно-регулируемая экономика развивается успешно;

-Опыт стран ЦВЕ  показывают, что при прочих равных условиях  экономический кризис в странах  с активной политикой государственного  регулирования– Чехии, Венгрии  и даже Польше  был менее глубок;

Переходная  экономика не должна немедленно настраиваться  на достижение конечных целей. Вначале  надо стремиться к достижению определенной макроэкономической стабильности. [ 11,с.29] .

Макроэкономическая стабильность характеризуется:  сдерживанием инфляции, предпочтительно на уровне до 10%;  поддержанием высокого уровня занятости; сохранением высоких темпов роста, не обязательно таких, как в Китае, но в любом случае на уровне выше 5% в год; гарантированием справедливого распределения доходов и собственности; обеспечением населения основными видами социальных услуг; созданием необходимой инфраструктуры; формированием уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижением примерной сбалансированности расширенного государственного бюджета; установлением контроля над денежным предположением при его умеренном росте.

Эти цели достижимы отнюдь не легко, но их смысл в том, чтобы  государственный дефицит покрывался без дополнительной денежной эмиссии  и был небольшим по размеру, финансируемым без перенапряжения экономики. Это относится как к внутреннему, так и к внешнему дефициту.

    Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлен 2 путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними в сроках проведение системных преобразовании и стабилизационных мер, объеме регулирующих функций государства и др. [ 12,с.256] .

   Существуют 2 модели: либеральная и градулистская.  Первая модель- в Балтии и СНГ, вторая в КНР.В этих моделях много отличий, но можно выделить и общие черты, в частности: осуществление реформы по инициативе и под руководством государства в лице правящей номенклатуры.

     Несомненным достоинством либеральная модели, то что предусмотренная ею политика шоковой терапии позволяла за короткий период придать рыночной трансформации необратимый характер. Что нашло отражении в  осуществлении  либерализации внутренней и внешней экономической деятельности .Стремительная либерализация экономической деятельности в условиях хронически дефицитной, высокомонополизованной экономики с глубокими структурными и технологическими дисбалансами не могла не породить гиперинфляцию со всеми вытекающими из нее последствиями. В условиях огромного государственного долга политика носила преимущественно фискальный характер,что вело к ухудшению финансового положения предприятий ,истощению их инвестиционного потенциала ,нарастанию кризиса неплатежей и пр.Но тем самым фискальная политика вынужденно ускоряла процесс демонтажа социалистической экономики. Не высоким был и уровень компетенции ее проведения,тем более что консуль-тантами выступали западные экономисты(т.к. модель была разработана США первоначально для  финансового оздоровления стран  Латинской Америки в целях погашения огромной задолжности перед МВФ).

      Градуалистсая  модель:модель реформирования КНР  была разработана китайскими  учеными. Использование данной  модели позволило не только  предотвратить кризисные явления  ,но и добиться выдающихся экономических  успехов и избежать крупных  социальных потрясений.

        Для реализации данной модели  было использовано направляющее  планирование, суть которого состоит  в использовании законов рыночной  экономики(закон стоимости, спроса  и предложения,конкурентной борьбы ) в процессе планирования. Был обоснован тезис о внешней открытости китайской открытости. Ее проведением решалась проблема либерализации внешнеэкономической деятельности, направленной на широкое привлечение прямых иностранных инвестиций путем формирования зон открытости.

     Градуалистская политика реформ не вызывает высоких темпов инфляции и не порождает глубокого экономического спада в начальной фазе преобразований. Темпы дерегулирования "старых" экономических структур оказываются более низкими в сравнении с политикой "шоковой терапии", что создает риск их возрождения. Вместе с тем государственная структурная политика может существенно повлиять на характер экономической динамики в данной системе: трансформационного спада можно избежать при "щадящем" налоговом режиме для нового частного бизнеса в начальных фазах его становления в сочетании с разумным субсидированием реструктурируемых предприятий "старого" сектора. [13,с.155].

       Также можно сделать вывод ,что снижение темпов инфляции не всегда влечет за собой уменьшение темпов экономического спада.Снижение темпов инфляции создает предпосылки на экономический рост.Вместе с тем для начала экономического роста ,помимо снижения инфлиции,необходима адекватная налоговая политика государства в отношении предприятии реального сектора , а также отсутствие резких ценовых диспропорции в различных секторах производства. Быстрого экономического подъема добиваются те страны , в которых налоговая нагрузка на предприятия  реального сектора сведена к минимуму, а основное налоговое бремя ложится на физических лиц с большими доходами.

 

2.2.Эффективность фискальной

     К достоинствам фискальной политики следует отнести:

    Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

    Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)

[14,с.487]

    Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.      Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов

      Недостатки фискальной политики:

     1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики. Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. В модели IS-LM:фискальная политика более эффективна, когда инвестиции слабо реагируют на изменение процентной ставки, а мультипликатор инвестиций относительно низкий(кривая IS крутая ).При этом желательно,чтобы спрос на деньги был чувствительным к изменению процентной ставки и менее восприимчив к доходу(кривая LM  пологая),в противном случае фискальная политика становится относительно неэффективной.

     2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти., т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

     3. Неопределенность. Неопределенность касается: проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики; проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

      4. Дефицит бюджета(подробней в пункте 2.2) Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности. [15, с. 114]

    Чтобы развести эти причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

     Также следует отметить, что в краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы..

      Если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике