Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения
Данные: Министерство финансов Украины
(1) Выплаты
за период январь-июль - фактические,
за август-декабрь - расчетные,
что составляет общую сумму
за год. Данные не содержат
заимствования, которые будут
осуществляться или
Расчеты объема обслуживания
государственного долга в 2011-
«Таблица 2.3 Расчетный объем обслуживания государственного внешнего долга в 2011-2019 гг., млн долл. США (1)»
Показатель/дата |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общий государственный внешний долг (прямой) (2) |
1560.3 |
2285.0 |
4555.1 |
2846.2 |
1883.1 |
1593.1 |
1535.4 |
460.8 |
389.5 |
Проценты |
542.0 |
565.4 |
559.8 |
392.6 |
314.8 |
255.0 |
176.9 |
117.5 |
105.4 |
Основной долг |
1018.3 |
1719.6 |
3995.3 |
2453.6 |
1568.3 |
1338.1 |
1358.5 |
343.3 |
284.1 |
Данные: Министерство финансов Украины
(1) Рассчитанный
на 1 августа 2010 года, исключая любые
заимствования, которые будут
осуществляться или
(2) Исключая долг перед МВФ, учитываемый как обязательства НБУ.
Далее расчитаем объем обслуживаемого долга перед МВФ в 2010-2014 гг. Расчеты представлены в таблице 2.4
«Таблица 2.4 Расчетный объем обслуживания долга перед МВФ в 2010-2014 гг., млн. долл. США (1)»
Показатель/дата |
2010 (2) |
2011 (3) |
2012 (3) |
2013 (3) |
2014 (3) |
Общая сумма долга |
205.4 |
309.5 |
3774.4 |
5846.4 |
2578.1 |
Долг правительства Украины |
115.2 |
145.1 |
937.8 |
2755.1 |
2232.3 |
Проценты |
115.2 |
145.1 |
133.4 |
185.9 |
72.6 |
Основной долг |
- |
- |
804.4 |
2569.2 |
2159.7 |
Долг НБУ |
90.2 |
164.4 |
2836.6 |
3091.3 |
345.9 |
Проценты |
90.2 |
164.4 |
155.3 |
68.8 |
4.6 |
Основной долг |
- |
- |
2681.3 |
3022.5 |
341.3 |
Данные: Министерство финансов Украины
(1) Без
учета заимствований в будущем
и оплаты по договорам
(2) Сумма SDR переведена в доллары США по предполагаемому среднему обменному курсу за весь 2010 год: 0,67 SDR/$1.
(3) Сумма SDR переведена в доллары США по предполагаемому среднему обменному курсу за период 2011-2014гг.: 1,56 SDR/$1.
Механизмы сокращения внешней задолженности
1. Выкуп долга — предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника.
2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) — предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.
Беднейшим
странам-должникам
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее
продление сроков долговых
3) снижение
ставок процента по
Эффективное
управление государственным долгом
как в индустриальных, так и
в переходных экономиках не может
осуществляться автономно от других
мер бюджетно-налоговой
2.3 Проблемы формирования
Для обеспечения прозрачности функционирования бюджета и возможности реальной оценки источников формирования поступлений, за счет которых содержатся бюджетные учреждения и организации Украины, в конце 1990-х гг. встал вопрос о включении их, внебюджетных средств, в состав бюджетов разных уровней. Таким образом были созданы специальные фонды бюджетов, в том числе государственного , которые действуют с 2000 года. Несмотря на это, формального определения специального фонда и его структуры в бюджетном законодательстве нету и до сих пор. В бюджетном кодексе Украины отмечено, что специальный фонд госбюджета должен формироваться из контретных поступлений и использоваться на финансирование конкретных целей, а также, что проэкт Основных направлений бюджтной политики на следующий бюджетный период должен содержать предложения Кабинета Министров Украины относитльно обоснования необходимости разделения бюджета на общий и специальный фонды. Отсюда следует, что за время действия специальных фондов так и не были решены вопросы их структуризации и роли в бюджетной политике. Поэтому нужно обязательно определить структуру доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и направления ее усовершенствования. Так же важно размежевать доходы общего и специального фондов госбюджета и установить критерии этого розмежевания.
Закон «О бюджетной системе Украины» не разделял бюджетный общий и специальный фонды. Впервые такое разделение было сделано согластно закону «О Государственном бюджете Украины на 2000 год».
Специальный фонд включает бюджетные расходы за счет конкретно определенных источников поступлений; гранты или стоимостному обсчету), полученные распорядителями бюджетных средств; разницу между доходами и расходами специального фонда. Платеж этого фонда осуществляется в границах средств, которые пришли на выплату.
Регулирование
доходов специального фонда госбюджета
осуществляется только постановлением
Кабинета Министров Украины «Об
утверждении перечней групп собственных
поступлений бюджетных
Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в границах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о госбюджете или решением соответствующего органа.
Во время
анализа доходов
Через специальный фонд доходы государственного бюджета формировались напротяжении 2003-2008 годов в среднем на уровне 22,82 %, причем наибольшей доля была в 2004 (26,10%), а наименшей- в 2005(19,85%) и в 2008 (19,8%). Это является доказательством, с одной стороны, важной роли специального фонда в пополнении бюджета государства, а сдругой – отсутсвия четко определенной структуры данного фонда.
Увеличение
количества источников и обьема доходов
спецфонда государственного бюджета
произошло за счет включения в
него такихобщегосударственных доходов,
как поступления акцизного збора
из изготовленных в Украине
В.И Глухов
и В.Г. Гноевой считают разделение
налоговых и неналоговых
В связи с этим появляется потребность в усилении научного обоснования перспективного бюджетного прогозирования и планирования доходной базы бюджетной политики, осуществления стратегического бюджетного планирования.
Цифровые показатели на период 2009-2011 г. Представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 «Показатели за период 2009-2011гг»
Динамика
темпа роста промышленного
«Рис.2.2 Темп роста промышленного производства»
Например, если взять темп роста промышленного производста, то согластно показателям на графике можна заметить,что по сравнению с 2009 годом в 2010 году показатели более высокие, а показатели 2011 года не значительно отличаются от показателей 2010г.
Для повышения эффективности функционирования специального фонда бюджетов Украины в ближайшие годы нужно:
3. Бюджетный процесс в Украине
3.1 Этапы бюджетного прцесса в Украине
Формирование Государственного бюджета достаточно сложный и продолжительный процесс. В зарубежных государствах существует практика составления бюджетов на 3 - 5 лет вперед с соответствующими уточнениями на конкретный год, который будет выполняться.
В Бюджетном кодексе представлено определение термина «бюджетный процесс»: это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов о выполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.
Принятие других нормативных актов по бюджетным вопросам, разработка четкого механизма сбора и расходования бюджетных средств, разграничение бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы, создание эффективного бюджетного контроля и поиск путей дополнительных бюджетных поступлений - это основные факторы, которые должны быть реализованы в ближайшем времени.
Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.
Правовое
регулирование бюджетного процесса
в Украине осуществляется в соответствии
с Конституцией Украины (п.4,14 ст.85; п.1
ст. 94; ст.ст. 95-98; п.6 ст.116; п.4 ст.119; п.4 ст.138;
ст. 143); Законом Украины «О бюджетной
системе Украины» от 05.12.90 г. с изменениями
и дополнениями, постановлением Верховного
Совета Украины № 170 от 06.05.96 г. утверждающего
«Правила оформления Закона Украины
о государственном бюджете
Основные этапы бюджетного процесса включают в себя:
Порядок
и сроки составления проекта
государственного бюджета определяет
Кабинет Министров Украины. Сроки
представления на рассмотрение и
утверждение устанавливает
Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления