Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что множество стран проходили или проходят в данный момент переходный период, а фискальная политика играет определяющую роль в решении проблем, которые неизбежно возникают в странах с переходной экономикой. Это прежде всего обеспечение: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………….……………..5
1 Теоретические основы фискальной политики …………………………...…...6
Понятие фискальной политики и ее инструменты ……… .. ………...…..6
Виды фискальной политики ………………………………....…….....…......8
Основные концепции фискальной политики: кейнсианская и классическая ……………………………………….. ……………………...…...10
2 Влияние фискальной политики на страны с трансформационной экономикой и ее эффективность………………..………………………………12
2.1Экономическая роль государства в странах с переходной экономикой ………...………… …………………………………………………………….…12
2.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики……………………..……15
2.3. Проблема дефицита государственного бюджета ………………….. ……18
3.Особенности бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь…….21
3.1Критерии эффективности фискальной политики и ее показатели в белорусской экономике……………………………..…..………….....………....21
3.2 Влияние фискальной политики на макроэкономическое развитие РБ…..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

      Меры фискальной политики, инструменты, преимущества, риски фискальной политики представлены (Приложение Д.1).Анализ преимуществ и недостатков инструментов фискальной политики показывает, что следующие инструменты фискальной политики не следует использовать:

  1. Использование широкомасштабных программ по увеличению трансфертов, так как в дальнейшем их снижение может вызвать социальные волнения.
  2. Повышение зарплат государственных служащих: это политически непопулярная мера, к тому же не слишком целенаправленная. В дальнейшем зарплаты будет невозможно снизить.
  3. Увеличение субсидий отдельным секторам экономики.  Это может вызвать нежелательные протекционистские меры в других государствах.
  4. Уменьшение корпоративных налогов, налогов на дивиденды и увеличение рыночной стоимости капитала, а также введения специальных мер (например, ускоренной амортизации)

Скорее всего, эти меры будут неэффективны, так  как в период экономического спада  прибыль и изменения рыночной цены капитала и так малы. Кроме того, в будущем возникнут трудности с повышением налога.

  1. Временное освобождение проблемных компаний от налогов. Этим компаниям вряд ли поможет такая мера, зато иностранные конкуренты могут рассматривать такую политику как несправедливую.

         При построении фискального пакета, а также при оценке его эффективности, следует иметь в виду, что некоторые виды государственных мер могут не только не стимулировать рост экономики, но и наоборот, замедлять его, или вызывать его замедление в будущем.

2.3.Проблема дефицита государственного  бюджета

     Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

   Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономики(без соответствующей корректировки госрасходов);налоговые поступления в государственный бюджет и показатель налогового бремени в экономике в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению;

проведение "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой системе.

Государственный бюджет может находиться в трех различных  состояниях:1) когда доходы бюджета  превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета  положительное, что соответствует  излишку (или профициту) государственного бюджета;2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы. [17, с. 126]

   Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолют-ного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆G = ∆T.Фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

    Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Где инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

 Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельство-вать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.       Различают следующие виды бюджетных дефицитов:1.циклический дефицит госбюджета 2.структурный дефицит госбюджета 3.операционный дефицит госбюджета 4.первичный дефицит госбюджета 5.Квазифискальный дефицит госбюджета государства.  [ 1,с.73] .

 Циклический дефицит  (излишек) государственного бюджета  является результатом действия  встроенных стабилизаторов экономики.  В качестве стабилизаторов в  индустриальных странах обычно  выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности  льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере. [ 4,с.210] .

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более  открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

        Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний  может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

         В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. [ 14,с.505] .

        Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

      Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Чаще всего задачей  государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных  дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета  и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом.

 

 

 

 

3.Особенности  бюджетно-налоговой политики в  Республики Беларусь

3.1.Критерии эффективности и ее показатели в белорусской экономике

     

      Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Весь период трансформации  экономики Беларуси можно разделить  на следующие этапы:

-1995гг.-период глубокого  затяжного экономического кризиса;

-2000гг. - этап выхода  экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

          -2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития [13, с. 152]

Экономический кризис проявился  в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в Таблица Е.1.

     В условиях острого дефицита государственного бюджета, огромной внешней и внутренней государственной задолженности, достигавшей уровня почти годового ВВП, фискальные интересы государства при ее проведении оказались приоритетными.

Несмотря на специфику  экономической политики в Беларуси, стремительный рост в середине 90-х  годов ХХ в. и его затухание в последующие годы происходили в контексте восстановительных процессов в постсоветских странах.

С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны  Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа  неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (.Таблица Е. 2).

 

        Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

       И начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения        

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике