Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что множество стран проходили или проходят в данный момент переходный период, а фискальная политика играет определяющую роль в решении проблем, которые неизбежно возникают в странах с переходной экономикой. Это прежде всего обеспечение: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………….……………..5
1 Теоретические основы фискальной политики …………………………...…...6
Понятие фискальной политики и ее инструменты ……… .. ………...…..6
Виды фискальной политики ………………………………....…….....…......8
Основные концепции фискальной политики: кейнсианская и классическая ……………………………………….. ……………………...…...10
2 Влияние фискальной политики на страны с трансформационной экономикой и ее эффективность………………..………………………………12
2.1Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой ………...………… …………………………………………………………….…12
2.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики……………………..……15
2.3. Проблема дефицита государственного бюджета ………………….. ……18
3.Особенности бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь…….21
3.1Критерии эффективности фискальной политики и ее показатели в белорусской экономике……………………………..…..………….....………....21
3.2 Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ…..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

        Начиная с 1996 г. в республике отмечается экономический рост ВВП в республике возрастал. В значительной степени рост ВВП происходил в стоимостном выражении. Физический рост продукции отраслей не показывал соответствующего увеличения. Одним из основныхфакторов роста ВВП в Беларуси является оживление внешней конъюнктуры в России. При этом рост происходит преимущественно на устаревших основных фондах и технологиях.. Можно согласиться с мнением экономистов,  которые  объясняют  этот  рост  не  столько  проводимой  в  этих стране эффективной экономической политикой, сколько восстановлением национальных хозяйственных систем после периода постсоциалистической рецессии. Высказываются мнения, что перспективы «восстановительного» роста не могут быть долгосрочными. Это связано с исчерпанием его источников – вовлечением в хозяйственный оборот наиболее доступных ресурсов [18,с.46].

        В этой связи главная задача – обеспечить экономическое развитие, выходящее за рамки восстановления, Ее решение связано с проведением структурных реформ, включая реформу государственных расходов. Сопоставление темпов роста ВВП и государственных расходов в республике свидетельствует об опережающем росте последних. Так, среднегодовой темп прироста ВВП в 1998–2004 гг. составлял 6,1 %, в то время как среднегодовой темп прироста государственных расходов – 7,3 %. Это позволяет сделать вывод о том, что увеличение госрасходов не сопровождалось адекватным экономическим ростом.  Доля государственных расходов в ВВП Беларуси в 2000–2004 гг. составляла 45–46 %, а с учетом инновационных фондов (которые начиная с 2005 г. включены в бюджет) достигали 47–48 %. Среди стран с переходной экономикой Беларусь имеет самый высокий уровень государственных расходов и значительно больший, чем у других соседних стран со сравнимым доходом на душу населения. В 2001 г. эти расходы были примерно на 10 процентных пунктов выше, чем в России и Украине.  Ситуация усугубляется тем, что наряду с государственными обязательствами, финансируемыми через бюджет, в республике широкое распространение получили так называемые квазифискальные операции,  связанные  с  государственным перераспределением  ВВП.  . По оценкам экспертов Всемирного банка, Правительство перераспределяет не менее 60% ВВП [18,с.35]. Это самый высокий показатель среди всех стран с переходной  экономикой, Такой высокий уровень государственных расходов сопряжен с существенными финансовыми рисками для экономики страны.  текущих расходов и соответствующим снижением доли капитальных. В структуре текущих расходов увеличивается доля субсидий, текущих трансфертов и заработной платы.. В результате доля расходов на заработную плату в бюджете страны оказалась существенно выше, чем в других странах СНГ. Повышение заработной платы без увязки с ростом производительности труда влечет за собой ряд проблем: увеличивается нагрузка на бюджет,  осложняется  финансовое  положение  предприятий, снижается конкурентоспособность страны. Для того чтобы компенсировать рост заработной платы, сокращаются другие статьи, в первую очередь капитальные расходы. Состав расходов  белорусского  бюджета  отличается  от  других  стран.  Так, сравнительно высок уровень расходов на образование и экономические услуги.. Расходы на экономические услуги (включают субсидии и государственные капиталовложения) значительно превышают уровень расходов других стран и почти в 2 раза выше, чем в России и Украине. Данная тенденция является следствием государственной поддержки производственной сферы, в то время как в других странах такие расходы существенно сократились. Здравоохранение и социальная защита – две статьи, доля расходов на которые в ВВП ниже, чем в других странах. Уровень расходов на здравоохранение в размере 4,6 % ВВП .Что касается расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, то их доля в ВВП Беларуси находится на среднем уровне . Наиболее значительно по отношению к ВВП за рассматриваемый период снизились расходы бюджета по таким статьям как«Развитие поддержка  предпринимательства», «Промышленность,  энергетика  и строительный комплекс», «Транспорт, дорожное хозяйство и связь Одновременно значительно увеличились прямые расходы бюджета на коммунальное и сельское хозяйство. 

1. В настоящее время  имеются теоретические и эмпирические  доказательства неэффективности  государственной бюджетной политики, направленной на увеличение спроса  и оживление конъюнктуры путем  роста государственных расходов. Такая политика может иметь краткосрочный положительный эффект, но уже в среднесрочной перспективе ведет к нарушению макроэкономического равновесия.

2.  Современной общемировой   тенденцией  является  сокращение  роли  государства  в  изъятии   и  перераспределении  доходов 

3. Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП Беларуси достигает почти 50 %

В Беларуси свыше 80 % всех доходов консолидированного бюджета  составляют налоги и налоговые платежи.  В Беларуси свыше 80 % всех доходов  консолидированного бюджета составляют налоги и налоговые платежи. 

    Для налоговой системы Республики Беларусь характерны следующие тенденции. Во-первых, усиливается роль налогообложения  как  одного  из  важнейших  институтов  финансово-бюджетной политики, поскольку государство стремится все больше централизовать денежные ресурсы с целью усиления воздействия на отдельные отрасли и субъекты хозяйствования.

    Проводимая налоговая политика практически адекватна экономической политике государства в целом.  Во-вторых, происходит определенное смещение в структуре доходов бюджета от поступления тех или иных налогов. Так, в последние годы наблюдается тенденция усиления косвенного налогообложения при снижении прямого. Это обусловлено рядом факторов, прежде всего  возможностью  обеспечить  стабильность  поступлений  косвенных налогов в бюджет, тогда как поступления одного из основных прямых налогов – налога на прибыль – в значительной степени предопределяются финансовым состоянием субъектов хозяйствования. [18,с.50].

      Существенным элементом косвенного налогообложения в Беларуси являются акцизы, которые в последние годы занимают 8–11 % в налоговых поступлениях в бюджет.  В нашей стране по-прежнему продолжают действовать чисто кумулятивные многоступенчатые платежи: сборы в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды, на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, налог с пользователей автомобильных дорог. Таких сборов нет в налоговых системах других стран. Несмотря на их негативное воздействие на налоговую нагрузку субъектов хозяйствования, а следовательно и на увеличение цен, в силу их многоступенчатого кумулятивного характера эти платежи до сих пор не отменены.  Особенностью таких платежей является их целевой характер..

      В Беларуси формирование цен полностью зависит от выбранной модели косвенного налогообложения, а множество косвенных платежей оказывает прямое воздействие на увеличение цены товаров, работ, услуг.

      Корректировка финансовой политики в направлении ограничения масштабов и изменения характера деятельности государства, позволила бы существенно минимизировать финансовые риски, которые в настоящее время несет экономика республики.

 

 

3.2. Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ 

        Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ.

Основные черты бюджета  РБ в переходном периоде характеризуются  следующим образом:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.

4.Дефицит бюджета достигает  огромных размеров в абсолютных  цифрах и относительных показателях  к ВНП,  произведенному национальному доходу,  что затрудняет  управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики. 
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.  
Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования. 
        В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что, профи-цит составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП .За рассматриваемый мною период(январь-сентябрь)консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 5,5 трлн.руб,или 1,5% к ВВП. [19,с.28].

         Где расходы консолидированного бюджета профинансированы  в сумме 107  трлн.руб(на 26,5%  выше уровня января-сентября 2011 года в реальном выражении).Относительно ВВП расходы бюджет увеличились  на 2,5 п.п., составив 29,1% ВВП(структура расходов  консолидированного бюджета 2011,2012 годов в рассматриваемом периоде и экономическая классификация представлены в Приложении 4)Обьем средств,направленных на финансирование социальной среды составил 45,4 трлн.руб,или 42,4% от всех расходов консолидированного бюджета(увеличились по сравнению с 2011 на 14,9%)значительная часть расходов бюджета была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам,выданным на жилищное строительство гражданам.Расходы на национальную экономику составили 21 трлн.руб,или 19,6% всех бюджетных расходов вместо 20% в 2011 году. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 24%.Почти 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.Также значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы (начисления составили 31,3 трлн.руб.),такие расходы увеличились на 9%,составив 29,3% от общего объема бюджетных расходов.На капитальные расходы направлено 21,7 трлн.руб.бюджетных средств,или 20,3% всех расходов(по сравнению с 2011 увеличились на 52,1%).

         Доходы консолидированного бюджета составили 112,5 трлн.руб и увечились по сравнению с аналогичным периодом 2011 на  21,7% в  реальном выражении, отношение доходов консолидированного бюджет к ВВП составило 30,6 % ВВП(структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2011,2012 годов представлена в Приложении 5).Основными доходными источниками бюджета поступления являются: налог на добавленную стоимость(увеличение к соответствующему периоду 2011 года составляет 13,8% в реальном выражении),налог на прибыль (увеличение на 46%),налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности(увеличение на 8,6%),по акцизам(увеличение на15,4%),налог на собственность(увеличение на 14,2%). Подробней основные параметры  консолидированного бюджета РБ в январе-сентябре 2011-2012 гг представлены  в Приложениях И.1,И.2,И.3)

        В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет. 
        В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов. 
При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП.

       В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств. 
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики.. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики. 
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2012году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее  35%, затрат на оказание услуг, в в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления. 
       В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета.С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг. [19,с.30]. 
         Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.  
Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы.. 
С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций [21,с.228]. 
       Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: 
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства; 
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; 
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;. 
        Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.. 
В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи: 
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов; 
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках; 
- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов; 
- концентрация бюджетных средств, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах; 
- повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики. 
         Для реализации поставленных задач планируется: 
- упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы; 
- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; 
- упорядочение взимания местных налогов и сборов; 
- сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств; 
- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения; 
- отработка механизмов и постепенный переход к программно-целевому планированию расходов бюджета; 
- оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам; 
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; 
[19,с.35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы сделали вывод, что:

1.Государственные расходы и налоги активно используются для воздействия на экономическую ситуацию. Целевым параметром бюджетной политики экономического роста должна  служить  обоснованная  оптимальная  доля  государственных расходов в отношении к ВВП,т.к на определенной стадии экономического развития увеличение госрасходов оказывает позитивное влияние на экономический рост, однако при дальнейшей экспансии влияние государственных расходов на экономический рост оказывается отрицательным. Так как любое перераспределение. вносит искажения в оптимальный режим функционирования экономики, создаваемый рыночными силами. Чем выше госрасходы, тем выше эти искажения. Также поступление налогов в государственный бюджет являются важным элементом для функционирования экономики, т.к налоги существенно влияют на деловую активность,где важное значение имеет не только ставка,но и структура налогообложения.В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов, трансфертных выплат.

2.Различают фискальную политику: 1) дискреционную: (стимулирующую и сдерживающую) 2) автоматическую. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее недискреционной политикой. Благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса , но они способны уменьшить размах колебаний,

        3. Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. В связи с этим выделяются 2 основных концепции: кейнсианская и классическая.. Где кейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а классики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений. Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике