Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение вопроса бюджетного дефицита и проблемы государственного долга.
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности и причин бюджетного дефицита и государственного долга страны;
определение последствий государственного долга и способов их преодоления;
определение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь: динамики, состояния.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………..4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность и причины……….6
1.1 Сущность бюджетного дефицита, причины возникновения……………...6
1.2 Сущность государственного долга, причины возникновения…………..12
2 Последствия государственного долга и способы их преодоления………..16
3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Zakaz_2037_Byudzhetny_defitsit_i_problema_gosuda (1).doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение……………………………………………………………………………..4

1 Бюджетный дефицит и государственный  долг: сущность и причины……….6

    1. Сущность бюджетного дефицита, причины возникновения……………...6
    2. Сущность государственного долга, причины возникновения…………..12
  1. Последствия государственного долга и способы их преодоления………..16
  2. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние…………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………..30

Список использованных источников……………………………………………33

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с, 1 рис., 12 табл., 11 источников.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КОНСОЛИДАЦИЯ, РЕФИНАНСИРОВАНИЕ,

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер [4, c. 190].

Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ, budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами  
[4, c. 191].

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50 % национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Цель курсовой работы является рассмотрение вопроса бюджетного дефицита и проблемы государственного долга.

Тема является актуальной, так как от решения вопроса сбалансированности бюджета страны зависит благосостояние населения, его социальная защита.

Задачами курсовой работы являются:

определение сущности и причин бюджетного дефицита и государственного долга страны;

определение последствий государственного долга и способов их преодоления;

определение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь: динамики, состояния.

 

1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ  И ПРИЧИНЫ

1.1 Сущность бюджетного дефицита, причины  возникновения

 

Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он через систему доходов (налоги), объем, и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной части, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной части, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств [7, c. 308].

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется бюджетным дефицитом.

Дефицит – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета [4, с. 192].

Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы – буквой T, то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

Определить бюджетный дефицит можно также следующим:

бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [6, с. 243].

Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Очевидно, что в интересах правительства разработка и проведение мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия. Общий объем финансирования дефицита равен величине дефицита с противоположным знаком.

Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств [6, с. 244].

Бюджетный дефицит отражает также определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. В соответствии с этим можно также отметить следующее определение дефицита бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов [7, с. 309].

Из этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны. Одновременно дефицит бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста.

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

Основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы  
[7, с. 311].

1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и  т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике.

Он не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3% [7, с. 310]. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Необходимо также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

Многие экономисты пытались раскрыть сущность дефицита, найти возможные пути его преодоления. Дефицит называют хроническим недостатком государственных бюджетов.

До сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это влияние отрицательным или положительным.

Согласно монетаристской теории, которой придерживался американский экономист Милтон Фридмен, бюджетный дефицит – негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета – это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних [8, с. 504].

Вторая точка зрения – кейнсианская – появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс, а среди сторонников необходимо отметить американцев А Хансена, Г. Маултона, С. Хорриса. В 1940 году Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, что с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.

Концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее [8, с. 505]:

для состояния национальной экономики дефицит государственного бюджета не является деструктивным, т.к. все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это в свою очередь приводить к росту налоговых поступлений.

Третья точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Роберт Баррро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)