Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.
Фискальная политика в
Республике Беларусь имеет ряд особенностей,
среди которых можно выделить:
проведение сдерживающей фискальной политики,
что связанно с инфляционными
процессами в национальной экономике;
попытку сократить расходы, с
помощью совершенствования
Согласно Закону Республики
Беларусь "О бюджетном устройстве"
каждый уровень власти располагает
своим бюджетом: республиканским, региональным
(область, район) и местным (административные
группы, в том числе города и
районы в городах). В соответствии
с Законом Республики Беларусь "О
налогах и сборах" применяется
способ долевого участия в использовании
налоговых поступлений, включающий
механизм централизованного
По мере распределении налоговых поступлений по бюджетам берётся во внимание то, что республиканский бюджет финансирует расходы и мероприятия, которые не могут осуществить местные бюджеты. К таким расходам относят затраты на финансирование республиканских программ, мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, правоохранительных и судебных органов, обороны, обслуживанию государственного внутреннего долга и некоторых других расходов. Поэтому в Законе "О налогах и сборах" закреплено, что все поступления от общегосударственных налогов поступают в республиканский бюджет, а затем производится ряд налоговых отчислений в нижестоящие бюджеты. В числе налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы [6, 116].
В республике Беларусь более 90% доходов госбюджета формируется за счёт налоговых поступлений. Общая концепция налоговой политики государства сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию [8, c. 114].
Остальная часть доходов бюджета формируется за счёт неналоговых платежей, под которыми подразумевается поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т.д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. К целевым государственным бюджетным фондам относят: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение».
Так, с 1 января 2009 г. белорусская экономика перешла от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке, которая составила 12 %. В 2010 г. была осуществлена полная отмена оборотных налогов, были упразднены некоторые местные налоги и сборы, а именно налог с продаж, налог на услуги, целевые сборы из прибыли. Подлежали реформированию ресурсные платежи, а расходы на маркетинговые, информационные и консультационные услуги больше не подлежат нормированию.
Особенностью белорусской налогово-бюджетной политики является высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП в течение 2003— 2005 гг. колебался в пределах 3—8 % .
Ещё одной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси является то, что в 2011 г. возросли доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. Беларусь, являясь членом Таможенного союза, взимает налоговые пошлины на границе (также как и другие страны Таможенного союза), а после эти платежи поступают в общий бюджет Таможенного союза, где и распределяются по бюджетам трёх стран. Квота Беларуси составляет 4,7% от всего количества собранных пошлин на территории Беларуси, России и Казахстана . Из этого следует, что на доходы от ввозных таможенных пошлин влияет не только объем белорусского импорта, но и объем импорта товаров на территорию Российской Федерации и Казахстана.
Расходы государственного бюджета включают траты на проведение социальной политики, образование, физическую культуру, спорт, культуру, СМИ, здравоохранение, национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности, а также общегосударственные расходы.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. Мероприятиями, направленными на снижение дефицита бюджета, в нашей стране являются те, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений;
- основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается ряд задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение в жизнь
всех тех конкретных
2.2 Влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь
Макроэкономическая
Так как влияние фискальной политики на экономический рост, уровень инфляции и безработицы будет рассмотрено в следующем параграфе, в этом параграфе хотелось бы более подробно рассмотреть её влияние на уровень инфляции в Беларуси, а также на роль стабилизационных фондов в обеспечении макроэкономической стабилизации.
В настоящее время
Рассмотрим влияние бюджетно-
Чистые налоги наиболее значительно повышают цены на продукцию торговли, посреднической деятельности и общественного питания, а также коммерческой деятельности, где их доля в ценах для потребителя составляет от 11 до 13% соответственно. На промышленную продукцию в среднем составляют около 8,4% отпускной цены для покупателя. Выше среднего уровня чистые налоги в нефтяной (12%), пищевой (11%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (8,7%). Исходя из вышесказанного нетрудно сделать вывод о том, бюджетно-налоговая политика недостаточно эффективна, так как путём включения больших налогов в стоимость продукции в стране растёт уровень инфляции.
В таких отраслях, как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, культура и искусство, чистые налоги не покрывают объёмов выделяемых для их развития субсидий, в результате чего цены для покупателей на их товары складываются ниже фактических затрат на их производство. На сельскохозяйственную продукцию эта разница составляет около 7%, а на услуги жилищно коммунального хозяйства и бытового обслуживания – более 15%.
Бюджетно-налоговая политика в условиях нестабильной внешней среды должна формироваться с учётом возможных изменений внешней конъюнктуры и быть направленной на нейтрализацию ценовых колебаний. При её формировании целесообразно использовать понятие структурного баланса, представляющего собой разность между балансом бюджета и конъюнктурными доходами. Структурный баланс позволит более обоснованно разрабатывать фискальную политику на перспективу, сглаживая циклический колебания при планировании расходов. В таком случае расходы бюджета будут иметь своим источником доходы, не связанные со случайным колебанием делового цикла, т.е. не связанные с изменением цен импорта и экспорта, что особенно актуально для нашего государства, имеющего чрезвычайно открытый характер экономики.
Одним из механизмов, обеспечивающих
сглаживание внешней
Опыт ведущих стран мира говорит о том, что подобные фонды способствовали повышению эффективности фискальной политики, так как снижали зависимость расходов бюджета от его доходов. Особенно позитивных результатов добились те страны, которые наряду с формированием стабилизационных фондов ограничили размеры расходов бюджета, в частности, обеспечивали сохранение расходов в реальном выражении, несмотря на инфляцию, или увеличивали их в соответствии с темпами роста ВВП.
Таким образом, состояние
структурного баланса в большей
степени, чем бюджетного, характеризует
экономическую стабильность страны.
Поэтому, наряду с планированием, бюджета
целесообразно рассчитывать параметры
структурного баланса, не забывая важнейший
принцип бюджетно-налоговой
2.3 Анализ эффективности проведения бюджетно-налоговой политики в современной экономике Республики Беларусь
Бюджетно-налоговая политика любой страны, в том числе и Республики Беларусь, направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, поддержание высокого уровня занятости, предотвращение роста уровня цен и обеспечение устойчивого экономического роста. Достижение экономикой этих целей и определяет эффективность проведения бюджетно-налоговой политики.
Рассмотрим динамику роста валового внутреннего продукта и государственных расходов по годам (Таблица 1).
Таблица 1 – Динамика роста ВВП и госрасходов
Показатель |
Год | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
ВВП в текущих ценах, млрд р. |
137442 |
164476 |
297158 |
527385 | |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
100 |
107,7 |
105,5 |
101,5 | |
Расходы консолидированного бюджета, млрд р. |
49087,7 |
52979,8 |
79428,2 |
155169,1 | |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
100 |
99,9 |
97,9 |
122,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основe [2].
Как видим, в Республике Беларусь наблюдается стабильный экономический рост. Диаграмма, отражающая динамику роста ВВП и государственных расходов приведена в Приложении А. В диаграмме данные приведены к ценам 2009 года.
Другой целью бюджетно-
Ещё одной целью фискальной политики является поддержание стабильного уровня цен и сдерживание инфляции. Для определения уровня инфляции используется такой показатель, как индекс потребительских цен. Он показывает, на сколько выросли цены на потребительские товары по сравнению с предыдущим годом. Далее представлена таблица, где отражены индексы потребительских цен за 5 лет.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)