Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 567.17 Кб (Скачать файл)

                       ( G + i x D ) - T

Но поскольку  государственные расходы равны  сумме закупок товаров и услуг  плюс общий объем социальных выплат, а чистые налоги - это сумма налоговых  поступлений минус социальные выплаты, можно записать:

Бюджетный дефицит = закупки  товаров и услуг - чистые налоги.

Изменился и сам характер бюджетных дефицитов. Предполагавшаяся ранее цикличность  бюджетного дефицита означала, что  бюджетный дефицит неизбежно  возникает и растет в период спада, но он будет сводиться к минимуму в условиях подъема экономики. Однако со второй половины 70-х гг. и особенно после начавшегося подъема 80-х  гг. ситуация начала меняться. Все более  тревожным явлением стало сохранение дефицита в условиях подъема и  относительно высокого уровня занятости - так называемого структурного дефицита.

Структурный дефицит - разность между расходами  и доходами в условиях полной занятости (равной приблизительно 6 %) и в рамках той или иной проводимой бюджетно-налоговой  политики.

В мировой  теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита:  

  1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, которая предполагает полную окупаемость всех программ правительства. В рамках нее бездефицитный бюджет рассматривается в качестве одного из главных приоритетов экономической политики.

В связи  с этим рассмотрим два  противоположных  примера:

а) спад - безработица - сокращение доходов  населения – сокращение налоговых  поступлений в бюджет - рост бюджетного дефицита. Для реализации рассматриваемой концепции необходимо либо повышать ставки налогообложения, либо сокращать государственные расходы (обычно используется комбинация этих мер), а это порождает еще больший спад и дополнительную безработицу - вследствие сжатия совокупного (потребительского, инвестиционного и государственного) спроса.

б) подъем - инфляция – рост номинальных доходов - увеличение налоговых поступлений (особенно в случае неотработанности механизма индексации налоговых  порогов) – положительное сальдо бюджета. Для реализации данной концепции необходимо либо снижать ставки налогообложения, либо повышать государственные расходы (вероятна комбинация этих мер), а это способно усилить инфляционные процессы вследствие дальнейшего расширения совокупного спроса и продлить экономический подъем.

Концепция ежегодно балансируемого бюджета иногда выдвигается неоконсерваторами  и в связи с их критикой государственного сектора. Они полагают, что если правительству  будет официально разрешен бюджетный  дефицит, то оно резко расширит спектр программ, финансируемых не за счет налогов, а за счет дефицита госбюджета. А такое расширение государственного сектора означало бы посягательство правительства на сектор частный, который  у неоконсерваторов есть основа основ  рыночной экономики.

              2) Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе. Ее представителей объединяет со сторонниками первой концепции рассмотрение сбалансированности доходов и расходов бюджета как самоцели экономической политики. Но если в первом случае баланс достигался бы ежегодно, то во втором он обеспечивается в рамках каждого данного делового цикла.

3) Концепция  функциональных финансов. В рамках нее признается, что целью экономической политики выступает балансирование не бюджета, а экономики в целом. В несбалансированной же экономике объективно не может быть сбалансированного бюджета, и если это все же достигается, то косвенные негативные последствия такого курса велики (подавление цикличности, «дефляционный шок» и т.п.).

Реализация  второй или третьей концепций  означает осуществление так называемой политики дефицитного финансирования. Эффективность этой политики предполагает:

а) наличие у правительства четкой программы финансовых мероприятий;

б) постоянный контроль за динамикой бюджетного дефицита, прогнозирование его величины и поиск источников его покрытия;

в) первоочередное выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Решение этих задач означало бы нахождение оптимального для каждого данного  этапа размера бюджетного дефицита.

          2.2.Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом

          Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен дефицит бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.

Способов  покрытия бюджетного дефицита существует несколько:

* Монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег. Данный способ используется в странах, где Центральный банк страны не имеет достаточной самостоятельности в проведении своей денежно-кредитной политики

* Налогообложение с помощью инфляции представляет собой метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения оказываются здесь малоэффективными. Правда, всегда существует некий предел таких эмиссионных доходов государства: по мере ускорения инфляции выгоды последнего становятся все менее заметными по сравнению с потерями от роста цен (включая и наращивание затрат на эмиссию денег).

Кроме сбора  инфляционных налогов правительство  может покрывать бюджетный дефицит  за счет займов - как у частного сектора, так и у центрального банка.

* Займы правительства (министерства финансов) в Центральном банке, использование государственного кредита как главного способа покрытия дефицита бюджета (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита.

При оценке последствий такого способа покрытия бюджетного дефицита нельзя не вспомнить, что государственный кредит существенно  отличается от кредита частного. Последний  обычно направляется на производственные цели.

* Для  покрытия дефицита используется выпуск государственных займов, которые осуществляются в форме продажи казначейских векселей (долговых обязательств правительства, выдаваемых на срок до одного года) или казначейских облигаций (обязательств на срок более одного года). Тем самым привлекаются в бюджет временно свободные денежные средства уже не государства, а частного сектора - домохозяйств, банков, страховых, промышленных компаний, а также иностранных экономических субъектов.

Другими словами, долговые обязательства размещаются  правительством везде, кроме Центрального банка своей страны. На своих аукционах  министерство финансов продает облигации  частному сектору, тем участникам, которые  предлагают наибольшую цену. При этом кредитоспособные правительства обычно имеют возможность продавать  свои долговые обязательства не только на внутреннем рынке, но и на международных  рынках капитала. Например, правительство  США регулярно продает казначейские векселя японским инвесторам.

Этот  наиболее цивилизованный способ покрытия бюджетного дефицита.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо (профицитов) бюджетов. Различают государственный долг внешний и внутренний. См. рис.2.1


         



 


 


 

 

 

«Рис.2.1 Виды государственного долга»

           Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам, ложится на страну наибольшим бременем, так как она вынуждена отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно диктует те или иные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг государства – вызывает, прежде всего, перераспределение доходов среди населения внутри страны. Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как обычно именно последние являются держателями государственных облигаций. Не менее опасно и другое последствие: подняв ставки налогов (как средство выплаты государственного долга), можно снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, сферу НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

Рост государственного долга влечет за собой следующие последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, кто владеет облигациями, станет еще богаче.

Во-вторых, повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или его уменьшению может подорвать действие экономических стимулов.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за рубеж.

В-четвертых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для погашения долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки обусловливает сокращение инвестиций.

Министерство  финансов Украины приводит данные о  прогнозируемых платежах по государственному долгу без учета заимствований  в будущем и оплаты по договорам  обслуживания. См Таблицу 2.1

Таблица 2.1 Расчетный объем обслуживания государственного долга в 2010-2013 гг., млн. долл. США (1)

Показатель/дата

2010(2)

2011(3)

2012(3)

2013(3)

Выплаты основного долга

2876,9

3438,5

3484,7

4851,6

Внутренний долг

2132,7

2420,2

1765,1

856,4

Внешний долг

744,2

1018,3

1719,6

3995,4

Выплата процентов

1775,3

2067,9

1773,8

1472,1

Внутренний долг

1270,6

1525,9

1208,4

912,3

Внешний долг

504,7

542

565,4

559,8

Общие выплаты

4652,2

5506,4

5258,5

6323,7


Данные: Министерство финансов Украины

(1) Рассчитанный  на 1 августа 2010 года, не включая  условные обязательства и долг  перед МВФ, учитываемый как  обязательства НБУ

(2) Согласно  принятому закону Украины "О  Государственном бюджете Украины  на 2010 год"

(3) Без  учета заимствований в будущем  и оплаты по договорам обслуживания

(4) Сумма  в украинских гривнях, переведенная  в доллары США по среднему  прогнозируемому обменному курсу  в период 2010-2011гг. на уровне 8,0 грн/$1 и в период 2012-2013 гг. на уровне 7,5 грн/$1.

      Сейчас расчитаем реальный и расчетный объем обслуживания государственного внешнего долга в 2010 г., млн. долл. США (1). См. таблицу2.1.

«Таблица 2.2 реальный и расчетный объем обслуживания государственного внешнего долга в 2010 г., млн. долл. США (1)»

Показатель / дата

Мар.

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент

Окт.

Ноя.

Дек.

Всего

Общий гос. внешний долг (прямой)

32,3

67

113

86,7

44,2

69,2

32,8

106,9

132

2665

3459,8

Проценты

22,6

9

84,6

71,3

8

38,3

22,83

50

98,4

257

704,8

Долг правительства перед  МВФ

0,9

0

24,6

0

0

31,5

0

0

32,7

0

115,2

Основной долг

9,7

58

28,6

16,3

36,2

30,9

10

56,9

33,3

2408

2754,9

Долг правительства Украины  перед МВФ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Выплаты МВФ (долг НБУ)

0

0,1

33,2

0

0

18,7

0

0

19,2

0

90,2

Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления