Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 18:41, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотрение вопроса бюджетного дефицита и проблемы государственного долга.
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности и причин бюджетного дефицита и государственного долга страны;
определение последствий государственного долга и способов их преодоления;
определение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь: динамики, состояния.
Ведение……………………………………………………………………………..4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность и причины……….6
1.1 Сущность бюджетного дефицита, причины возникновения……………...6
1.2 Сущность государственного долга, причины возникновения…………..12
2 Последствия государственного долга и способы их преодоления………..16
3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………33
А негативные последствия от наращивания государственного долга обнаруживаются в разных формах [7, c. 332].
1. Прежде всего, обратим внимание на то, что государственный долг — это стремление страны жить за счет будущих поколений.
Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.
2. Задолженность перед внешним
миром усиливает экономическую
и политическую зависимость
3. В среднесрочной перспективе
государственный долг
4. Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.
5. Обслуживание внешнего долга
может подтолкнуть
Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу. Управление государственным долгом осуществляется действиями органов государства, связанных [7, c. 333]:
а) с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;
б) с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
в) с проведением конверсии и консолидация займов;
г) с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.
Погашение государственных займов, включая выплату процентов, осуществляется либо из запланированных бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т. е. за счет доходов от выпуска новых займов (пресловутая «финансовая пирамида»).
Конверсия государственного долга означает изменение условий доходности ценных бумаг правительства. Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценные бумаги) выше темпов роста ВВП, то это означает, что все большая доля ВВП уходит на обслуживание государственного долга.
Консолидация — изменение прежних сроков погашения финансовых обязательств правительства (например, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).
Рефинансирование долга — выпуск нового государственного займа и использование выручки от его размещения для выплаты процентов по старым Долгам.
Наиболее простым средством, смягчающим тяготы по обслуживанию государственного долга, выступает максимизация налоговых поступлений. Для начала сумма налогов и сборов (Т) не должна быть меньше выплат (проценты плюс часть основного долга, срок оплаты которого наступил), связанных с обслуживанием государственного долга (N). Тогда соотношение N /Y выглядит как минимальная граница налогообложения:
Т/Y> N/Y
При этом надо учитывать, что государство кроме платежей по обслуживанию государственного долга (N) всегда несет и другие расходы (G — государственные закушен; F — социальные трансферты). Поэтому минимальная граница налогообложения определяется следующим образом:
Т/Y> N/Y+G/Y>F/Y
Выводы.
Внутренний государственный долг — это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.
Внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны.
Главная причина в образовании внутреннего
государственного
долга – это дефицит государственного
бюджета.
Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т д. Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны решения о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций.
3 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И
ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ДОЛГ
Рассмотрим динамику бюджетного дефицита Республики Беларусь. В таблице 3.1 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей (2008, 20010, 2010 годы) [10, c. 1].
Таблица 3.1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей (2011, 2012, 2013 годы)
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
ДОХОДЫ |
85 608,3 |
157 956,0 |
189 232,2 |
РАСХОДЫ |
79 428,2 |
155 169,2 |
187 751,4 |
Дефицит (профицит) |
6 180,1 |
2 786,8 |
1 480,8 |
Финансирование |
-6 180,1 |
-2 786,8 |
-1 480,8 |
Внутреннее финансирование |
-15 306,4 |
950,2 |
4 504,8 |
Внешнее финансирование |
9 126,3 |
-3 737,0 |
-5 985,6 |
Примечание – Источник: [10]
В 2011 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 6 180,1 млрд. рублей. В 2012 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 2 786,8 млрд. рублей.
В 2013 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 1 480,8 млрд. рублей, или 0,2% к ВВП (в 2011 году профицит составлял 6 180,1 млрд. рублей, или 12,1% к ВВП).
В таблице 3.2 представлен Республиканский бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей (2011, 2012, 2013 годы).
Таблица 3.2 - Республиканский бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей (2011, 2012, 2013 годы)
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
ДОХОДЫ |
54 190,2 |
95 182,0 |
105 803,7 |
РАСХОДЫ |
51 950,6 |
95 883,5 |
108 061,6 |
Дефицит (профицит) |
2 239,6 |
-701,5 |
-2 257,95 |
Финансирование |
-2 239,6 |
701,5 |
2 257,9 |
Внутреннее финансирование |
-11 365,9 |
4 438,5 |
8 243,5 |
Внешнее финансирование |
9 126,3 |
-3 737,0 |
-5 985,6 |
Примечание – Источник: [10]
В 2011 году Республиканский бюджет исполнен с профицитом в размере 2 239,6 млрд. рублей. В 2012 году Республиканский бюджет исполнен с дефицитом в размере 701,5 млрд. рублей. В 2013 году Республиканский бюджет исполнен с дефицитом в размере 2 257,9 млрд. рублей [10, c. 2].
В таблице 3.3 представлены местные бюджеты Республики Беларусь, млрд. рублей (2011, 2012, 2013 годы).
Таблица 3.3 - Местные бюджеты Республики Беларусь, млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
ДОХОДЫ |
48 400,1 |
91 141,0 |
119 530,3 |
РАСХОДЫ |
43 946,4 |
88 010,5 |
115 637,2 |
Дефицит (профицит) |
4 453,7 |
3 130,5 |
3 893,1 |
Финансирование |
-4 453,7 |
-3 130,5 |
-3 893,1 |
Внутреннее финансирование |
-4 453,7 |
-3 130,5 |
-3 893,1 |
Внешнее финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Примечание – Источник: [10]
В 2011 году местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 4 453,7 млрд. рублей. В 2012 году местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 3 130,5 млрд. рублей. В 2013 году местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 3 893,1 млрд. рублей.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год».
В 2011 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2010 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
В 2011 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Таблица 3.4 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
2010 год |
2011 год | |
ДОХОДЫ |
46 740,8 |
48 772,8 |
РАСХОДЫ |
49 200,8 |
52 980,8 |
Дефицит (профицит) |
-2 459,9 |
-4 208,0 |
Финансирование |
2 459,9 |
4 208,0 |
Внутреннее финансирование |
-9 023,2 |
-427,4 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |
Примечание – Источник: [10]
Таблица 3.5 - Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
2010 год |
2011 год | |
ДОХОДЫ |
30 637,8 |
30 288,2 |
РАСХОДЫ |
31 646,9 |
34 282,1 |
Дефицит (профицит) |
-1 009,1 |
-3 993,9 |
Финансирование |
1 009,1 |
3 993,9 |
Внутреннее финансирование |
-10 474,0 |
-641,4 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |
Примечание – Источник: [10]
Таблица 3.6 - Местные бюджеты Республики Беларусь, млрд. рублей
2010 год |
2011 год | |
ДОХОДЫ |
21 988,2 |
27 976,4 |
РАСХОДЫ |
23 446,4 |
28 367,8 |
Дефицит (профицит) |
-1 458,2 |
-391,3 |
Финансирование |
1 458,2 |
392,9 |
Внутреннее финансирование |
1 458,2 |
392,9 |
Внешнее финансирование |
0,0 |
0,0 |
Примечание – Источник: [10]
В таблице 3.7 представлены данные по исполнению Республиканского бюджета 2011 года, млрд. рублей. Доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2011 года сложились в сумме 30,3 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана.
Таблица 3.7 - Исполнение Республиканского бюджета за 2011 год, млрд. рублей
Показатели |
План на 2011 г. |
Исполнено за январь-декабрь т.г. |
В % к годовому плану |
Всего доходов |
29 932,0 |
30 280,6 |
101,2 |
из них: |
|||
- налог на прибыль |
3 321,7 |
3 329,4 |
100,2 |
- налог на добавленную стоимость |
11 397,4 |
11 784,9 |
103,4 |
- акцизы |
4 390,2 |
4 348,9 |
99,1 |
Всего расходов |
34 712,0 |
34 270,3 |
98,7 |
из них: |
|||
- общегосударственная деятельнос |
14 445,7 |
14 301,9 |
99,0 |
- национальная экономика |
8 969,6 |
8 723,1 |
97,3 |
- расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) |
6 696,9 |
6 670,6 |
99,6
|
Превышение доходов над расходами(+), Дефицит (-) |
- 4 779,9 |
-3 989,7 |
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)