Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ развития фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, метод научной абстракции.

Файлы: 1 файл

Курсовая Венско1.docx

— 179.78 Кб (Скачать файл)

В случае, если фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы экономического цикла, она может принимать две формы существования – антициклическую и проциклическую. В рамках антициклической политики можно выделить стимулирующую (экспансионистскую) и сдерживающую (рестрикционную) бюджетно-налоговые политики. [8, c. 20]

Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада в экономике. Она предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Главная её цель – смягчить грядущий экономический спад и ускорить его преодоление. Стимулирующая политика также может применять правительством перед выборами, желая угодить избирателям. Характерными чертами такой  политики является увеличение социальных выплат из государственного бюджета, внедрение проектов по созданию рабочих мест. Действие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос отражает модель «AD – AS», где при вмешательстве государства кривая совокупного спроса сдвинется вправо. (Рисунок 1.2) Совокупный спрос перемещается из положения AD1 в AD2.

    

Сдерживающая фискальная политика направлена на то, чтобы устранить чрезмерный, нежелательный спрос на товары и услуги, так называемый «перегрев экономики», который приводит к повышению уровня цен. Чтобы компенсировать оживление совокупного спроса, государство должно уменьшить расходы, увеличить налоги или использовать эти меры в сочетании. Рисунок 1.3 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD3 в AD4 вследствие применения вышеуказанных инструментов. Эта политика направлена на борьбу с инфляцией спроса в краткосрочном периоде, однако в долгосрочном может привести к спаду производства и развёртыванию механизма стагфляции [6, c. 92].

Необходимо учитывать, что  проведение антициклической фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае подобная политика превращается в параллельную, или проциклическую, политику, когда действия правительства не ослабевают, а наоборот, усиливают колебания экономического цикла.

Бюджетно-налоговая политика в зависимости от механизма реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – это совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или изменение постоянно действующих правил, норм, инструкций хозяйственной жизни. Если правительство видит, что принятые ранее законы не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в экономике, оно прибегает к подобной политике, которая также может называться регулируемой стабилизацией. Существует и другое определение дискреционной фискальной политики – это целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства и темпов инфляции [7, c. 91].

К числу наиболее распространённых способов и средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок.

В противоположность дискреционной  фискальной политике, которая предполагает осознанное изменение государственных  расходов и налогов, существует недискреционная (автоматическая) политика, которую ещё называют политикой встроенных стабилизаторов. Проведение подобной «нейтральной» политики предполагает автоматическое изменение государственных расходов,  налогов, сальдо бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.  Встроенная стабильность экономики возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом общества:  по мере изменения совокупного дохода возможны автоматические колебания роста или уменьшения налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов или излишков.

В рамках такой политики выделяют антиинфляционный эффект. Он заключается в том,  что по мере роста национального дохода происходит автоматическое увеличение налогов, которые  со временем приводят к снижению потребления, сдерживают избыточный инфляционный рост цен, вызывая в итоге снижение занятости и экономического роста. В области государственных финансов становится ощутимой тенденция к  ликвидации бюджетного дефицита и образованию профицита [8, c. 22].   

                                                            

1.3 Эффективность бюджетно-налоговой политики

 

Многие учёные считают, что эффективность фискальной политики заключается главным образом в том, что она помогает стране избежать экономических шоков.  Стимулирующая политика может быть осуществлена в целях предотвращения длительного спада, что подтверждает опыт таких стран, как США и Японии. Сдерживающая направлена на борьбу с инфляцией. Кейнсианцы считали фискальную политику главным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме того, с помощью бюджетно-налоговая политики возможно сглаживать колебания совокупного спроса, а соответственно и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо прямо воздействуют на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет во времена спада производства расширять совокупные расходы, тем самым смягчать падение совокупного спроса, а во времена подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Об эффективности фискальной политики говорит тот факт, что  инструменты фискальной политики имеют  мультипликативный эффект воздействия  на совокупный доход.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляя стабилизационную роль, решает множество других задач. К примеру, уменьшение социальных трансфертов и увеличение нижней ставки подоходного налога, во-первых, приведёт к снижению совокупного спроса, а во-вторых, позволит сократить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но также используется для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Как правило, фискальная политика выступает как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она оказывает воздействие и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса приводит к увеличению национального дохода. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения

Основной плюс недискреционной фискальной политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Однако для бюджетно-налоговой  политики характерен и ряд недостатков. Это, например, длительные временные лаги (от англ. lag – запаздывание). Особенно существенен внутренний лаг. Он включает период времени от осмысления того, что в стране начинается производственный спад или инфляция, до осознания необходимости принятия конкретных решений, а также период времени от осознания этого до утверждения конкретных мер бюджетно-налоговой политики. Кроме внутреннего имеет место и внешний лаг. Это период времени от утверждения мер правительства до получения эффекта от их осуществления в реальном секторе экономики. Из-за существования временных лагов фискальная политика является негибкой. Помимо этого, ошибки в расчете длительности временных лагов могут привести к действию дестабилизации: методы стимулирующей фискальной политики начнут работать уже тогда, когда экономика преодолела спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Вследствие проведения фискальной политики появляется так называемый эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Её рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления.  Следовательно, государственные расходы вытесняют частные – и в этом состоит эффект вытеснения.

Можно привести аргументы, которые  доказывают, что существует эффект, обратный эффекту вытеснения. Этот эффект немного смягчает его, а в отдельных случаях даже может иметь и более сильное действие. Он порождается следующими двумя причинами: 

  1. когда стимулирующая бюджетно-налоговая политика ведёт к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов. Последние в таких ситуациях могут увеличивать объём инвестиций, не обращая внимания на некоторое повышение ставки процента;
  2. при анализе эффекта вытеснения берут за основу предположение о неизменности объёма сбережений (поэтому, если экономические субъекты приобретают больше государственных облигаций, то им нужно приобретать меньше корпоративных бумаг).

Однако экономический рост, являющийся следствием проведения стимулирующей фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а следовательно и сбережений. Это разрешает наряду с этим наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии влиять на ход делового цикла, но и на определённой его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации,  когда после серьёзного спада производства экономика только начинает выходит из застоя и ей ещё требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Фискальная политика, ко всему прочему, может быть подвержена влиянию смены политического  цикла. В предвыборных целях политиками принимаются активно используют инструменты фискальной политики. Например, как показывает практика, перед выборами большинство видов государственных расходов увеличиваются, а после выборов – сокращаются, тем самым происходит отрицательное влияние на эффективность фискальной политики [6, c. 113].

Таким образом, фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Она осуществляется с помощью таких инструментов, как госрасходы и налоги, подразделяется на сдерживающую и стимулирующую, дискреционную и недискреционную. Фискальная политика, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы.

 

 

 

 

 

2 Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

2.1 Особенности проведения фискальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь

 

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе.  С этого момента в экономике Беларуси начался переходный, или трансформационный, период.

Для стран с развитой экономикой характерно автономное рассмотрение проблем  денежно-кредитной и налогово-бюджетной  политики. Однако такой подход представляется неоправданным для стран с  переходной экономикой.

На момент возникновения  независимых государств отсутствовали  рыночные отношения и институты, а основная тяжесть по регулированию  экономики приходилась на фискальную политику.

Фискальная политика в рыночной экономике воздействуют на рынок денег и товаров, то есть этот инструмент экономической политики оказывает влияние на совокупный спрос. Возможности регулирования совокупного предложения оцениваются по-разному. С точки зрения классической школы денежно-кредитная политика непригодна для регулирования деловой активности. Эта роль отводится налогово-бюджетной политике, которая располагает такими инструментами, как ставки налогообложения, тарифные и нетарифные ограничения внешней торговли, установление уровня минимальной заработной платы, пенсий и другие.

 За время трансформации  сформировался рыночный сектор  экономики, что позволяет сделать  вывод о том, что экономика  стала проявлять рыночные реакции. В странах с переходной экономикой осуществление независимой политики центральным банком в чистом виде не представляется возможным. Во-первых, это связано с тем, что функции центрального банка и правительства не вполне разделены. Во-вторых, в наследство достался или был приобретен за годы трансформации высокий дефицит бюджета, несбалансированность внешней торговли, значительный размер государственного долга и дороговизна его обслуживания. В-третьих, имеет место слабость институтов и отсутствие традиций рыночной экономики. Это означает, что организация эффективного взаимодействия денежно-кредитной и фискальной политики требует дальнейшего уточнения и развития. Повышение доверия к денежно-кредитной политике должно подкрепляться доверием к фискальной политике.

С 1992 г. бюджетно-налоговая политика Беларуси постоянно реформируется. Каждый год вносятся какие-либо корректировки и дополнения. Это проявляется в изменении налоговых ставок, видов налогов, налоговых льгот, установлении структуры республиканских и местных налогов, в выборе предпочтения прямой или косвенной формы налогообложения. Так, в течение 1992 – 1996гг.  требовалось остановить резкий спад производства, который привёл к девальвации белорусского рубля. Поэтому, в целях поддержания стабильной работы стратегически значимых производств и уровня занятости реализовывалась  дискреционная стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Следствием этого явилось то, что с 1993г. расширение государственных расходов привело к бюджетному дефициту, а результатом этого стал в 1995г. рост ВВП. Однако, проведение долгое время стимулирующей политики содействовало в 1993-1995гг. ускорению инфляции вместе с другими факторами.  Начиная с 2001г. темпы инфляции сократились, и фискальная политика приоритетным направлением  избрала стимулирование инвестиций. Ещё через 2 года экономика преодолела кризис, добившись предкризисного уровня 1990 г. Результатом этого стал профицит государственного бюджета в 2004г.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере РБ)