Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………..6
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины возникновения………………………………………………………….....6
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………….….10
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита………….…….....12
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…….…………………….......14
2. Государственный долг……...………………………………………….........17
2.1. Сущность государственного долга………………………………….....17
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия……………………………………………………………....19
2.3. Способы сокращения государственной задолженности………….….20
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь.......22
3.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит…....…22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ…………………………………………………………………….......27
3.3. Государственный долг Республики Беларусь………….……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………….…….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….….37

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга..docx

— 146.90 Кб (Скачать файл)

Если отследить динамику расходов с 2006 по 2008 год, то видно, что расходы  возрастали с каждым годом. После  социальной политики значительная доля расходов направлена на поддержку национальной экономики и общегосударственные  расходы, образование и здравоохранение.

По экономической классификации  основную долю в расходах занимают текущие, основная доля в которых  – текущие бюджетные трансферты. Капитальные расходы в течение 2006-2008 гг. сохранялись на уровне 20 % из общей доли расходов.

На основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что характерным  для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с  установившейся практикой частых корректировок  Закона о бюджете.

Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в  составе которых преобладают  четыре основных налога: налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального  сектора экономики, обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного  строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства  перед обществом.

 

 

 

         3.2.  Пути сокращения бюджетного  дефицита и сбалансирования бюджета  РБ

 

 

        Для устранения отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

       При разработке Программы сокращения  бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

           В основе концепции сокращения  бюджетного дефицита должно лежать  следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

         Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

         В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

           В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита  следует включить такие, которые,  с одной стороны, стимулировали  бы приток денежных средств  в бюджетный фонд страны, а  с другой — способствовали  сокращению государственных расходов.

          Итак, сокращение бюджетного дефицита  должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  7. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  8. совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета — нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
  9. корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  10. реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников;
  11. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  12. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  13. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.[2, с. 262]

          Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

           Принимая во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе становления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

           Имеется в виду, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег),  а оставшиеся расходы балансируются с доходами.

         Возможно и другое решение  — составление бюджета в двух  вариантах в виде:

  • текущего бюджета;
  • бюджета развития.

         Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью. Переход к частично бездефицитному составлению бюджета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

          В данном случае важно, чтобы  включенные в бюджет развития дополнительные расходы предусматривали возможность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

           Не должно быть никаких принципиальных  различий между государством  и всеми другими категориями  заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.

          Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.

           Представляется целесообразным  изучить возможность и целесообразность  и в будущем постепенно перейти  от составления сбалансированных  бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга — на его уплату).

             В  качестве   вывода, хочу  заметить, что в странах с переходной  экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в экстремальных  условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования. Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно  считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

 

         3.3  Государственный долг Республики Беларусь

 

 

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики, законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год и Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об  утверждении Положения о внешних  государственных займах (кредитах)».

Внешним государственным долгом является общая сумма основного долга  Республики Беларусь по внешним государственным  займам на определенный момент времени. [4, с.5]Основными кредиторами Беларуси являются Международный валютный фонд, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный  банк реконструкции и развития.

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в  виде:

• займов, выпускаемых в форме  ценных бумаг от лица Совета Министров  Республики Беларусь;

• кредитов Национального банка  Республики Беларусь;

• других долговых обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь.

На 1 января 2011 года внешний государственный  долг составил 9687, 2 млн. долларов США  при установленном лимите на 2010 год 11, 0 млрд. долларов США. [19,с.10] Размер внешнего государственного долга постоянно  меняется в результате ежегодных  операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения  ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (Таблица 3.4).

 

Таблица 3.4 - Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США

 

Год

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством)

2057,7

3588,8

7778,8

9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

311

130,1

112,6

201,0

Всего:

2336,7

3718,9

7891,4

9687,2


Примечание – Источник: [23]

 

В то же время из таблицы видно, что в структуре внешнего долга  имеют значительный удельный вес  и прирост кредиты, привлеченные Правительством (на 1707, 4 млн. долларов США за 2010 год), а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, наоборот имели тенденцию сокращаться  до конца 2009 года и только за 2010 год  возросли на 88,4 млн. долларов США.

Лимиты внешнего (таблица 3.5) и внутреннего государственного долга ежегодно устанавливаются законом о республиканском бюджете. На 2012 год утверждены: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США. [21,с.10]

 

Таблица 3.5 - Лимиты внешнего государственного долга, млрд. долларов США

Год

2008

2009

2010

2011

Лимит

6,0

9,5

11,0

13,0

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга