Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов являются:
• увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного
дефицита
позволяет в краткосрочном
• циклические спады и ≪встроенные стабилизаторы≫ экономики;
• сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответству-
ющей корректировки госрасходов).[7 c.4-26]
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.
Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.
Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.
Задание состоит в том, чтобы найти возможность при помощи бюджетного дефицита стимулировать экономическое развитие государства.
Формы участия
органов власти и управления в
процессах сокращения дефицита бюджета
у каждого государства разные,
но общими для них являются управление
налоговой политикой, бюджетным
финансированием и
Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:
– сокращение бюджетных расходов;
– отыскание источников дополнительных доходов;
– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;
– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:
По форме
проявления бюджетный дефицит
- открытый – официально признанный в законе о бюджете;
- скрытый – государством официально не признается. В чем суть скрытого дефицита?
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках ≪жесткого≫ курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно использовать относительные показатели
задолженности. См. рис.1.2 и 1.3.
«Рис.1.2-Экспорт товаров и услуг»
|
Показатели
запаса, характеризующие
бремя долга в более долгом периоде то
есть степень зависимости национальной
экономики от прошлого притока
иностранного
капитала.
Показатели потока: чем они выше, тем более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если великак доля внешнего долга)
«Рис. 1.3-Показатели потока»
В макроэкономическом анализе такж используется сравнительная динаимка показателей[7 c.367]. (См.рис.1.4.)
«Рис.1.4- Сравнительная динамика показателей»
Целесообразно использовать относительные показатели задолжности, для того, чтобы определять характер изменения макроэкономиских показателей во времени. Далее мы поговорим о последствиях бюджетного дефицита.
1.3 Последствия бюджетного дефицита
В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами.
В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы. Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
- дефициты возникают в
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Отсюда вытекает, что бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Инфляция ( «inflatio» – лат. «вздутие») - повышение общего уровня цен, переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценивание денежной единицы и рост цен. Инфляция цен свойственна любой экономике - как развитых стран, так и развивающихся. Однако темпы инфляции в разных странах могут сильно отличаться. Инфляция может перерасти в гиперинфляцию, когда рост цен превышает 50% в месяц. Высокая инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, снижающим покупательную способность денег. При этом снижаются реальные доходы населения, растет себестоимость производства, и повышение заработной платы и цен на конечную продукцию не успевает за ее темпами. Кроме того, высокий уровень инфляции обычно является нежелательным для большинства компаний, ориентирующихся на работу на внутреннем рынке, так как "съедается" значительная часть их прибыли. Исключением являются компании, ориентированные на экспорт, чья выручка исчисляется в твердой валюте. Оптимальными темпами инфляции для развитой рыночной экономики являются 2-5% в год. Для развитых стран и стран с низкой инфляцией значимая связь между дефицитом бюджета и уровнем цен не обнаруживается, что можно объяснить более высоким доверием в них к политике денежных властей и более развитой финансовой системой [9 c.222]
Ю.Харазишвили отмечает, что для достижения экономического роста необходимо увеличивать инвестиционные расходы, стимулирующие экономику, подавляя тем самым инфляцию. [19c.321]. Аналогичные взгляды и у С.Кораблина: «Обратная зависимость между инфляцией и динамикой цен объясняется тем, что инвестиционные расходы – в отличие от потребительских – прямо и непосредственно влияют на производственный потенциал экономики. Последний в условиях их роста увеличивается, автоматически расширяя предложение товаров и услуг, снижая их ценовую динамику»[11 c 168]
Таким образом, одной из причин сокращения объемов производства можно назвать снижение реальных бюджетных инвестиций в последние годы, что, в свою очередь, способствовало уменьшению доходной части бюджета и оказало значительное влияние на инфляционный потенциал экономики. Поэтому возобновление государственной инвестиционной деятельности на основе четкого разграничения средств текущего бюджета выступает основой проведения активной антиинфляционной политики. Как отмечает О.Мельник: «Именно инвестиционное использование бюджетных средств создает лучшие условия для возобновления экономического роста по сравнению с расходованием средств на социальные программы. А возобновление экономического роста – единственно возможный стратегический путь решения не только социальных, но и экономических, в том числе и инфляционных проблем».
На основе
изложенного можно сделать
- рост денежной массы, связанный с фискальной деятельностью государства, выступает одним из важнейших источников инфляции в экономике;
- в начале 90-х годов дефицит бюджета в Украине оказывал непосредственное влияние на развитие инфляционных процессов, так как во многих случаях он финансировался за счет займов в банках или эмиссии денег, что сопровождалось ростом денежной массы;
- переход на неэмиссионные источники (государственные ценные бумаги, внешние займы) способствовал сокращению дефицита, однако значительный рост госдолга повышает цену его обслуживания для правительства и тем самым стимулирует инфляцию;
- структура бюджетных расходов может оказывать инфляционное давление на экономику, когда в ней преобладают социальные выплаты над инвестиционными (что наблюдается в последнее время в Украине).
Но, учитывая институциональные особенности экономики нашей страны, с целью достижения экономического роста и снижения уровня инфляции, необходимо сочетать между собой социальное и инвестиционное направления деятельности государства.
2.Пути регулирования бюджетного дефицита
2.1.Экономические концепции
Одним из
важнейших индикаторов
Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления