Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………..6
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины возникновения………………………………………………………….....6
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………….….10
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита………….…….....12
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…….…………………….......14
2. Государственный долг……...………………………………………….........17
2.1. Сущность государственного долга………………………………….....17
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия……………………………………………………………....19
2.3. Способы сокращения государственной задолженности………….….20
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь.......22
3.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит…....…22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ…………………………………………………………………….......27
3.3. Государственный долг Республики Беларусь………….……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………….…….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….….37

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга..docx

— 146.90 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: [Собственная  разработка]

 

Из таблицы видно, что с каждым годом планируемый показатель внешнего долга увеличивается по сравнению  с предыдущим годом. Но реальный внешний  долг Республики Беларусь ниже запланированного показателя.

Лимит внутреннего долга также  меняется в сторону увеличения из года в год.

Если на 1 января 2008 года внутренний государственный долг Беларуси составлял 6234,9 млрд белорусских рублей, то за январь-июль 2011 года его сумма составила  три триллиона рублей при утвержденном на 2011 год лимите четыре триллиона  рублей. [20, c.10]

Для того, чтобы сделать вывод  о приемлемости размера внешнего государственного долга, необходимо учитывать  не только его размеры, но и рассчитать показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (таблица 3.6) и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.

Таблица 3.6 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

отношение внешнего гос.долга к  экспорту товаров и услуг, %

220

8,4

10,0

31,8

32,5

отношение внешнего гос.долга к  валовому внутреннему продукту, %

50

5,2

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему гос.долгу  к экспорту товаров и услуг, %

25

1,1

1,0

1,3

2,6


 

Примечание – Источник: [23]

 

Из таблицы видно, что, не смотря на, казалось бы, огромные размеры внешнего долга, показатели кредитоспособности гораздо ниже нормативов, что, конечно, дает право делать вывод о том, что размеры государственного долга Беларуси не являются катастрофичными. Но также заметен и их постоянный рост, связанный с привлечением дополнительных ресурсов в Республику Беларусь и соответственно ростом внешнего долга.

Из проведенного анализа можно  сделать вывод, что за последние  годы в Беларуси вырос долг, как  государства, так и банков, и нефинансовых организаций. Вместе с тем, в целом, внешний долг Беларуси находится  на достаточно низком уровне и не сказывается  на развитии национальной экономики.

Поэтому политика государства направляется на сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости обслуживания долга, управление внешним государственным  долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и  стоимостью его обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику  страны, а также его ведущую  роль в системе показателей экономической  безопасности страны. Политика в области  финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение  эффективности рынка ГЦБ и  совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики  страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет  роль регулятора с отрицательной  обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета  может не быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют  дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит  от причин его возникновения и  направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и  прибыли в них с лихвой возместят  произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над  доходами допускает с целью латания  “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный  дефицит неизбежно приведет к  росту отрицательных моментов в  развитии экономики, главным из которых  является усиление инфляционных процессов.

 Известно, что государственный  долг корнями уходит в бюджетный  дефицит страны. Для покрытия  дефицита государство прибегает  к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким  образом,  государственный долг, с одной стороны, является пассивом  для государства и активом  держателей гособлигаций (ценных  бумаг государственного заимствования).

          Существующая долговая стратегия  не позволяет привлекать сколько-нибудь  значительные внешние займы. Ключевой  проблемой здесь является неполучение  кредитов МВФ, что воспринимается  многими потенциальными кредиторами  как сигнал о высоких экономических  и политических рисках вложения  средств в Беларуси. Как следствие,  основная масса получаемых сегодня  страной иностранных займов представляет  собой связанные кредиты, предоставляемые  зарубежными банками под гарантии  правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование  экономики / Н. Б. Антонова. - Минск:  Академия управления при Президенте  РБ, 2002. – 757 с.;

2. Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб.пособие  / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих;  под ред. В. Ф. Байнев. - Минск:  Академия управления при Президенте  РБ, 2007. – 272 с.; 3. Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под.ред. М. К. Бункиной. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.; 4. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. СоветомРесп. 28 июня 2008 г.: текст Кодексапо состоянию на 1 января 2011 г. – Минск: Амалфея, 2011. – 203 с.; 

5. Дорнбуш,  Р. Макроэкономика: учебник / Р.  Дорнбуш, С. Фишер; под ред.  Р. Дорнбуш. - Москва: изд-во МГУ:  ИНФРА-М, 1997. - 784 с.; 

6. Заико,  Л. Ф. Какой бюджет без компромисса,  а бизнес - без риска? / Л. Ф. Заико  // Дело. - 2002. - № 1. - С. 7-8.; 

7. Заяц, В.В. Средства осуществления устойчивого  развития / Заяц В. В. // Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2002. - № 11. - С. 39-47.;  8. Иванова, Н. Г. Казначейская система исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;  9. Киреева, Е.И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. - 2004. - № 6. - С. 42-44.; 

10. Луссе,  А. Макроэкономика: учеб.пособие  / А. Луссе – 2-е изд. - Санкт-Петербург:  Питер, 2001. – 240 с.; 

11. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е  изд.; под общ.ред. Н. И. Базылева  – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.; 

12. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под  общ.ред. Н. И. Базылева –  Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.; 

13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов  заочной и дистанционной форм  обучения учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под  общ.ред. Л. П. Зеньковой –  Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;

14. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева –  Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.; 

15. Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая  система Республики Беларусь: учебн.  пособие / Н. А. Мельникова –  Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;

16. Микро-  и макроэкономика: учебное пособие  / М. И. Плотницкий [и др.]; под  общ.ред. М. И. Плотницкого. –  Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224  

17. Налоговый  Кодекс Республики Беларусь: принят  Палатой представителей 11 декабря  2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: текст кодекса  по состоянию на 1 января 2011 г.  – Минск: Амалфея, 2011 – 512 с.; 

18. О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах: ЗаконРесп. Беларусь, 04 июня 1993 г., № 2347-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс]  / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.;

19. О республиканском  бюджете на 2010 год: ЗаконРесп.  Беларусь от 29 декабря 2009 г. №  73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:

одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.; 

20. О республиканском  бюджете на 2011 год: ЗаконРесп.  Беларусь от 15 октября 2010 г. №  176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом  Республики 4 октября 2010 г. ; 

21. О республиканском  бюджете на 2012 год: ЗаконРесп.  Беларусь от 30 декабря 2011г. №  331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г., одобрен Советом  Республики 20 декабря 2011 г.; 

22. Отчет  о состоянии государственных  финансов Республики Беларусь  за 2009 г. // Министерство финансовРесп. Беларусь [Электронный ресурс] –  2012 г. – Режим доступа: www.minfin.gov.bу/ rmenu/budjet/analytic-data/year 10/yd10. – Дата доступа: 16.01.2012 г.; 

23. Отчет  о состоянии государственных  финансов Республики Беларусь  за январь-декабрь 2010 г. // Министерство  финансовРесп. Беларусь [Электронный  ресурс] – 2012 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.bу rmenu/budjet/analytic-data/year 9/yd9. – Дата доступа: 16.01.2012 г.; 

24. Романовский,  М. В. Финансы: учебник / М.  В. Романовский, О. В. Врублевская;  под ред. Романовского М. В. - Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.;

25. Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб.пособие / Б. Т. Рябушкин. - Москва: Финстатинформ, 1997. - 81 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 45 с., 1 рис., 6 табл., 25 источник, 2 прил.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ, МОНЕТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, РАВЕНСТВО РИКАРДО, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, ПРОГРАММА СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДИФИЦИТА.

Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит, государственный долг.

Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.

Цель работы: выявить особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на сокращение государственного долга.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию причин бюджетного дефицита выделены основные подходы к их регулированию, изучен опыт государственной политики по сокращению государственного долга, исследована динамика поступления доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Элементы научной новизны: предложены пути сбалансирования бюджета и сокращения государственного долга страны .

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ABSTRACT

 

Course work: 45p., 1 fig., 6 table., 25 source, 2 appl.

 

DEFICITS AND SURPLUSES, MONETIZATION OF FISCAL DEFICITS, PUBLIC DEBT, EQUALITY RICARDO, EXTERNAL DEBT, REDUCTION PROGRAM BUDGET DIFITSITA.

Object of study - the budget deficit and surplus, the national debt.

Subject of research - particularly the budget deficit and the public debt of the Republic of Belarus.

Objective: To identify the characteristics of the budget deficit and public debt in Belarus at present and justify public policies aimed at reducing the public debt.

Methods: analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis, correlation.

Research and development: based on the aggregation of different theoretical approaches to the study of the causes of the budget deficit highlights the main approaches to the regulation, studied the experience of public policy to reduce public debt, the dynamics of revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга