Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.
Таблица 2 – Индекс потребительских цен
Показатель |
Год | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Сентябрь 2013 | |
Индекс потребительских цен |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
121,8 |
110,0 |
Примечание – Источник:[2].
Как видим из таблицы, инфляция в Беларуси в 2009 году составила 10,1%, в 2010 – 9,9%, в 2011 – 108,7%, в 2012 – 21,8%. Динамика инфляции приведена в Приложения 2. В Беларуси в 2011 году зафиксирована самая высокая инфляция за последние десять лет. Как сообщалось, резкий скачок инфляции в Беларуси в 2011 году обусловлен почти трехкратной девальвацией белорусского рубля в условиях сохраняющейся высокой импортоёмкости белорусской экономики. Этот показатель является самым высоким в Европе и СНГ. Умеренная инфляция составляет до 10% в год. Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. Однако, как показывает статистика, в Республике Беларусь в последние годы происходит галопирующая инфляция (10 – 100%), которая считается серьезной экономической проблемой для страны. Из этого можем сделать вывод, что бюджетно-налоговая политика нашего государства недостаточно эффективна, так как не обеспечивает сдерживание инфляции.
Чтобы определить эффективность фискальной политики государства, часто анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси за последние годы является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне. Так, в 2010 году наблюдался дефицит консолидированного бюджета в размере 2,6% к ВВП[10]. А вот в 2011 году бюджет был исполнен с профицитом, равным 2% к ВВП [11], в 2012 году – также профицит (0,5% к ВВП) [12]. Что касается 2013 года, то профицит бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года составил 6,3 трлн. рублей, или 1,4 процента к ВВП. [13]
Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства. Внешний государственный долг Беларуси на последнюю отчетную дату составляет около $12,4 млрд, что соответствует 18,7% ВВП при пороговом значении критерия экономической безопасности 25%.
Внутренний государственный долг Беларуси также находится в безопасных параметрах. Он составляет 5,3% ВВП при пороговом значении этого показателя – 20% ВВП [13].
Таким образом, бюджетно-налоговая политика в Беларуси имеет свои особенности. Среди них - проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; небольшой дефицит государственного бюджета.
3 Перспективы развития бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
Как уже было отмечено ранее,
бюджетно-налоговая политика, проводимая
в Беларуси, недостаточна эффективна
– она не содействует достижению макроэкономических
целей, основными из которых являются:
стабильный экономический рост, полная
занятость ресурсов, стабильный уровень
цен. Эти обстоятельства говорят о том,
что фискальная политика сталкивается
с серьезными проблемами, что обусловлено
в большей мере структурными характеристиками
экономической модели Беларуси. Основным
недостатками проводимой в настоящее
время в нашей стране фискальной политики
является ее преимущественно фискальный
характер – особое внимание уделяется
не расширению налоговой базы, а сбалансированности
бюджета. Это сдерживает производственно–
С позиции фискального
значения важнейшую роль играют косвенные
налоги. Однако известно неоднозначное
влияние косвенных налогов на
экономическую ситуацию. С одной
стороны, они являются наиболее стабильным
и гарантированным источником поступлений
в бюджет, с другой - являются одним
из значимых ценообразующих факторов.
Для налоговой системы
Важнейшим недостатком налоговой системы Республики Беларусь является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования. Современная налоговая система Республики Беларусь оказывает угнетающее воздействие на сектор производства в экономике. Следствием этого является то, что многие предприятия вынуждены применять различные нелегальные схемы уклонения от уплаты налогов, связанные с обращением наличных денег.
Некоторые специалисты указывают на следующую проблему бюджетно-налоговой политики: основная часть налогов изымается в бюджет ещё до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объёме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.
Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность является ещё одной проблемой фискальной политики Беларуси. Это усложняет механизм налогообложения в целом, ведёт к появлению излишнего документооборота и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному росту уровня цен. Особенно негативно влияют на конкурентоспособность белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые в фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Из-за этих налогов значительно поднимается общий уровень цен, что приводит к проблемам со сбытом продукции, замедлению оборачиваемости капитала, сокращению прибыли и другим последствиям для предприятий, а соответственно – экономики.
Недостатком существующей налоговой политики является наличие налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. В доходной части республиканского бюджета этот налог составляет сотые доли процента, между тем его сбор связан со значительными финансовыми затратами – до 30% собранных средств. [8, c.119]
Также проблемой существующей
налоговой системы Беларуси является
наличие различных внебюджетных
(целевых бюджетных) фондов. Даже несмотря
на умеренные ставки, множество целевых
налогов ведёт к значительному
усилению налогового бремени. Включение
в цену товаров отчислений в целевые
бюджетные фонды ведёт к
Требуется существенная
доработка вопроса
В Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, о чём свидетельствует анализ бюджетно-налоговой системы. Белорусская экономическая модель отводит главную роль государству. Она базируется на незавершенной реструктуризации сектора предприятий и широком перераспределении доходов, что отражается в высоких расходах бюджета на всяческие трансферты и субсидии домашним хозяйствам и фирмам.
Помимо этого, неэффективными и нерациональными признаются субсидии в сельском хозяйстве, энергетическом секторе и некоторых других отраслях экономики. Сельское хозяйство в Беларуси не является рентабельным. В нашей стране много предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, а это создает значительные фискальные риски. До тех пор, пока сельское хозяйство в нашей стране не потерпит определённые реформы, оно является бременем для государственного бюджета. Как отмечают эксперты Всемирного банка, удельный вес данного сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки [3].
Также эксперты советуют пересмотреть незаслуженные, как они считают, энергетические субсидии. Как сообщает Всемирный банк, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости импорта энергоресурсов из России [4].
Следует отметить, что в Беларуси действует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе. Существующий категориальный механизм социальной помощи ведёт к тому, что существенную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными.
Эксперты Всемирного банка также подчеркивают необходимость реформ в пенсионной системе Беларуси. Это обусловлено высокой ставкой взносов на социальное страхование. Взятые вместе, максимальные предельные ставки налогов на фонд оплаты труда составляют величину свыше 40 процентов.
Постепенное и неуклонное повышение пенсий из-за их индексации на рост заработной платы не способствует понижению высоких предельных ставок налогов в фонд оплаты труда, что не создаёт положительных стимулов для предпринимателей и формирует интерес в сокрытии доходов организаций[5].
Заканчивая рассмотрение данного вопроса необходимо еще раз сделать акцент на основных проблемах, которые характерны для нашей страны при проведении фискальной политики. Это преимущественно фискальный характер, который тормозит производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей; сильный налоговый пресс; неравномерное распределение налогового бремени; высокая доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; неуместные расходы на сельское хозяйство; несправедливые энергетические субсидии; масштабная система социальной помощи. Приведённые недостатки показывают необходимость дальнейшего совершенствования бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь и проведения комплекса реформ бюджет с целью сокращения государственных расходов и снижения налоговой нагрузки.
3.2 Пути повышения эффективности фискальной политики в Республике Беларусь
В предыдущем пункте приведены
недостатки существующей фискальной политики
в Республике Беларусь, которые обуславливают
проведение мер по её совершенствованию.
Совершенствование бюджетно-
В целях реформирования налогообложения в Республики Беларусь можно предложить следующие меры:
- Надлежит большую роль выделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Поэтапно уменьшая налоговую нагрузку и обеспечивая этим стабилизацию экономической ситуации в стране, требуется последовательно уменьшать количество налогов с оборота и делать акцент на прямом налогообложении;
- Необходимо отменить отчисления в государственные целевые фонды, которые включаются в цену или себестоимость, а при необходимости проведения целевых мероприятий и программ необходимо финансировать их за счет создания в бюджете отдельных фондов, которые создаются из общего объема бюджетных ресурсов.
- Нужно пересмотреть предоставление льгот, особенно в отношении налогов и сборов, которые прямо воздействуют на уровень конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков [14].
В области косвенного налогообложения необходимо перейти к единым акцизным ставкам при реализации продукции на экспорт в страны СНГ и на внутреннем рынке. Целесообразно также отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы. Как показывает международный опыт, стимулирование деятельности отечественных субъектов хозяйствования предпочтительнее осуществлять за счёт таможенных платежей, а не налоговых льгот[8, c. 124].
Что касается расходов бюджета, то здесь в связи с существенным сокращением налоговой нагрузки, планируется соразмерное снижение государственной поддержки реального сектора экономики. Средства, выделяемые государством, должны быть направлены на стимулирование экспорта и образование новых инновационных производств.
Денежные средства, которые расходуются на субсидии организациям ЖКХ, нужно скоординировать с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Помимо этого, тарифную политику на услуги ЖКХ необходимо основательно преобразовать с помощью введения дифференцированной оплаты коммунальных услуг, зависящей от времени и объема их потребления. Приведение к себестоимости оплаты населением коммунальных услуг создаст конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечёт к их предоставлению частный бизнес и, в конце концов, будет способствовать урезанию затрат по их оказанию [4].
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)