Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.

Файлы: 1 файл

Курсовая Венско1.docx

— 179.78 Кб (Скачать файл)

Ещё одним направлением реформирования структуры расходов бюджета нашей страны является оптимизация расходов на сельское хозяйство. Обеспечение  устойчивого долгосрочного роста сельского хозяйства как цели  реформирования достигается за счёт упора на вопросах производительности  и конкурентоспособности на рынке. Эта программа  реформ  должна  базироваться на преобразованиях как политики регулирования, так и бюджетно-налоговой политики. Важнейшими мерами по реформированию сельского хозяйства предлагаются:

  1) Снижение государственного контроля и регулирования. Реформирование бюджетно-налоговой политики в области сельского хозяйства не представляется возможным реализовать в отрыве от структурных  реформ  в  этом секторе. Структурные реформы  привели бы к постепенному отказу от  государственного  контроля  на  протяжении  цепочки  создания добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Эти реформы также предполагают упразднение целевых показателей по объемам производства и обеспечению  занятости, прекращение вмешательства в регулирование  заработной  платы  и  цен как  на производимую продукцию, так и на производственные ресурсы, повышение свободы управления хозяйствами и возможную приватизацию балансовых активов хозяйств.

2) Урезание субсидирования процентных ставок для сельскохозяйственных предприятий и ужесточение условий выдачи кредитов для хозяйств;

3) Изменение структуры расходов. Необходимо сместить акцент с прямого финансирования на оказание помощи крупным инвестиционным проектам (инфраструктуры хранения, переработки и продвижения продукции на рынок, строительство животноводческих объектов) при помощи льготных кредитов банков на выбор партнеров.

Планируется,  что осуществление  предлагаемых  реформ  позитивно скажется  на  бюджете и позволит сформировать меньший по объему, но в целом более прозрачный и эффективный пакет мер поддержки  сельского  хозяйства [3].

Специалисты Всемирного банка делают акцент на необходимости реформ в тарифной  политике в целях повышения рентабельности оказываемых энергетических услуг и снижения бюджетной нагрузки, вызванной заниженными тарифами. Тем не менее подобные меры должны сопровождаться упрочением системы адресной  социальной  помощи, для того чтобы исключить  негативное  воздействие  на  домохозяйства  с низкими доходами. Для роста эффективности конечного использования энергии и смягчения негативных социальных последствий должна оказываться финансовая и техническая помощь.  Для стимулирования прогресса понадобится также упрочение регуляторной среды энергетического сектора с целью создания наиболее подходящих условий для частных инвестиций и конкуренции.

Приоритетные  реформы  необходимо направить  на предоставление возможности энергетическим компаниям привлекать финансирование на коммерческих условиях и увеличивать свою эксплуатационную, управленческую и финансовую эффективность. Экономия  бюджетных средств в  результате  предложенного  повышения  тарифов  составит 1,4–3,3 % ВВП,  в зависимости от года и изменчивости цен на газ [4].

Также необходимо обратить внимание на проведение реформ в пенсионной системе Беларуси. Главной целью пенсионной системы в Республике Беларусь является поддержание долгосрочной финансовой устойчивости в условиях прогнозируемых демографических изменений и одновременное создание возможностей для понижения ставки взноса в пенсионный фонд. Версии реформирования предполагают исполнение пакета параметрических реформ, призванных обеспечить возможности для финансово ответственного снижения ставок взносов. В реформу включаются следующие меры:

1) отмена досрочного выхода  на пенсию;

2) повышение пенсионного  возраста на 6 месяцев в год  для женщин и на 3 месяца в  год для мужчин с доведением  до 65 лет для обоих полов в  2030 году;

3) индексация пенсий на  более высокий параметр: рост  потребительских цен или рост  номинальной заработной платы  минус 3 процента;

4) постепенное снижение  ставки взноса на обязательное пенсионное страхование с 28 процентов в 2010 году до 24 процентов в 2015 году;

  5) внедрение условно-накопительных пенсионных счетов для усиления взаимосвязи между индивидуальными размерами пенсий и взносов.

Все пять вариантов реформ приведут к значительному профициту пенсионного фонда,  создавая  финансовые возможности  для снижения ставки  взноса. Предсказываемая  экономия средств (разница между существующим вариантом и сценарием реформ) в течение следующих десяти лет находится в диапазоне от 1,3 до 3,4 процента ВВП в среднем в год.

Также государству следует пересмотреть расходную часть бюджета на социальную сферу с целью экономии бюджетных средств. В отдельности, следует провести пересмотр категориальных льгот: отмена или сокращение неадресных пособий для экономии бюджетных средств. Для начала предусматривается сокращение регрессивных льгот при сохранении пособий с прогрессивным распределением. Это сэкономит расходы бюджета в размере 0,23-0,3 процента ВВП [5] .

Изучение изъянов бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь и причин, которые их обусловили, позволило в этом пункте выработать советы по повышению эффективности функционирования бюджетно-налоговой сферы, основными из которых являются:

- реформирование системы налогообложения для содействия снижения налоговой нагрузки;

- реформирование системы поддержки сельского хозяйства;

- реформирование тарифной политики энергетических услуг;

- реформирование пенсионной системы с целью экономии средств бюджета.  

Вышеизложенные  направления реформ позволят усовершенствовать бюджетно-налоговую политику Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

- Фискальная  политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Фискальную  политику можно определить как совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот,  субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен. Фискальная политика осуществляется с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги.

- В зависимости от целей, которые ставит перед собой правительство в проведении фискальной политики, а также фазы экономического цикла, в котором находится экономика, бюджетно-налоговую политику подразделяют на стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада в экономике. Она предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Главная её цель – смягчить грядущий экономический спад и ускорить его преодоление. Сдерживающая фискальная политика направлена на то, чтобы устранить чрезмерный, нежелательный спрос на товары и услуги, так называемый «перегрев экономики», который приводит к повышению уровня цен.  Чтобы компенсировать оживление совокупного спроса, государство должно уменьшить расходы, увеличить налоги или использовать эти меры в сочетании.

  - В зависимости от механизмов регулирования фискальная политика делится на дискреционную и автоматическую. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством  государственными расходами и налогами. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений.  Это объясняется существованием встроенной   стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

    Оценивая  эффективность фискальной политики можно выделить следующие положительные стороны:

1) Инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на совокупный доход.

2) Стимулирующая политика способствует предотвращению длительного спада, сдерживающая – предупреждению инфляции.

3) Автоматические стабилизаторы способны эффективно решать возникающие проблемы без государственного вмешательства.

      Однако  у фискальной политики имеются  и отрицательные стороны, такие  как:

1) существование внутренних и внешних временных лагов;

2) возможность возникновения инфляции спроса как следствие увеличения совокупных расходов;

3) возможность сбоя встроенных стабилизаторов;

4) возможность использования инструментов фискальной политики в политических целях.

-Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; небольшой дефицит государственного бюджета.

Согласно Закону Республики Беларусь "О бюджетном устройстве" каждый уровень власти располагает  своим бюджетом: республиканским, региональным (область, район) и местным (административные группы, в том числе города и  районы в городах).

- В республике Беларусь более  90% доходов госбюджета формируется за счёт налоговых поступлений.  Общая концепция налоговой политики государства сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию.

- Вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса стало завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь.

- Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь показал,  что в целом фискальная политика осуществляется успешно. Результатом реализации являются рост ВВП, постепенное снижение налоговой нагрузки на предприятия. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси за последние годы является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне.  Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства.

- Однако, несмотря на это фискальная политика, проводимая нашим государством, имеет ряд проблем. Основным  недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики  является ее преимущественно фискальный  характер – особое внимание уделяется  не расширению налоговой базы, а сбалансированности  бюджета. Важнейшим недостатком налоговой системы Республики Беларусь является высокий уровень налогообложения  субъектов хозяйствования. Недостатком существующей налоговой политики является наличие налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование. Это касается налога на недвижимость. Также проблемой существующей налоговой системы Беларуси является наличие различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Помимо этого, неэффективными  и нерациональными признаются субсидии в сельском хозяйстве, энергетическом секторе и некоторых других отраслях экономики.

Белорусская пенсионная система  также является неэффективной.

- Исследование  недостатков фискальной политики в Беларуси позволило определить основные направления ее реформирования. Поэтапно уменьшая налоговую нагрузку и обеспечивая этим стабилизацию экономической ситуации в стране, требуется последовательно уменьшать количество налогов с оборота и делать акцент на прямом налогообложении. В области косвенного налогообложения необходимо перейти к единым акцизным ставкам при реализации продукции на экспорт в страны СНГ и на внутреннем рынке.Что касается расходов бюджета, то здесь в связи с существенным сокращением налоговой нагрузки, планируется соразмерное снижение  государственной поддержки реального сектора экономики. Средства, выделяемые государством, должны быть направлены на стимулирование  экспорта и образование новых инновационных производств. Ещё одним направлением реформирования структуры расходов бюджета нашей страны является оптимизация расходов на сельское хозяйство. Специалисты Всемирного банка делают акцент на необходимости  реформ в  тарифной  политике в целях повышения рентабельности оказываемых энергетических услуг и снижения бюджетной нагрузки, вызванной заниженными тарифами. Также необходимо обратить внимание на проведение реформ в пенсионной системе Беларуси. Главной целью пенсионной системы в Республике Беларусь является поддержание долгосрочной финансовой устойчивости в условиях прогнозируемых демографических изменений и одновременное создание возможностей для понижения ставки взноса в пенсионный фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Базылёв, Н. И. Макроэкономика / Н.И. Базылёв. – Минск: Современная школа, 2007. – 288 с.

2 Беларусь в цифрах[Электронный ресурс]: статистический справочник

/ В.И. Зиновский. – Минск, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3 Беларусь – производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства: влияние государственной поддержки и регулирования рынков: доклад Всемирного банка № 48335/ Sustainable Devmt Sector Unit (ECSSD) [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2010/03/18/000334955_20100318050336/Rendered/PDF/483350PN00P11400Box345620B00PUBLIC0.pdf. – Дата доступа: 27.10.2013.

4 Беларусь – промышленное производство до и в период глобального кризиса (Vol. 1 of 3) : Аналитические записки по вопросам экономической политики Беларуси: аналитическая записка № 1 (русский): доклад Всемирного банка №54371/  Poverty Reduction/Econ Mngmt (ECSPE) [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2010/09/28/000333038_20100928232523/Rendered/PDF/543710ESW0WHIT0IAN0BEP0Note010Final.pdf. – Дата доступа: 01.11.2013

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)