Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение вопроса бюджетного дефицита и проблемы государственного долга.
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности и причин бюджетного дефицита и государственного долга страны;
определение последствий государственного долга и способов их преодоления;
определение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь: динамики, состояния.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………..4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность и причины……….6
1.1 Сущность бюджетного дефицита, причины возникновения……………...6
1.2 Сущность государственного долга, причины возникновения…………..12
2 Последствия государственного долга и способы их преодоления………..16
3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Zakaz_2037_Byudzhetny_defitsit_i_problema_gosuda (1).doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: [10]

 

Таблица 3.11 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) [11, c. 1]

Наименование

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 

Примечание – Источник: [11]

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 3.12).

 

Таблица 3.12 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь, %

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6


Примечание – Источник: [11]

 

На обслуживание внешнего долга за 2011 год в Беларуси было направлено 6 млрд. 320,7 млн. долларов, что составило 11,6 % ВВП, или 13,5 % экспорта товаров и услуг. Из них 5 млрд. 405,2 млн. составили выплаты по основному долгу, а 915,5 млн. — платежи по процентам.

Внутренний долг Беларуси, по прогнозам, в 2012 году составит 1,9 % ВВП, что на 0,1 % больше показателя 2011 года (при пороговом значении в 20% ВВП).

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего госдолга по отношению к валютной выручке в 2012 году вырастут до 3,5% с 1,5% в 2011 году. Пороговым значением является не более 10 % от валютной выручки.

Основным фактором роста внешнего долга Беларуси в 2007–2011 годах были заимствования государства. Если на 1 января 2007 года государственный внешний долг составлял 589 млн. долларов, то на 1 января 2012 года – 12 млрд. 351 млн. долларов. Таким образом, за последние пять лет государство увеличило свой внешний долг в 21 раз.

Уже с 2012 года Беларуси придется направлять существенные суммы, чтобы расплатиться перед кредиторами. В 2012 году, на погашение государственного внешнего долга предстоит направить 1 млрд. 784,6 млн. долларов. В 2013-м и в 2014-м на погашение госдолга ежегодно придется направлять более 3 млрд. долларов.

Большой объём внешнего долга создает проблему неопределенности – появляются опасения, что долговая нагрузка может ухудшить экономическую ситуацию в стране. Предприятия в такой ситуации, как правило, сдерживают инвестиционную активность, и это тоже ведет к замедлению экономического роста.

Согласно данным одобренного двумя палатами парламента проекта республиканского бюджета на 2012 год, больше всего придется выплатить Международному валютному фонду – почти 563 млн. долларов (основной долг составит $429,1 млн. плюс $133,9 млн. придется направить на его обслуживание).

На втором месте по степени долговой нагрузки значатся облигации, выпущенные на внешних финансовых рынках. В следующем году Беларусь должна будет выплатить $440,8 млн., из них $181,6 млн. – это проценты.

Займы Китая составляют $228,7 млн. На погашение основного долга приходится $126,7 млн.

По кредитам России и подконтрольного ей Антикризисного фонда ЕврАзЭС Беларусь пока расплачивается только по процентам - 136,7 млн. и 106,6 млн. долларов соответственно.

На погашение части кредита Венесуэлы в 2012 году Беларусь придется потратить 122,2 млн. долларов (92,4 млн. плюс 29,8 млн.).

Займы остальных кредитодателей - Всемирного банка ($13,1 млн), США ($5 млн.) и Германии ($526 тысяч).

Отдельной статьей значатся платежи правительства Беларуси в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов – это 14,8 млн. долларов.

Справедливости ради стоит сказать, что долговая нагрузка на бюджет в 2012 году резко возрастет, но еще не достигнет своего пика. Практически двукратное увеличение обязательств повторится и в 2013 году, когда платежи составят более $3 млрд. В 2014 году ситуация лучше не станет. По данным на настоящее время Беларусь должна $3,2 млрд [10, c. 1].

Международные эксперты уверены в платежеспособности Беларуси в краткосрочный период, но их настораживают темпы роста долговой нагрузки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закон «О Республиканском бюджете на 2012 год» Принят Палатой представителей 19 декабря 2011 года и одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 года.

Утвержден республиканский бюджет на 2012 год по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей.

Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей.

Т.е. в Республике Беларусь утвержден бездифицитный бюджет.

В Республике Беларусь утверждена Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и план мероприятий по ее реализации. Это решение принято постановлением Совета Министров и Национального банка №574/12.

Концепция разработана на основании положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, программы деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы, а также в развитие Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Она определяет подходы к мониторингу и управлению наиболее важными показателями экономической безопасности в сфере внешних заимствований Беларуси.

Управление валовым внешним долгом необходимо для поддержания его на безопасном для страны уровне. Также это важно для минимизации рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, для формирования положительной кредитной истории страны, обеспечения ее инвестиционной привлекательности.

Основными условиями достижения этих целей являются сбалансированное экономическое развитие и минимизация диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса. Также ставится цель стабилизации внешнеторговой позиции, привлечения прямых иностранных инвестиций, наращивания денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, поддержания жестких бюджетных ограничений, формирования и поддержания на достаточном уровне золотовалютных резервов.

В концепции определены задачи для достижения цели. Это системный анализ и контроль за состоянием валового внешнего долга и его составляющих, организация эффективного взаимодействия органов государственного управления по системному учету валового внешнего долга. Также предусматривается формирование и корректировка системы пороговых значений индикаторов экономической безопасности в сфере внешних заимствований. Вносятся предложения о своевременной и скоординированной корректировке макроэкономической политики, направленной на недопущение превышения пороговых показателей. Создается и совершенствуется эффективная система управления валовым внешним долгом, направленная на оптимизацию стоимости привлечения, сглаживание графика выплат, минимизацию рисков, возникающих при привлечении внешних заимствований.

Принципами управления валовым внешним долгом Беларуси являются гласность, комплексный подход, разграничение сфер ответственности и полномочий госорганов в решении задач управления внешним долгом, а также оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков.

Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков. Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

В плане мероприятий по реализации концепции предусмотрено ежеквартальное составление отчета о валовом внешнем долге и подготовка прогноза о предстоящих платежах по погашению и обслуживанию внешнего долга в разрезе секторов экономики. Иностранные инвесторы будут получать информацию о макроэкономической ситуации в Беларуси, включая информацию о состоянии валового внешнего долга.

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

Однако чаще всего, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.

С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% .

Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.

Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный Кодекс Республики  Беларусь. Минск: Амалфея. 2010, - 146 с.

2. О республиканском бюджете  на 2011 год. Минск: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 18 ноября 2010 г. N 2/17272010. – 34 с.

3. О Бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь на 2011 год. Минск: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 18 октября 2010 г. N 2/1725. – 56 с.

4. Антонова, Н. Б. Государственное  регулирование экономики. Минск.: Академия управления при Президенте РБ, 2007. - 775 с.

5. Базылев, Н. И., Базылева, М. Н., Гурко, С. П. и др. Экономическая  теория, Минск: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

6. Базылев, Н. И. Гурко, С. П. Экономическая теория, Минск: Кнтижный Дом, 2004. - 637 с.

7. Лемешевский, И. М. Макроэкономика, Минск: ФУАИнформ, 2004. - 644 с.

8. Макашева, Н. Автономов, В. История экономических учений. М: Инфра – М. 2004. - 784 с.

9. Мещерякова, О. В. Бюджет и бюджетный  дефицит. М.: Фонд ,Правовая культура, - 2005. – 348 c.

10. http://www.minfin.gov.by/.

11. http://www.nbrb.by/


Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг (на примере Республики Беларусь)