Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа
Актуальность работы в том, что множество стран проходили или проходят в данный момент переходный период, а фискальная политика играет определяющую роль в решении проблем, которые неизбежно возникают в странах с переходной экономикой. Это прежде всего обеспечение: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Содержание………………………………………………………………………..2
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………….……………..5
1 Теоретические основы фискальной политики …………………………...…...6
Понятие фискальной политики и ее инструменты ……… .. ………...…..6
Виды фискальной политики ………………………………....…….....…......8
Основные концепции фискальной политики: кейнсианская и классическая ……………………………………….. ……………………...…...10
2 Влияние фискальной политики на страны с трансформационной экономикой и ее эффективность………………..………………………………12
2.1Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой ………...………… …………………………………………………………….…12
2.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики……………………..……15
2.3. Проблема дефицита государственного бюджета ………………….. ……18
3.Особенности бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь…….21
3.1Критерии эффективности фискальной политики и ее показатели в белорусской экономике……………………………..…..………….....………....21
3.2 Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ…..25
Начиная с 1996 г. в республике отмечается экономический рост ВВП в республике возрастал. В значительной степени рост ВВП происходил в стоимостном выражении. Физический рост продукции отраслей не показывал соответствующего увеличения. Одним из основныхфакторов роста ВВП в Беларуси является оживление внешней конъюнктуры в России. При этом рост происходит преимущественно на устаревших основных фондах и технологиях.. Можно согласиться с мнением экономистов, которые объясняют этот рост не столько проводимой в этих стране эффективной экономической политикой, сколько восстановлением национальных хозяйственных систем после периода постсоциалистической рецессии. Высказываются мнения, что перспективы «восстановительного» роста не могут быть долгосрочными. Это связано с исчерпанием его источников – вовлечением в хозяйственный оборот наиболее доступных ресурсов [18,с.46].
В этой связи главная задача – обеспечить экономическое развитие, выходящее за рамки восстановления, Ее решение связано с проведением структурных реформ, включая реформу государственных расходов. Сопоставление темпов роста ВВП и государственных расходов в республике свидетельствует об опережающем росте последних. Так, среднегодовой темп прироста ВВП в 1998–2004 гг. составлял 6,1 %, в то время как среднегодовой темп прироста государственных расходов – 7,3 %. Это позволяет сделать вывод о том, что увеличение госрасходов не сопровождалось адекватным экономическим ростом. Доля государственных расходов в ВВП Беларуси в 2000–2004 гг. составляла 45–46 %, а с учетом инновационных фондов (которые начиная с 2005 г. включены в бюджет) достигали 47–48 %. Среди стран с переходной экономикой Беларусь имеет самый высокий уровень государственных расходов и значительно больший, чем у других соседних стран со сравнимым доходом на душу населения. В 2001 г. эти расходы были примерно на 10 процентных пунктов выше, чем в России и Украине. Ситуация усугубляется тем, что наряду с государственными обязательствами, финансируемыми через бюджет, в республике широкое распространение получили так называемые квазифискальные операции, связанные с государственным перераспределением ВВП. . По оценкам экспертов Всемирного банка, Правительство перераспределяет не менее 60% ВВП [18,с.35]. Это самый высокий показатель среди всех стран с переходной экономикой, Такой высокий уровень государственных расходов сопряжен с существенными финансовыми рисками для экономики страны. текущих расходов и соответствующим снижением доли капитальных. В структуре текущих расходов увеличивается доля субсидий, текущих трансфертов и заработной платы.. В результате доля расходов на заработную плату в бюджете страны оказалась существенно выше, чем в других странах СНГ. Повышение заработной платы без увязки с ростом производительности труда влечет за собой ряд проблем: увеличивается нагрузка на бюджет, осложняется финансовое положение предприятий, снижается конкурентоспособность страны. Для того чтобы компенсировать рост заработной платы, сокращаются другие статьи, в первую очередь капитальные расходы. Состав расходов белорусского бюджета отличается от других стран. Так, сравнительно высок уровень расходов на образование и экономические услуги.. Расходы на экономические услуги (включают субсидии и государственные капиталовложения) значительно превышают уровень расходов других стран и почти в 2 раза выше, чем в России и Украине. Данная тенденция является следствием государственной поддержки производственной сферы, в то время как в других странах такие расходы существенно сократились. Здравоохранение и социальная защита – две статьи, доля расходов на которые в ВВП ниже, чем в других странах. Уровень расходов на здравоохранение в размере 4,6 % ВВП .Что касается расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, то их доля в ВВП Беларуси находится на среднем уровне . Наиболее значительно по отношению к ВВП за рассматриваемый период снизились расходы бюджета по таким статьям как«Развитие поддержка предпринимательства», «Промышленность, энергетика и строительный комплекс», «Транспорт, дорожное хозяйство и связь Одновременно значительно увеличились прямые расходы бюджета на коммунальное и сельское хозяйство.
1. В настоящее время
имеются теоретические и
2. Современной общемировой тенденцией является сокращение роли государства в изъятии и перераспределении доходов
3. Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП Беларуси достигает почти 50 %
В Беларуси свыше 80 % всех доходов консолидированного бюджета составляют налоги и налоговые платежи. В Беларуси свыше 80 % всех доходов консолидированного бюджета составляют налоги и налоговые платежи.
Для налоговой системы Республики Беларусь характерны следующие тенденции. Во-первых, усиливается роль налогообложения как одного из важнейших институтов финансово-бюджетной политики, поскольку государство стремится все больше централизовать денежные ресурсы с целью усиления воздействия на отдельные отрасли и субъекты хозяйствования.
Проводимая налоговая политика практически адекватна экономической политике государства в целом. Во-вторых, происходит определенное смещение в структуре доходов бюджета от поступления тех или иных налогов. Так, в последние годы наблюдается тенденция усиления косвенного налогообложения при снижении прямого. Это обусловлено рядом факторов, прежде всего возможностью обеспечить стабильность поступлений косвенных налогов в бюджет, тогда как поступления одного из основных прямых налогов – налога на прибыль – в значительной степени предопределяются финансовым состоянием субъектов хозяйствования. [18,с.50].
Существенным элементом косвенного налогообложения в Беларуси являются акцизы, которые в последние годы занимают 8–11 % в налоговых поступлениях в бюджет. В нашей стране по-прежнему продолжают действовать чисто кумулятивные многоступенчатые платежи: сборы в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды, на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, налог с пользователей автомобильных дорог. Таких сборов нет в налоговых системах других стран. Несмотря на их негативное воздействие на налоговую нагрузку субъектов хозяйствования, а следовательно и на увеличение цен, в силу их многоступенчатого кумулятивного характера эти платежи до сих пор не отменены. Особенностью таких платежей является их целевой характер..
В Беларуси формирование цен полностью зависит от выбранной модели косвенного налогообложения, а множество косвенных платежей оказывает прямое воздействие на увеличение цены товаров, работ, услуг.
Корректировка финансовой политики в направлении ограничения масштабов и изменения характера деятельности государства, позволила бы существенно минимизировать финансовые риски, которые в настоящее время несет экономика республики.
3.2. Влияние фискальной политики на макроэкономическое
развитие РБ
Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ.
Основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:
4.Дефицит бюджета достигает
огромных размеров в
Основной целью бюджетно-налоговой политики
является обеспечение финансовой и социальной
стабильности. Эта политика должна быть
направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной перестройки экономики,
снижение налоговой нагрузки и повышение
жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой политики
необходима более тесная увязка с макроэкономическими
тенденциями и формирование бюджетов
всех уровней в рамках среднесрочного
планирования.
В 2012-2014 годах Министерство
финансов намерено продолжить жесткую
бюджетную политику. В первую очередь,
она предполагает ограничение в 2012 году
дефицита консолидированного бюджета.
Планируется, что, профи-цит составит 1,5%
к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП
.За рассматриваемый мною период(январь-сентябрь)
Где расходы консолидированного бюджета профинансированы в сумме 107 трлн.руб(на 26,5% выше уровня января-сентября 2011 года в реальном выражении).Относительно ВВП расходы бюджет увеличились на 2,5 п.п., составив 29,1% ВВП(структура расходов консолидированного бюджета 2011,2012 годов в рассматриваемом периоде и экономическая классификация представлены в Приложении 4)Обьем средств,направленных на финансирование социальной среды составил 45,4 трлн.руб,или 42,4% от всех расходов консолидированного бюджета(увеличились по сравнению с 2011 на 14,9%)значительная часть расходов бюджета была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам,выданным на жилищное строительство гражданам.Расходы на национальную экономику составили 21 трлн.руб,или 19,6% всех бюджетных расходов вместо 20% в 2011 году. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 24%.Почти 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.Также значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы (начисления составили 31,3 трлн.руб.),такие расходы увеличились на 9%,составив 29,3% от общего объема бюджетных расходов.На капитальные расходы направлено 21,7 трлн.руб.бюджетных средств,или 20,3% всех расходов(по сравнению с 2011 увеличились на 52,1%).
Доходы консолидированного бюджета составили 112,5 трлн.руб и увечились по сравнению с аналогичным периодом 2011 на 21,7% в реальном выражении, отношение доходов консолидированного бюджет к ВВП составило 30,6 % ВВП(структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2011,2012 годов представлена в Приложении 5).Основными доходными источниками бюджета поступления являются: налог на добавленную стоимость(увеличение к соответствующему периоду 2011 года составляет 13,8% в реальном выражении),налог на прибыль (увеличение на 46%),налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности(увеличение на 8,6%),по акцизам(увеличение на15,4%),налог на собственность(увеличение на 14,2%). Подробней основные параметры консолидированного бюджета РБ в январе-сентябре 2011-2012 гг представлены в Приложениях И.1,И.2,И.3)
В качестве основного мероприятия в области
налоговой политики на 2012 год в рамках
работы по сокращению налоговой нагрузки
предполагается снизить ставку налога
на прибыль. Рассматривается ее уменьшение
с 24% до 20-22 %. Однако, важное условие для
снижения налога на прибыль – отказ от
многочисленных и избирательных налоговых
льгот. Одновременно, намечается ввести
механизм переноса убытков на прибыли
будущих периодов. Он предоставит организациям
право уменьшать будущие прибыли на суммы
убытков прошлых лет.
В 2013-2014 годах продолжится
работа по либерализации налогового законодательства
в части применения налоговых вычетов
в отношении налога на добавленную стоимость,
уплаченного при приобретении инвестиционных
товаров и осуществлении капитальных
расходов.
При реализации указанных мер налоговой
политики уровень централизации финансовых
ресурсов в консолидированном бюджете
Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в
2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП.
В области расходов бюджета, в связи со
значительным сокращением налоговой нагрузки,
предполагается соразмерное уменьшение
государственной поддержки реального
сектора экономики. Выделяемые средства
будут перераспределены на стимулирование
экспорта и создание новых инновационных
производств.
В финансировании науки приоритетным
должно стать внебюджетное финансирование
научной деятельности, востребованной
реальным сектором экономики.. Это позволит
увязать финансирование науки с потребностями
реального сектора экономики.
Средства, которые направляются на бюджетное
субсидирование организаций ЖКХ, будут
увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные
услуги для населения. В 2012году их уровень
за счет средств населения должен обеспечивать
покрытие не менее 35%, затрат на оказание
услуг, в в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При
этом тарифную политику на услуги ЖКХ
важно серьезно изменить, введя дифференцированную
оплату коммунальных услуг, которая будет
зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014 годах значительную
часть в бюджете составят расходы на оплату
труда, пенсии, стипендии, пособия, другие
выплаты, в том числе направленные на улучшение
демографической ситуации в стране. С
начислениями фонд оплаты труда работников
бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется
сохранить в пределах его удельного веса
в структуре расходов консолидированного
бюджета.С целью повышения заработной
платы работников бюджетной сферы и ее
последовательного сближения со средним
уровнем по стране в соответствии с Программой
деятельности правительства на 2011-2015 годы
потребуется усилить работу по оптимизации
сети бюджетных учреждений, численности
занятых в бюджетном секторе, расширению
спектра внебюджетных источников финансирования
традиционных бюджетных услуг. [19,с.30].
Ключевая задача
бюджетной политики в предстоящие годы
– повышение эффективности расходования
бюджетных средств. Необходимо напрямую
связать осуществление государственных
расходов с достижением конкретных результатов,
максимально широко внедрить нормативные
методы финансирования отдельных направлений
расходов в противовес покрытию фактически
складывающихся затрат бюджетных организаций.
Одна из важнейших задач бюджетной политики,
призванной создать механизмы быстрого
реагирования на проявление кризисных
явлений и экономное использование финансовых
резервов, – ликвидация государственных
целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года
мероприятия государственных программ
в области охраны природы планируется
финансировать в общем порядке без формирования
республиканского и местных фондов охраны
природы..
С 2013 года инновационные фонды будут формироваться
исключительно за счет прибыли организаций
[21,с.228].
Таким образом, в качестве
приоритетного направления бюджетной
политики Республикой Беларуси намечено
ограничение уровня дефицита бюджета.
В качестве мероприятий, направленных
на снижение дефицит бюджета, будут использоваться
такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют
приток поступлений в бюджет, а с другой,
- способствуют сокращению расходов государства.
К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности,
сельского хозяйства и других отраслей
народного хозяйства;
- изменение направлений государственных
инвестиций в отрасли экономики с целью
значительного повышения финансовой отдачи
бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала.
При его помощи решаются сразу несколько
задач, причём не только фискального, но
и экономического характера: сокращаются
бюджетные расходы на финансирование
капитальных вложений (а значит, уменьшается
разрыв между доходами и расходами), расширяется
база для производства товаров и услуг,
появляются новые налогоплательщики,
и, следовательно, увеличиваются поступления
в бюджет;.
Основные направления
налоговой политики Республики Беларусь
на ближайшие пять лет должны быть нацелены
на обеспечение финансовой и социальной
стабильности, создание условий для развития
эффективной и конкурентоспособной экономики
и улучшение качества жизни населения..
В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться
следующие задачи:
- совершенствование структуры и механизмов
взимания установленных налогов и сборов;
- радикальное упрощение процедур налогового
администрирования и контроля, укрепление
позиций страны в мировых рейтинговых
оценках;
- оптимизация и секвестирование неэффективных
бюджетных расходов;
- концентрация бюджетных средств, на приоритетных
высокоэффективных проектах и программах;
- повышение эффективности управления
государственным долгом на основе изучения
опыта и применения международной практики.
Для реализации
поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов и сборов
и снижение налогового давления на прибыль
организаций и фонд заработной платы;
- упрощение порядка исчисления и переход
к квартальным срокам уплаты основных
налогов и сборов, развитие системы электронного
налогового декларирования;
- упорядочение взимания местных налогов
и сборов;
- сокращение объемов перераспределяемых
государством ресурсов, их концентрация
на приоритетных направлениях социально-экономического
развития страны и повышение эффективности
расходования бюджетных средств;
- обеспечение адресности социальных программ
и поддержки населения;
- отработка механизмов и постепенный
переход к программно-целевому планированию
расходов бюджета;
- оптимизация портфеля государственного
долга по сроку, валюте и долговым инструментам;
- диверсификация финансовых инструментов
заимствований и повышение эффективности
использования государственных займов;
[19,с.35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы сделали вывод, что:
1.Государственные расходы и налоги активно используются для воздействия на экономическую ситуацию. Целевым параметром бюджетной политики экономического роста должна служить обоснованная оптимальная доля государственных расходов в отношении к ВВП,т.к на определенной стадии экономического развития увеличение госрасходов оказывает позитивное влияние на экономический рост, однако при дальнейшей экспансии влияние государственных расходов на экономический рост оказывается отрицательным. Так как любое перераспределение. вносит искажения в оптимальный режим функционирования экономики, создаваемый рыночными силами. Чем выше госрасходы, тем выше эти искажения. Также поступление налогов в государственный бюджет являются важным элементом для функционирования экономики, т.к налоги существенно влияют на деловую активность,где важное значение имеет не только ставка,но и структура налогообложения.В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов, трансфертных выплат.
2.Различают фискальную политику: 1) дискреционную: (стимулирующую и сдерживающую) 2) автоматическую. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее недискреционной политикой. Благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса , но они способны уменьшить размах колебаний,
3. Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. В связи с этим выделяются 2 основных концепции: кейнсианская и классическая.. Где кейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а классики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений. Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике