Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение вопроса бюджетного дефицита и проблемы государственного долга.
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности и причин бюджетного дефицита и государственного долга страны;
определение последствий государственного долга и способов их преодоления;
определение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь: динамики, состояния.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………..4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность и причины……….6
1.1 Сущность бюджетного дефицита, причины возникновения……………...6
1.2 Сущность государственного долга, причины возникновения…………..12
2 Последствия государственного долга и способы их преодоления………..16
3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Zakaz_2037_Byudzhetny_defitsit_i_problema_gosuda (1).doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Также экономисты неоклассического направления считают, что для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к росту внутреннего и внешнего долга государства, к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты. Кроме того, повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики [8, с. 506].

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита.

Так, например, до Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Это означает, что каждый финансовый год бюджет должен балансироваться, то есть должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что сбалансированный бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема ему следует повышать налоги и снижать правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности [6, с. 425].

Таким образом, вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

1. наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

2. контроль за развитием бюджетного  дефицита и поиск источников его покрытия;

3. выделение бюджетных средств  на мероприятия, дающие значительный  экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Однако к середине 90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1) Бюджетный дефицит представляет собой финансовое явление, которое не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики. Необходимо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

2) Отсутствие бюджетного дефицита  также не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся, достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета – 2-3%.

3) До сих пор нет единого  мнения по поводу влияния бюджетного  дефицита на развитие экономики. Одни считают, что бюджетный дефицит – негативное явление, другие заявляют, что дефицит бюджета не представляет опасности для национальной экономики, третьи – объединили разные подходы и взгляды.

4) Чтобы определить воздействие  бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, проанализировать причины, которые обусловили его наличие, а также воздействия на экономическую, финансовую, социальную и другие сферы.

5) Для нормализации бюджетного  дефицита необходимо «лечить»  экономику, так как без обеспечения  динамизма в ее развитии и  реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

6) Финансирование бюджетного дефицита  может осуществляться за счет  разнообразных форм кредита (как  внутреннего, так и внешнего) и  денежной эмиссии.

7) Несомненно, также то, что бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Однако них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

1.2 Сущность государственного долга, причины возникновения

Важнейшим макроэкономическим показателем выступают величина и динамика государственного долга, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Государственный долг — это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени [7, c. 329].

Государственный долг отражается в системе национальных счетов. Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию (рис. 1.1).

 

 

Рисунок 1.1 – Формирование государственного долга

 

Примечание – Источник: [7, c. 329]

 

При экспертной оценке государственного долга сравнивают, с одной стороны, общую сумму задолженности, расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, с другой – объем ВВП, объем экспорта, расходы госбюджета и т. п. В итоге получаются соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату.

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

а) фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

б) стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

Государственный долг обычно состоит из внутреннего и внешнего долга.

Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы – расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов.

Вывод: внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны.

В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделяют [7, c. 330]:

а) кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»).

Работа печатного станка может осуществляться в пределах объективной потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе вслед за возрастанием ВВП. Но кредитная эмиссия в пользу правительства уменьшает возможности Центрального банка для рефинансирования национальной банковской системы;

б) кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);

в) объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и т. п.), распространяемых среди юридических лиц;

г) облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

д) казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);

е) просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

ж) вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Главная причина в образовании внутреннего государственного  
долга – это дефицит государственного бюджета.

Возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.

Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т. д.

Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т. п.

Внешний государственный долг способно создавать не только правительство. К этому также причастен Национальный банк страны, который вынужден заимствовать валютные средства с целью стабилизации обменного курса национальной денежной единицы.

Вместе с тем наращивание внешней задолженности страны может происходить и автоматически, если ценные бумаги государства начинают распространяться на внешних финансовых рынках.

К внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т. п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса все же нарастают. Например, под давлением кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов в национальной банковской системе усиливается дефицит иностранной валюты. Правительство лишается возможности при необходимости получить внутренний валютный кредит. При увеличении спроса и недостатке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная валюта становится дороже, что ведет к эскалации государственных расходов.

Наоборот, в условиях завышенного обменного курса национальной валюты всегда ожидается рост импорта и сокращение экспорта. Высокие ожидания предстоящей девальвации национальной денежной единицы ускоряют всевозможные валютные спекуляции.

Дело не только в том, что при недостатке внутренних источников государству приходится прибегать к внешним источникам финансирования своей деятельности. Прежде всего изменение национальных экономических условий хозяйствования не оставляет сегодня внешний мир безразличным.

Надо помнить и то, что с учетом состояния национальной экономики и перспектив ее развития определяется кредитный рейтинг страны.

Сокращение национального производства, а затем уменьшение экспорта ведет к ухудшению торгового баланса страны. Вначале это снижает валютные резервы национальной банковской системы, а затем сопровождается ростом внешней задолженности страны. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению процентных ставок, что вновь тормозит развитие национального производства, так как ведет к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для притока иностранного капитала, что увеличивает внешнюю задолженность страны со всеми вытекающими последствиями.

Вывод: между внутренним и внешним государственным долгом существует тесная взаимосвязь.

 

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Рассмотрим последствия наращивания государственного долга. Дефицитное финансирование на некоторое время позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. В том числе выплатить заработную плату бюджетным работникам, ввести в строй школу, больницу и т. п.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)