Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь)
Студент
ФФБД, 2-й курс, ДФФ-2
Руководитель
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 31с., 3 рис., 2 табл., 15 источников, 1 прил.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ
Объект исследования – фискальная политика государства.
Предмет исследования – особенности фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию фискальной политики выделены ее основные положения, исследована динамика и особенности фискальной политики Республики Беларусь, предложены направления совершенствования бюджетно-налоговой политики Беларуси.
Автор работы подтверждает,
что приведённый в ней
_________
ABSTRACT
Course work: 31p., 3 pic., 2 tab., 15 sources, 1 adj.
Automatic fiscal policy, automatic stabilizers , budget deficit, discretionary fiscal policy , contractionary fiscal policy, stimulating fiscal policy, crowding-out effect
The object of study – the fiscal policy of the state.
The subject of study – particularities of fiscal policy in the Republic of Belarus at the present stage.
Goals: To analyze the development of fiscal policy in the Republic of Belarus at present and the identification of key areas of reform of its components: budget and tax policies.
Methods: a theoretical study and synthesis of information on a selected topic, the economic and statistical analysis and synthesis.
Research and development: on the basis of summarizing the various theoretical approaches to the study of fiscal policy highlighted its main provisions, the dynamics and characteristics of the fiscal policy of the Republic of Belarus, are proposed ways for improving the fiscal policy of Belarus.
The author acknowledges that calculated and analytical material, given in this work, correctly and objectively reflects the status of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.
____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
бюджетно-налоговой политики………
1.1 Сущность фискальной политики, её цели и инструменты……………………6
1.2 Виды бюджетно-налоговой политики………………………………………….7
1.3 Эффективность бюджетно-
2 Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь…………………….....13
2.1 Особенности проведения
фискальной политики в
2.2 Влияние бюджетно-налоговой
политики на
2.3 Анализ эффективности
проведения бюджетно-налоговой
политики в современной
3 Перспективы развития
бюджетно-налоговой политики в
Республике Беларусь……………………………
3.1 Проблемы реализации
бюджетно-налоговой политики в
Республике Беларусь……………………………
3.2 Пути повышения эффективности
фискальной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А Сравнение динамики роста ВВП и госрасходов…………….….31
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетно-налоговая политика является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики и в условиях продолжающегося экономического кризиса, выступает основным инструментом в восстановлении народного хозяйства. Эти проблемы достаточно актуальны для нашей страны, поэтому в качестве примера страны с трансформационной экономикой в данной курсовой работе была взята Республика Беларусь.
В последнее время правительство играет всё большую роль в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно – расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между тем, с начала экономических реформ в Республике Беларусь правительство стало облагать чрезвычайно высоким налогом доходы фирм, что негативно отразилось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Закономерно, ответной реакцией на это возникает активное развитие теневой экономики. В связи с этим бюджетно-налоговая политика правительства Республики Беларусь нуждается в дальнейшем совершенствовании, как в области налогообложения, так и в сфере государственных расходов. В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.
Итак, целью данной работы является анализ фискальной политики и её особенности в Республике Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание фискальной политики; обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия фискальной политики на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь; указать объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством Республики Беларусь в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики. Методами исследования в данной работе выступают экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.
Информационно-эмпирической базой исследования явились белорусская и зарубежная монографическая литература таких авторов, как Дж.М.Кейнс, С.Фишер, К.Р.Макконелл, С.Л.Брю и др., публикации в периодической печати, нормативно-правовые акты. В работе использовались материалы Белорусского статистического комитета, Министерства финансов Республики Беларусь, доклады Всемирного банка.
1 Теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность фискальной политики, её цели и инструменты
Бюджет и налоги являются главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики. Это два тесно связанных понятия, поэтому обычно их объединяют и используют термин «бюджетно-налоговая политика». Часто вместо понятия «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus –корзина). Фиском в I в. до н. э. называли особую казну римского имератора Августа. Впервые термин “фискальная политика” употребил Дж.М. Кейнс.
Существуют различные взгляды на определение бюджетно-налоговой (фискальной) политики. Например, в учебнике “Экономика” С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных расходов и решений в области налогов.
является определение её как мер,предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.
Цели бюджетно-налоговой политики чётко изложены в предыдущем её определении: регулирование деловой активности, поддержание высокого уровня занятости, предотвращение роста уровня цен и обеспечение устойчивого экономического роста. Эта политика, как и любая стабилизационная, направлена на сглаживание колебаний экономического цикла. Увеличение фактических объёмов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем – целью политики ограничения деловой активности.
О том, как происходит сглаживание колебаний экономического цикла с помощью бюджетно-налоговой политики можно проследить на графике, который отражает её стабилизационную роль. (Рисунок 1.1)
Y
Время
Рисунок 1.1 – стабилизационная роль фискальной политики
Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Заметны значительные колебания совокупного дохода, а следовательно и цен относительно тенденции экономического развития (тренд Б). Тренд В отражает развитие экономики с осуществлением фискальной политики в государстве, где не будет столь значительных колебаний уровня дохода и цен [6, с. 90].
Фискальная политика осуществляется с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги. Их можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения). Рассмотрим, как каждый из этих инструментов влияет на совокупный спрос.
Например, при снижении личного
подоходного налога у домохозяйств
увеличивается располагаемый
Аналогичным образом на инвестиционный
и потребительский спрос
Как уже было сказано, инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику. Однако, больше всего на совокупный спрос влияют госзакупки, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
Сторонники классической концепции считают, ссылаясь на логику рикардианства, что с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики происходит лишь перераспределение средств от частного сектора к государственному. Её инструменты не влияют на значения национального дохода и занятости в экономике [7, с. 92].
1.2 Виды бюджетно-налоговой политики
Существуют несколько классификаций бюджетно-налоговой политики. В зависимости от срочности преследуемых целей выделяют долгосрочную (свыше 5 лет), среднесрочную (1 – 3 года) и краткосрочную, или конъюнктурную политику (до 1 года).
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)