Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………..6
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины возникновения………………………………………………………….....6
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………….….10
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита………….…….....12
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…….…………………….......14
2. Государственный долг……...………………………………………….........17
2.1. Сущность государственного долга………………………………….....17
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия……………………………………………………………....19
2.3. Способы сокращения государственной задолженности………….….20
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь.......22
3.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит…....…22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ…………………………………………………………………….......27
3.3. Государственный долг Республики Беларусь………….……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………….…….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….….37

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга..docx

— 146.90 Кб (Скачать файл)
  1. удается организовать концессионное финансирование;
  2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний  может скупить эти облигации  на вторичном рынке ценных бумаг  и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга  увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности  в бюджетно-налоговой сфере и  стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

 

        2.1 Сущность  государственного  долга

 

            Государственный долг-это  сумма   задолженности страны своим или  иностранным юридическим  и   физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из  общей накопленной суммы бюджетных   дефицитов (за  вычетом бюджетных   излишков) и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату. [2, с.265] В  развитых странах   государственный долг  определяют  также как общий  объем   непогашенных государственных   облигаций. Рост  государственного  долга наблюдается  практически  во всех  странах  мира, что  в основном  объясняется хронической   дефицитностью государственных   финансов. Таким образом, государственный  долг можно также определить, как задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для   финансирования  прошлых  бюджетных   дефицитов.

            В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные   займы  -  фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и   сдерживания  накопления  капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.  Однако  существует  другая  точка   зрения,  называемая  равенством  Рикардо,  которой  придерживается  небольшая,  но  очень  влиятельная   группа  экономистов.  В  соответствии  с  рикардианской  точкой  зрения,  государственный  долг  не  влияет  на  сбережения  и  накопление  капитала.

           Как  снижение  налогов  и   бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние  экономики   с  традиционной  точки  зрения?

          Снижение  налогов,  финансируемое   правительством  за  счёт  займов,  будет  оказывать  воздействие   на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов   сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики   как  в  краткосрочном,  так   и  долгосрочном  периоде.

           На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских   расходов  приводит  к  росту   спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким  образом,  к   росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти   из-за  обострения  конкуренции   между  инвесторами  в   связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции  и  стимулировать   приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным   валютам  будет  расти,  что   приведёт  к  снижению  конкурентоспособности   национальных  фирм  на  мировом   рынке.

               В  долгосрочном  плане  сокращение  национальных  сбережений,  вызванное   снижением  налогов,  приведёт  к  уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и  росту  внешней  задолженности.  Поэтому  объём  национального  продукта  снизится,  а  доля  в  нём  внешнего  долга  возрастёт.

             Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на  экономическое   благосостояние  страны.  Жизнь   современного  поколения  улучшится   благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма  вероятно.  Что  одновременно  повысится  и  темп  инфляции.  Тяжёлое  бремя  последствий   такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих  поколений:  они  будут  рождены  в   стране  с  меньшими  размерами   накопленного  капитала  и   большим  внешним  долгом.

          Рикардианский  анализ  влияния   бюджетной  политики  на  государственный   долг  основывается  на  логике  поведения  потребителя,  учитывающего  интересы  будущего. Какую  же  реакцию  может  вызвать   снижение  налогов  у  думающих  о  будущем  потребителей? Заботящийся   о  будущем  потребитель   понимает,  что  наличие   в  настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение   налогов  в  будущем.  При   снижении  налогов,  финансируемом   за  счёт  роста  государственного  долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается   и  постоянный  доход  потребителя,  а  следовательно,  и  потребление.

            Общий  принцип  заключается   в  том, что  сумма  государственного  долга  равна  сумме  будущих   налогов,  и  если  потребитель   в  достаточной  мере  учитывает   будущие  события,  то  будущие   налоги  для  него  эквивалентны  текущим.  Следовательно,  финансирование  государственных  расходов  за  счёт  долга  равносильно   их  финансированию  за  счёт  налогов.  Эта  точка  зрения,  известная  как  рикардианское   равенство,  названа  так   в  честь  выдающегося   экономиста  XIX  века  Давида  Рикардо,  поскольку он  первым  обратил внимание  на  этот  теоретический аргумент.

            Вывод  из  равенства  Рикардо   заключается  в  том,  что   финансируемое  за  счёт  долга   снижение  налогов  не  изменяет  потребления.  Домашние  хозяйства   сберегают  прирост  располагаемого  дохода  для  оплаты  предстоящего  в  будущем  повышения   налоговых  обязательств,  обусловленного  снижением  текущих  налогов.  Этот  прирост  личных  сбережений  равен  по  величине  снижению  государственных  сбережений.  Национальные  сбережения  -  сумма   личных  и  государственных   сбережений  -  остаются  неизменными.  Поэтому  снижение  налогов   не  приводит  к  тем  последствиям,  на  которые  указывает  традиционный  анализ.

           Однако  из  логики  анализа   равенства  Рикардо  не  следует,  что  любые  изменения   в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.  Они  могут   существенно  повлиять  на  расходы  потребителя,  если  приводят  к  изменению  текущего  или  будущего  объёма  государственных   расходов.  Предположим,  например,  что  правительство  снижает   налоги  сегодня  потому,  что   оно  планирует  уменьшить   государственные  закупки   в  будущем.  Если  потребитель   считает,  что  это  снижение  налогов  не  вызовет  роста  налогов  в  будущем,  он  будет  считать  себя  более   обеспеченным  и  увеличит  расходы  на  потребление.  Однако  именно  снижение  государственных  расходов,  а  не  уменьшение  налогов  стимулирует  потребление:  объявление  о  будущем  снижении  государственных  расходов  привело  бы  к  росту  текущего  потребления  даже  при  неизменном  уровне  существующих  налогов,  поскольку  это  предполагает,  что  через  некоторое  время  налоги  уменьшатся.

 

 

     

 

   2.2. Виды государственного долга,  причины возникновения и последствия

 

 

          Различают внутренний  и  внешний  государственный долг. Внутренний – это долг государства населению, субъектам  хозяйствования  своей  страны. Внешний—это  задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других  стран. [2, с. 266]

           Внутренний долг  порождается  бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные   займы  выпускаются на  различные   сроки. И  поэтому государственный   долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные   долги, так  как  дата  их  погашения наступает  очень   быстро,  но   проценты по  таким  займам очень  высокие.  Большинство  экономистов   утверждают, что рост  внутреннего  долга не  может  привести  к  банкротству нации, так   как это  долг  самим  себе. Кроме того,  государство  всегда  имеет  возможность  профинансировать  его  путем  повышения налоговых   ставок, выпуска  денег, рефинансирования.

           Вместе  с тем нельзя  недооценивать  негативные  последствия внутреннего   долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать   серьезной  проблемой  для   экономики  страны. Рассмотрим  некоторые  из  самых  ярких  проблем.

          Рост  внутреннего долга  опасен  для  страны с низким  уровнем   доходов,  но   следовательно,  и  сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных   ценных  бумаг является  альтернативой   инвестированию  свободных  денежных  средств в  производство. Поэтому   наращивание быстрыми  темпами   выпуска государственных  ценных  бумаг может  привести к   сокращению  основного  капитала.

         Другая  опасность связана   с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует   на  рынке  ссудного  капитала  с  частным  сектором.  В   результате конкуренции ставка  ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению  частных  инвестиций в  экономику   страны, чистого экспорта  и   частично  потребительских  расходов.

         Негативным  последствием роста   внутреннего  долга  является  увеличение суммы процентных  выплат по нему. Если  в  экономике   наблюдается стагнация или  спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним долгом  и  объемом   национального производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего долга обгоняют  темпы  роста валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга  в последнем  будет   увеличиваться. Чтобы  при этом  его  последствия не  стали  слишком тяжелыми  для  экономики, правительство должно  предпринять  определенные  меря  по  управлению  государственным  долгом.

          Внешний долг  может  появиться   по  двум  основным причинам:

 в   результате  прямого  заимствования  средств  у иностранных   государств,  частных  компаний  и  путем  продажи  государственных   ценных  бумаг  иностранным   юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

          Последствия внешнего долга более  тяжелы для  страны, чем   внутреннего. При  внешнем долге   нация  вынуждена  отдавать  другим  странам  ценные  товары  и  услуги, чтобы  оплатить  проценты  и  погасить долг, что  снижает  жизненный   уровень  населения данной  страны.  Кроме  того, при предоставлении  займа  страна-кредитор  может   потребовать  выполнения  ряда  условий, которые "неудобны" для  страны-заемщика. В  связи  с  негативными  последствиями   внешнего долга   обычно  законодательно  устанавливается  его  лимит.  Следует  отметить, что  абсолютная  сумма  долга  малопоказательна  для  экономического  анализа.  Поэтому оценивают  его   относительную  величину.  Используют  такие  показатели, как  доля  внешнего  долга  в  валовом   национальном  продукте, отношение  годового  объема  выплат  по  внешнему  долгу к  объему  валютных  поступлений  за  год. По  оценкам  специалистов  данный показатель  не  должен  превышать 25%.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга