Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.

Файлы: 1 файл

Курсовая Венско1.docx

— 179.78 Кб (Скачать файл)

Фискальная политика в  Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными  процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с  помощью совершенствования системы  налогообложения увеличивая доходы; небольшой дефицит государственного бюджета.

Согласно Закону Республики Беларусь "О бюджетном устройстве" каждый уровень власти располагает  своим бюджетом: республиканским, региональным (область, район) и местным (административные группы, в том числе города и  районы в городах). В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  налогах и сборах" применяется  способ долевого участия в использовании  налоговых поступлений, включающий механизм централизованного регулирования  вышестоящими органами доходов местных  бюджетов, подтверждающий подчиненность  развития местной экономики центру и подразумевающий предоставление субсидий нижестоящим бюджетам.

По мере распределении налоговых поступлений по бюджетам берётся во внимание то, что республиканский бюджет финансирует расходы и мероприятия, которые не могут осуществить местные бюджеты. К таким расходам относят затраты на финансирование республиканских программ, мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, правоохранительных и судебных органов, обороны,  обслуживанию государственного внутреннего долга и некоторых других расходов. Поэтому в Законе "О налогах и сборах" закреплено, что все поступления от общегосударственных налогов поступают в республиканский бюджет, а затем производится ряд налоговых отчислений в нижестоящие бюджеты. В числе налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы [6, 116].

В республике Беларусь более  90% доходов госбюджета формируется  за счёт налоговых поступлений. Общая концепция налоговой политики государства сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию [8, c. 114].

Остальная часть доходов бюджета формируется за счёт неналоговых платежей, под которыми подразумевается поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации,  прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т.д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. К целевым государственным бюджетным фондам относят: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение».

Так, с 1 января 2009 г. белорусская  экономика перешла от сложно-прогрессивной  шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке, которая  составила 12 %. В 2010 г. была осуществлена  полная отмена оборотных налогов, были упразднены некоторые местные налоги и сборы, а именно налог с продаж, налог на услуги, целевые сборы  из прибыли. Подлежали реформированию ресурсные платежи, а расходы  на маркетинговые, информационные и  консультационные услуги  больше не подлежат нормированию.

Особенностью  белорусской  налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для  экономики по сравнению  с развитыми  странами. Так, удельный вес дотаций  и субсидий к ВВП в течение 2003— 2005 гг. колебался в пределах 3—8 % .

Ещё одной особенностью бюджетно-налоговой  политики Беларуси является то, что  в 2011 г. возросли доходы бюджета от ввозных  таможенных пошлин. Беларусь, являясь  членом Таможенного союза, взимает  налоговые пошлины на границе (также  как и другие страны Таможенного  союза), а после эти платежи  поступают в общий бюджет Таможенного  союза, где и распределяются по бюджетам трёх стран. Квота Беларуси составляет 4,7% от всего количества собранных  пошлин на территории Беларуси, России и Казахстана . Из этого следует, что на доходы от ввозных таможенных пошлин влияет не только объем белорусского импорта, но и объем импорта товаров на территорию Российской Федерации и Казахстана.

Расходы государственного бюджета  включают траты на проведение социальной политики, образование, физическую культуру, спорт, культуру, СМИ, здравоохранение, национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности, а также общегосударственные расходы.

В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. Мероприятиями, направленными на снижение дефицита бюджета, в нашей стране являются те, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений;

- основного источника платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну  иностранного капитала. При его помощи решается ряд задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

- претворение в жизнь  всех тех конкретных мероприятий  в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета[15].

2.2 Влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь

 

Макроэкономическая стабилизация национальной экономики означает обеспечение экономического роста, полной занятости и сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в экономике и внешнеэкономической сфере. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

Так как влияние фискальной политики на экономический рост, уровень инфляции и безработицы будет рассмотрено в следующем параграфе, в этом параграфе хотелось бы более подробно рассмотреть её влияние на уровень инфляции в Беларуси, а также на роль стабилизационных фондов в обеспечении макроэкономической стабилизации.

В настоящее время макроэкономические условия, в которых функционирует экономика Республики Беларусь, диктуют необходимость проведения активной фискальной политики для устранения макроэкономических дисбалансов, вызванных мировым финансовым кризисом. Для построения эффективной стабилизационной политики необходимо понимать влияние фискальной политики на уровень инфляции.

Рассмотрим влияние бюджетно-налоговой  политики Беларуси на ценообразование. Как показывают расчёты, проведённые НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь в 2010 году, средняя цена товаров для потребителей нашей страны на 56% формируется за счёт затрат на их производство и на 28% - за счёт затрат поставщиков импортной продукции; 6,8%  средней цены товара приходится на торгово-посреднические наценки и примерно столько же – на чистые налоги. Транспортные наценки в цене товаров занимают немногим менее 2%.

Чистые налоги наиболее значительно  повышают цены на продукцию торговли, посреднической деятельности и общественного  питания, а также коммерческой деятельности, где их доля в ценах для потребителя  составляет от 11 до 13% соответственно. На промышленную продукцию в среднем  составляют около 8,4% отпускной цены для покупателя. Выше среднего уровня чистые налоги в нефтяной (12%), пищевой (11%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (8,7%). Исходя из вышесказанного нетрудно сделать вывод о том, бюджетно-налоговая политика недостаточно эффективна, так как путём включения больших налогов в стоимость продукции в стране растёт уровень инфляции.

 В таких отраслях, как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, культура и искусство, чистые налоги не покрывают объёмов выделяемых для их развития субсидий, в результате чего цены для покупателей на их товары складываются ниже фактических затрат на их производство. На сельскохозяйственную продукцию эта разница составляет около 7%, а на услуги жилищно коммунального хозяйства и бытового обслуживания – более 15%.

Бюджетно-налоговая политика в условиях нестабильной внешней среды должна формироваться с учётом возможных изменений внешней конъюнктуры и быть направленной на нейтрализацию ценовых колебаний. При её формировании целесообразно использовать понятие структурного баланса, представляющего собой разность между балансом бюджета и конъюнктурными доходами. Структурный баланс позволит более обоснованно разрабатывать фискальную политику на перспективу, сглаживая циклический колебания при планировании расходов. В таком случае расходы бюджета будут иметь своим источником доходы, не связанные со случайным колебанием делового цикла, т.е. не связанные с изменением цен импорта и экспорта, что особенно актуально для нашего государства, имеющего чрезвычайно открытый характер экономики.

Одним из механизмов, обеспечивающих сглаживание внешней конъюнктуры, являются стабилизационные фонды. Правительством страны в 2004г. было принято решение  об образовании Национального стабилизационного  фонда. Его доходы формируются главным  образом за счёт отчислений от прибыли высокорентабельных предприятий [8, c. 116].

Опыт ведущих стран  мира говорит о том, что подобные фонды способствовали повышению  эффективности фискальной политики, так как снижали зависимость  расходов бюджета от его доходов. Особенно позитивных результатов добились те страны, которые наряду с формированием  стабилизационных фондов ограничили  размеры расходов бюджета, в частности, обеспечивали сохранение расходов в  реальном выражении, несмотря на инфляцию,  или увеличивали их в соответствии с темпами роста ВВП.

Таким образом,  состояние  структурного баланса в большей  степени, чем бюджетного, характеризует  экономическую стабильность страны. Поэтому, наряду с планированием, бюджета  целесообразно рассчитывать параметры  структурного баланса, не забывая важнейший  принцип бюджетно-налоговой политики любого государства – темпы роста  расходов государственного бюджета  должны соответствовать темпам роста  национального продукта.

 

2.3 Анализ эффективности проведения  бюджетно-налоговой политики в современной экономике Республики Беларусь

 

Бюджетно-налоговая политика любой страны, в том числе и  Республики Беларусь, направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, поддержание высокого уровня занятости, предотвращение роста уровня цен и обеспечение устойчивого экономического роста. Достижение экономикой этих целей и определяет эффективность проведения бюджетно-налоговой политики.

Рассмотрим динамику роста  валового внутреннего продукта и государственных расходов по годам (Таблица 1).

 Таблица 1 – Динамика роста ВВП и госрасходов

 

Показатель

Год

2009

2010

2011

2012

ВВП в текущих ценах, млрд р.

137442

164476

297158

527385

в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

100

107,7

105,5

101,5

Расходы консолидированного бюджета, млрд р.

49087,7

52979,8

79428,2

155169,1

в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

100

99,9

97,9

122,7





Примечание – Источник: собственная разработка на основe [2].

Как видим, в Республике Беларусь наблюдается стабильный экономический  рост. Диаграмма, отражающая динамику роста ВВП и государственных расходов приведена в Приложении А. В диаграмме данные приведены к ценам 2009 года.

Другой целью бюджетно-налоговой  политики является поддержания высокого уровня занятости. В Республике Беларусь уровень занятости на протяжении последних пяти лет находится  на очень высоком уровне. По данным Национального статистического  комитета РБ процент безработных  в 2009 году составил 0,9% от всего трудоспособного  населения, в 2010 – 0,8%, в 2011 – 0,7%, в 2012 – 0,6%. По состоянию на 1 января 2013 года данный показатель понизился до 0,5% экономически активного населения и достиг своего исторического минимума. Однако в статистике отражены только те безработные, которые официально зарегистрированы на бирже труда. Реальные цифры будут отличаться от приведённых.

Ещё одной целью фискальной политики является поддержание стабильного  уровня цен и сдерживание инфляции. Для определения уровня инфляции используется такой показатель, как индекс потребительских цен. Он показывает, на сколько выросли цены на потребительские товары по сравнению с предыдущим годом. Далее представлена таблица, где отражены индексы потребительских цен за 5 лет.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)