Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………..6
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины возникновения………………………………………………………….....6
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………….….10
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита………….…….....12
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…….…………………….......14
2. Государственный долг……...………………………………………….........17
2.1. Сущность государственного долга………………………………….....17
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия……………………………………………………………....19
2.3. Способы сокращения государственной задолженности………….….20
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь.......22
3.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит…....…22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ…………………………………………………………………….......27
3.3. Государственный долг Республики Беларусь………….……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………….…….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….….37
Заметим, что большинство
из перечисленных факторов, вызывающих
увеличение государственных
расходов, даже в перспективе
не дадут отдачи в виде
возможных источников погашения
задолженности, возникшей в
связи с привлечением
Поэтому невозможно с уверенностью
сказать, что расходы, вызвавшие
бюджетный дефицит, принесут
отдачу в виде дополнительных
доходов хотя бы в ближайшей
перспективе. Если предположить,
что такие расходы будут
ежегодно иметь место (без
соответствующей
Итак, если бюджетные ресурсы,
составляющие превышение доходов
над расходами, направляются
на развитие экономики, используются
для финансирования приоритетных
отраслей и предполагают
отдачу, т.е. используются эффективно,
то в будущем рост производства
и прибыли в них возместят
производственные затраты. Если
же превышение расходов над
доходами допускается с
целью финансирования текущих
затрат, субсидирования
1.2. Виды бюджетного дефицита
В мировой практике различают
следующие виды бюджетного
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата
процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга
- его амортизация) является важной
статьей государственных
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).
1.3.Концепции
регулирования бюджетного
Первая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть ежегодно сбалансирован.
До “Великой депрессии” 30-х годов
ежегодно балансируемый бюджет
общепризнано считался
Третья концепция связана с
идеей так называемых функциональных
финансов. В соответствии с этой
идеей вопрос о балансированности
бюджета - на ежегодной или на циклической
основе - второстепенный. Первоначальной
целью государственных финансов
является обеспечение неинфляционной
полной занятости, то есть балансирование
экономики, а не бюджета.[4, 217] Если достижение
этой цели сопровождается устойчивым
положительным сальдо или большим
и все возрастающим государственным
долгом - пусть будет так. В соответствии
с данной концепцией проблемы, связанные
с государственными дефицитами или
излишками, малозначимы в сравнении
с высшей степени нежелательными
альтернативами продолжительных спадов
или устойчивой инфляции. Вторая и
третья концепции лежат в основе
финансовой политики, ориентированной
на бюджетный дефицит и
Овладение этой политикой
позволяет обществу находить
оптимальную величину
1.4. Финансирование бюджетного дефицита
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции
возникает так называемый "эффект
Танзи" - сознательное затягивание
налогоплательщиками сроков внесения
налоговых отчислений в государственный
бюджет, что характерно для многих
переходных экономик. Нарастание инфляционного
напряжения создает экономические
стимулы для "откладывания" уплаты
налогов, так как за время "затяжки"
происходит обесценение денег, в
результате которого выигрывает налогоплательщик.
В итоге дефицит
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Альтернативные возможности вне
Внешнее финансирование бюджетного дефицита
оказывается менее
При этом, чем более открытой является
переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в
меньшей степени внешнее
Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга