Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 567.17 Кб (Скачать файл)

 

Донецкий национальный технический  университет

Факультет экономики  и менеджмента

 

 

Кафедра экономической  теории

и государственного управления

 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления

 

 

 

Исполнитель  

студент гр. ВЭД-10б                                              Ф.И.О.

                                                                              

 

 

Консультант                                                  

Ф.И.О.

                                                  

 

 

 

 

                                                  

 

                                                   Донецк 2011

        Реферат 

Курсовая  работа: 50., 8 рис., 6 табл.,2 приложение, 30 источников

Обьект  исследования – бюджетный дефицит

Цель  работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления

         Метод исследования – количественный и качественный анализ бюджетного дефицита, сочетание анализа и синтеза, единство логического и исторического аспектов рассмотрения, метод научной абстракции, системно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, сочетание позитивного и нормативного подходов.

         Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, СКРЫТЫЙ ДЕФИЦИТ, ЗАДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕС, ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖНОСТЬ,ИНФЛЯЦИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА,СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ,СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД,ОБЩИЙ  ФОНД,ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   4

1.Теоретические аспекты дефицита  государственного бюджета. . . . . . . . . . .  7

    1.1 Сущность и основные  причины устойчивого бюджетного  дефицита  . .7    

    1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

    1.3 Последствия бюджетного  дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

2. Пути регулирования бюджетного  дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   18

     2.1 Экономические концепции  балансирования бюджетного дефицита . .18

     2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20

     2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения                            26

3. Бюджетный  процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  30

    3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30         

    3.2 Пути преодоления проблем   дефицитности государственного  бюджет и 

    основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34                           

    3.3 Эффективность бюджетной  политики как инструмент социально-экономического  развития  Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .39                                                                

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  46

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который  воспринимается как важнейший юридический  закон экономической деятельности.

Государственный бюджет как часть  финансовой системы требует постоянного  изучения и анализа. Этому и посвящена  данная курсовая работа. Объектом исследования курсовой работы является бюджетный дефицит. Предметом исследования являются финансовые отношения, которые возникают в процессе образования бюджетного дефицита, его финансирования, а также мероприятий по оптимизации его размера.

         Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности в стране. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня детально представлять, как формируется и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.

Исследование  проблем бюджетного дефицита в Украине  усложняется длительным господством  в отечественной экономической  науке идеологических догм, согласно которым при социализме нет места  безработице, инфляции, бюджетному дефициту и тому подобное. Вместе с тем, становление  рыночной экономики в Украине  требует активного изучения проблем  бюджетного дефицита, путей его оптимизации  и эффективного управления им.

 

Цель исследования - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления,рассмотреть проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения.

 Достижение указанной цели  предусматривает последовательное  рассмотрение таких вопросов:

-   теоретическая сущность понятия “бюджетный дефицит”;

         - раскрытие тенденций развития источников финансирования бюджетного дефицита и их структурных изменений;

-    экономические концепции балансирования бюджетного дефицита;

-     основные направления бюджетно-финансовой политики Украины в 2012г.  и пути преодоления дефицитности бюджета.

           Вопросом бюджетного дефицита уделяли внимание ведущие экономисты всего мира. Среди них такие известные западные ученые, как Ш. Бланкарт, М. Блейер, Дж. Бьюкенен, В. Бьютер, А. Вагнер, Б. Гербер, С. Деннинжер, В. Истерли, Е. Кардосо, Дж.М. Кейнс, Дж. Копитц, Дж. Левин, А. Лернер, П. Масгрейв, Г. Масгрейв, Ф. Неймарк, Д. Патинкин, А. Премчанд, Д.Дж. Робинсон, К. Родригес, П. Самуэльсон, С. Симански, П. Стелла, Дж. Стиглиц, В. Танзи, М. Тейеро, М. Фридмен, Ш. Чанд, А. Чисти, К. Шмидт-Хеббель, Г. Шмольдерс и другие. Определенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов бюджетного дефицита сделали украинские и русские ученые: О. Александров, Л. Андрущенко, Б. Болдырев, О. Букин, С. Буковинский, М. Бурлаков, Л. Дробозина, И. Лунина, С. Левочкин, Ц. Огонь, И. Озеров, В. Опарин, Ю. Осипов, Г. Солюс, В. Сумароков, В. Сутормина, В. Федосов и другие.

Теоретической основой курсовой работы является мировая финансовая мысль, научные труды зарубежных и отечественных авторов, научные статьи, публикации, статистические материалы, законодательная база Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты дефицита государственного  бюджета

1.1 Сущность и основные  причины устойчивого бюджетного  дефицита

 

       Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.  По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием  бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития».[8.c.67]

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами или это та сумма,на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. Например,в течении 1988г. Федеральное правительствоизрасходовало 1116 млрд дол., тогда как доходы за тот же период составили 974 млрд дол., что привело к дефициту бюджета в 142 млрд дол.[21.c365]  Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2. Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный  долг растут, а реальный  дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита

необходима  поправка на инфляцию. См. рис.1.1

 

Реальный         Номинальный        Величина     Темп инфляции

 дефицит  =        дефицит _     государственного *      

госбюджета госбюджета       долга на начало года

 

 «Рис.1.1-Измерение бюджетного дефицита»  

3. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет.

        4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятель-ностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

  По своей природе бюджетный дефицит, как и любая экономическая категория, имеет конкретный интервал действия, которое определяется, с одной стороны, законами роста стоимости (капитала), а с другой законами инфляции.  Если бюджетный дефицит тяготеет к законам роста стоимости, то он объективно принимает активную экономическую форму, если же к законам инфляции - то пассивную.          

Бюджетный дефицит, как правило, возникает  в результате несбалансированности бюджета, то есть недостатки бюджетных  средств в сравнении с потребностью в них для финансирования всего  необходимого объема государственных  расходов.  Временная несбалансированность бюджетов, в основном связанная с  циклическим характером производства, а также чрезвычайными событиями, имела место и в домонополистический  период развития общественного производства.

Бюджетный дефицит может быть связан также  из сознательно проведенной в  стране политикой «дефицитного финансирования», в соответствии с которой дефициты, причем хронические и в значительных размерах, могут выступать мощным стимулом, «регулятором» экономики, поскольку привлечение больших  денежных сумм на заимообразном рынке  для финансирования государственных  расходов «возбуждает» деловую активность частного капитала.

В то же время следует отметить, что дефицит  бюджета не настолько «безобидное» явление.  Бюджетные дефициты значительно  усиливают напряжение на рынке заимообразных  капиталов, вызывают рост заимообразного процента, препятствуют снижению высоких  процентных ставок.  Стремясь помешать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к  уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства.  Высокие процентные ставки вызывают негативный эффект в  валютной области, приводят к подорожанию  товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность  торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда.  Таким  образом, бюджетный дефицит усложняет  решение экономических и социальных проблем не только в конкретной стране, но и влияет на экономическую ситуацию в других странах. [8 c. 89]

 

   

 

Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления