Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………..6
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины возникновения………………………………………………………….....6
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………….….10
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита………….…….....12
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…….…………………….......14
2. Государственный долг……...………………………………………….........17
2.1. Сущность государственного долга………………………………….....17
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия……………………………………………………………....19
2.3. Способы сокращения государственной задолженности………….….20
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь.......22
3.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит…....…22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ…………………………………………………………………….......27
3.3. Государственный долг Республики Беларусь………….……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………….…….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….….37

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга..docx

— 146.90 Кб (Скачать файл)

           Большой  внешний долг  снижает  международный  авторитет   страны  и  может  осложнить   получение  новых  иностранных   займов.  Поэтому  правительство   предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний   долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень. 

 

 

 

       2.3. Способы  сокращения государственной   задолженности

 

 

           Для того чтобы  последствия  роста  внутреннего долга   для  страны  не  стали   слишком  тяжелыми правительство   должно предпринимать определенные  меры по управлению  долгом.

         Это  могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных   налогов и, в-третьих, секвестирование   бюджета. Если государство   финансирует  дефицит  бюджета   путем  выпуска денег, то  это приводит к  инфляции. Она  обесценивает  номинальный внутренний долг и  процентные  выплаты  по нему. Более того, высокие  темпы  инфляции  могут  сделать  процентные  ставки по  государственным  ценным  бумагам даже  отрицательными. Однако  такой ход  событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительная  для  экономики  страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга  сейчас  представлена  краткосрочными  государственными  бумагами, а в  условиях  инфляции  при каждом  новом  выпуске  государственных бумаг  ставка  дохода  будет  возрастать. Получили  распространение также ценные  бумаги  с  плавающей  процентной  ставкой, которая  изменяется при  изменении ставки  ссудного  процента или  учетной  ставки. Это ограничивает  возможности  инфляции.

            Введение  специальных  налогов  или  повышение  налоговых   ставок  позволит в  краткосрочном   периоде увеличить  доходы  бюджета, а  значит, уменьшить   государственный долг. В  долгосрочном  временном  интервале  это   может  привести к  сокращению  производства, сужению  базы  налогообложения  и, следовательно, к  уменьшению  налоговых  поступлений в   казну.

            В  некоторых случаях  целесообразно   прибегнуть к  сокращению  государственных   расходов  путем  секвестирования.  секвестирование—пропорциональное   снижение расходов (на 5 или 10,15% и  т.д.) ежемесячно практически по  всем  статьям  бюджета до  конца  текущего финансового  года. Секвестированию не  подлежат  защищенные статьи, состав  которых  определяется высшими органами  власти.

        Существуют также статьи, секвестирование   которых невозможно (выплата   процентов по государственному  долгу и  др.). Например, в   США  все  федеральные   расходы  делятся на  две   части—прямые (обязательные) и  дискреционные.  К  прямым  относят  те  расходы, которые  регламентируются  постоянно  действующим  законодательством  (пособие  по  безработице, программы   медицинского  обслуживания и  т.д.).  К   дискреционным—расходы,  которые зависят от  конкретного  состояния дел в  экономике  и  ежегодно рассматриваются  и  утверждаются  конгрессом  США. По  данным  статьям Конгрессом  устанавливается  ежегодно  лимит   расходов. Если  фактические расходы   начинали  превышать  лимиты, то  в  действие  вступал  механизм  секвестирования, что  позволяло   уменьшить  бюджетный  дефицит   и государственный долг. [2, с. 267]

         Внешний долг имеет  последствия,  которые  более печальны  для   страны, по сравнению  с последствиями   внутреннего долга. Поэтому   правительство предпринимает   определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если он  превышает  приемлемый  уровень. Оно  может  использовать  для  погашения   части долга  золотовалютные   резервы страны, если  таковые   имеются. С  согласия  кредиторов  правительство может  переоформить  краткосрочную  и долгосрочную  задолженность   долгосрочную  или  отсрочить выплату   внешнего долга.

 3 БЮДЖЕТНЫЙ   ДЕФИЦИТ  И   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    ДОЛГ  

 РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

   

 

            3.1 Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит

 

 

Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в  процентах к валовому внутреннему  продукту.

На 2012 год государственный бюджет утвержден по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год установлен в  сумме 0 (ноль) рублей. [21, с.11]

Если отследить планируемые  ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита (Таблица 3.1) в соответствии с законами на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, то наблюдается снижение, как государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом), так и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

 

 

Таблица 3.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы бюджета

25508,1

30611,1

38152,2

54899,3

35522,4

33611,4

Расходы бюджета

26638,1

32011,1

40342,2

57699,3

38222,4

39611,4

Дефицит

1130,0

1400,0

2190,0

2800,0

2700,0

6000,0


 

Примечание – Источник: [Собственная  разработка]

На 2011 год были запланированы снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по сравнению  с 2010 годом) и рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей).

Еще в начале 90-х годов Республика Беларусь столкнулась с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением  суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики  и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время  находился.

В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривается  как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому  бюджет планировался с профицитом.

После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская  экономика, несовершенная система  государственных финансов, в том  числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

В 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого  года составил 1,7% ВВП. В основном это  объясняется тем, что государственный  бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит  бюджета проявился уже в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор  некоторое время являлся хроническим  для республики. [6, с. 7-8]

За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная  перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла  на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые  размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового  года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса  на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей  консолидированного бюджета за прошедшие  годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб.

38391,0

48049,0

65663,4

62807,6

48754,2

Расходы, млрд. руб.

37256,2

47626,8

63811,3

63766,0

52979,8

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1135,0

422,1

1852,0

-958,3

-4225,6


Примечание  – Источник: [Собственная разработка]

На основании таблиц 3.1 и 3.2 можно видеть, что, не смотря на то, что хотя и планировался дефицит бюджета, с 2006 по 2008 год бюджет государства был исполнен с профицитом. В 2009 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП.

Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной  части, то для изучения его динамики понадобится рассмотреть динамику доходов и расходов по отдельным  статьям.

Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета в 2006-2009 гг. в процентах представлена в  Приложении А.

Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. До 2009 года наблюдается их рост. Основными  доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную  стоимость, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы.

Удельный вес неналоговых доходов  значительно ниже налоговых возрастал  с каждым годом и в 2009 году составил 9,1 % в общем объеме доходов бюджета.

Взносы на государственное социальное страхование имели достаточно высокий  удельный вес в общем объеме доходов. С 2006 по 2008 год их процент в общем  объеме доходов уменьшался, а в 2009 году составил 25,2 %, что выше на 3,1 %, чем  в 2008 году.

Как указывалось выше, с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен  из состава республиканского бюджета, поэтому с целью сопоставимости данных динамика доходов за 2009 год (Таблица 3.3) приводится без ФСЗН. [23, с.2, таблица 1]

 

Таблица 3.3 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., в процентах (без учета ФЗСН)

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

1. Налоговые доходы – всего

88,4

92

в том числе:

   

Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

в том числе:

   

Подоходный налог

9,2

11

Налоги на собственность

3,5

3,8


 

Продолжение таблицы 3.3

Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в том числе:

   

НДС

25,6

33,3

акцизы

7,8

8,9

Налоговые доходы от ВЭД

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100

100


 

Примечание – Источник: [23]

 

Из таблицы видно, что основными  доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с 2009 годом.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности.

Поступление доходов в течение года (Рис. 3.1) имеет неравномерный характер. [23, с.1, рис. 1]

 

 

 

Рисунок 3.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Из графика видно, что основная доля доходов, как в 2009, так и в 2010 гг., приходится на конец года –  декабрь-месяц. Также высока доля доходов, поступающих в апреле, июле, октябре. Это можно объяснить тем, что  наибольший удельный вес в структуре  доходов занимают налоговые, налоговая  система республики совершенствуется путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь на поквартальную уплату налогов. Следовательно, доля доходов в месяце, следующем  за отчетным кварталом, значительно  выше, чем в остальные.

Как видно из Приложения Б в 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом  можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы  на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении  на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов  по кредитам, выданным на жилищное строительство  гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более  чем в 1,7 раза в реальном выражении  по сравнению с 2008 годом. Удельный вес  расходов в целом по разделу «Социальная  политика» в 2009 году в структуре  расходов консолидированного бюджета  составил 29,2%, увеличившись по сравнению  с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной  классификации относительно предыдущего  года сократились. [22, с.9]

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга