Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 567.17 Кб (Скачать файл)

Делая итог, следует отметить, что в последние  годы  бюджетноя политика в Украине  не выделялась последовательностью  и ориентировалась преимущественно  на решение социальных проблем путем  повышения номинальных доходов  населения. Значит, бюджетная политика требует  переориентации на обеспечение  экономического роста, который должен стать основой существенного  повышения уровня жизни народа Украины.

Итак, можно  сказать, что повышение эффективности бюджетной политики государства можно достич за счет качественного улучшения нормативно-правовой базы, которая регламентирует ход бюджетного процесса в Украине, путем ее унификации, консолидации и упрощения.  При  этом отечественная бюджетная система должна строится на принципах стабильности и справедливости, сбалансированности, финансовой единости, административной самостоятельности, равнозначимости налогов, полноты, ясности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

         В работе раскрыты основные теоретические моменты теории государственного бюджета, бюджетного дефицита и государственного долга.

Мы узнали что, одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита.

         Было также рассмотрено сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита, факторы роста бюджетного дефицита и

последствия бюджетного дефицита. Мы узнали что,бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и дохо-

дами.

Бюджетный дефицит, как правило, возникает в результате несбалан-

сированности  бюджета.  Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке заимообразных капиталов, вызывают рост заимооб- разного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок.

Причины возникновения бюджетного дефицита.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие:

- спад общественного производства;

- завышенные расходы на реализацию  принятых социальных программ;

- возросшие затраты на оборону;

- рост теневого сектора экономики.

        Были рассмотрены экономические концепции балансирования бюджетного дефицита и управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Мы узнали что, в мировой теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита: концепция ежегодно балансируемого бюджета,концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, концепция функциональных финансов. Мы так же узнали о способах покрытия бюджетного дефицита. Их существуют несколько, например, монетизация, налогообложение, займы правительства, для покрытия дефицита.Были созданы специальные фонды бюджетов, в том числе государственного, которые действуют с 2000 года. Несмотря на это, формального определения специального фонда и его структуры в бюджетном законодательстве нету и до сих пор. В бюджетном кодексе Украины отмечено, что специальный фонд госбюджета должен формироваться из контретных поступлений и использоваться на финансирование конкретных целей, а также, что проэкт Основных направлений бюджтной политики на следующий бюджетный период  должен содержать предложения Кабинета Министров Украины относитльно обоснования необходимости разделения бюджета на общий и специальный фонды.

Мы так  же об этапах бюджетного процесса в украине, о путях преоделения проблем дифицитности государственного бюджета и об основных направлениях бюджетной политики на 2012 год.Основные этапы бюджетного процесса включают в себя: составление проэкта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнения и составления отчета об исполнении.

Согластно постановлению Министерству Финансов Украины, мы можем быть уверены в  том, что основным результатом реализации бюджетной политики в 2012 году должны стать экономический рост, формирования благоприятного инвестиционного климата, которые будут базироваться на расширении инвестиционного и внутреннего потребительского спроса, укреплении конкурентоспособности национальной экономики, повышении эффективности использования производственных ресурсов и научно-технологического потенциала. Бюджетная система должна строится на принципах стабильности и справедливости, сбалансированности, финансовой единости, административной самостоятельности, равнозначимости налогов, полноты, ясности.

 

 

Перечень  ссылок

  1. Азаренкова Г. М., Журавль Т. М., Михайленко Р. М. Финанси предприятий: Учебн. пособие для самостоятельного изучение дисциплины — 2-ое изд, с испр. и доп. — К.: Знание-пресс, 2006. — 288с.
  2. Азаров М.Я, Ярошенко Ф.А, Бушуев С.Д. Инновационные механизмы управление программами развития.- к.:Саммит-книга, 2011.-528.: ил. Титов Д. Быстрее// Экономика и жизнь.-2007.-№24.-с.3.
  3. Артус М. М. Финансы: Учебн. пособ. для студ. высш. уч. завед. / Европейский ун-т. — К.: Издательство Европейского ун-та, 2005. — 197с.
  4. Демков, А. И. Направления углубления бюджетной реформы в Украине / А. И. Демков  // Финансы Украины. – 2009 – №3. – С. 46 –55.
  5.        Инвестиции внешнеэкономической деятельности: Стат.зб./ Государственный комитет статистики Украины.-К., 2010.-с.4
  6. Крейндель В.М. Инфляция и бюджетный дефицит – есть ли связь на   региональном уровне? // Экономика и математические методы. – 2007. –  

Том 43. –  №2. – С.34-43.

  1. Кудрин А. Инфляция: Российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. – 2007. – №10. – С.4-26
  2. Ковальчук Т. Якою має бути валютна політика? // Урядовий кур'єр від 22.07.2003.
  3. Кораблин С. Почему в Китае низкая инфляция? // Зеркало недели. – 2005. – №32. – С.7. 
  4. Комарова, И. К. Оцінка ефективності бюджетної підтримки сільського господарства України / И. К. Комарова // Світ фінансів. – 2008 - №3(16). – С. 145 – 153.
  5. Оспищев В. И., Близнец О. П., Кривошей В. В. Международные финансы: Учебн. пособие. — К.: Знания, 2006. — 335с.
  6. Официальный сайт Государственного комитета статистики Украины.-http://www.ukrstat.gov.ua.
  7. Официальный сайт Расчетной палаты Украины(http://www.ac-rada.gov.ua)
  8. Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др.  Финансы. /Под ред. В.М.Радионовой. М.: Финансы и статистика, 1994- - с.252
  9. Теория финансов: Учебник для экономических специальностей высших заведений образования/ О. Д. Василик. – К.: НИОС, 2000.
  10. Финансы: Учебное пособие / Л. И. Василенко, А. В. Василенко. – К.: КНЕУ, 2004
  11. Ярошенко Ф.О. «Семь ключей успеха в развитии системы государственных финансов Украины», «Финансы Украины» , 6.2011. С. 3-12
  12. Пихоцкий В.Ф. «Эффективность бюджетной политики  как инструмент социально-экономического развития Украины», «Финансы Украины» 3, 2010. С. З0-37.
  13. Рыбак С.О., «Бюджетная стратегия в контексте структурных реформ», «Финансы Украины» 12,2010. С 32-43.
  14. Карлин М.И., Хмарук Ю.В. «Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения», «Финансы Украины». 3. 2010. С. 13-21.
  15. Буряченко А.Е. «Краткосрочные заемы», «Финансы Украины»,3.2010. С. 22-29.
  16. Харазишвили Ю. О взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей в Украине // Экономика
  17. Макконелл К.Р., Брю С.Л.    Экономикс : Принципы, проблемы и политка. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т 1.-М.: Республика, 1992.-399 с.: табл.,граф.
  18. М.А.Поскачей « О необходимости перехода на новую парадигму разработки и реализации бюджетной политики».
  19. http://articles.excelion.ru/science/em/00755604.html
  20. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Финансов

 

  1. http://www.imf.org/external/index.htm-Международный Валютный Фонд
  2. Zhan J/ World Investment Report 2010-UNSTAD/
  3. http: // www.ac-rada. Gov.ua.-Расчетная палата Украины
  4. http://www.treasury.gov.ua.-Государственная Казначейская служба Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1                                                                              

Прогнозное изменение ВВП  в  расчете на одного  человека [12]

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Изм. с 2008 года,раз

Разница по отношению к Украине

Армения

3684,56

2658,05

2496,96

2564,36

2699,79

2896,01

3152,04

0,86

0,79

Азербайджан

5349,39

4863,81

5893,46

6385,52

6568,92

6968,12

7232,66

1,35

1,81

Белоруссия

6234,69

5121,79

5605,4

6455,57

7442,33

8634,08

10048,47

1,61

2,51

Болгария

6560,72

5916,22

6036,06

6255,08

6688,51

7267,5

7873,61

1,2

1,97

Хорватия

15633,52

13913,1

14259,63

14948,34

15893,53

16874,35

17873,94

1,14

4,46

Чехия

20759,64

18193,65

19306,69

20344,15

21995,74

23527,16

25325,8

1,22

6,32

Эстония

17532,17

13509,1

13106,26

13401,24

14012,42

14924,4

15916,03

0,91

3,97

Финляндия

51588,35

45876,38

47769,92

49378,43

51028,4

52895,08

54912,34

1,06

13,71

Грузия

2923,55

2495,63

2445,59

2570,75

2793,51

3021,18

3267,41

1,12

0,82

Венгрия

15522,54

12385,74

13211,34

13952,79

14900,85

15815,15

16665,85

1,07

4,16

Казахстан

8718,89

6875,5

7748,5

8865,11

9890,85

11073,54

12740,1

1,46

3,18

Киргизия

950,8

871,73

877,84

940,57

994,05

1046,02

1108,06

1,17

0,28

Латвия

14963,52

10700,91

9827,32

9852,57

10372,45

10953,62

11557,23

0,77

2,88

Литва

14085,86

10774,62

10515,47

10931,12

11454,26

12055,36

12658,75

0,9

3,16

Молдавия

1692,55

1495,98

1337,61

1413,18

1502,8

1602,5

1727,02

1,02

0,43

Польша

13846,4

11098,16

11347,59

11866,86

12523,94

13263,66

14069,11

1,02

3,51

Румыния

9310,39

7502,91

7779,05

8564,65

9976,39

11524,47

13022,79

1,4

3,25

Россия

11806,95

8873,61

9717,23

10956,31

12239,82

13651,86

15366,41

1,3

3,84

Сербия

6781,88

5742,04

6028,86

6345,85

6882,74

7504,05

8196,46

1,21

2,05

Словакия

17646,42

16315,42

17788,66

18979,16

20091,18

21277,41

22539,26

1,28

5,63

Таджикистан

795,11

704,55

737,69

840,02

958,83

1100,9

1301,7

1,64

0,32

Турция

10479,45

8427,11

8294,84

8478,37

8769,21

9153

9550,75

0,91

2,38

Туркменистан

3605,85

3488,81

4570,9

5212,96

6853,46

7686,78

8638,57

2,4

2,16

Украина

3909,87

2537,8

2645,2

2895,01

3269,63

3630,15

4006,55

1,02

Узбекистан

1026,74

1093,27

1219,64

1382,07

1561,74

1757,51

1977,8

1,93

0,49


 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Основные  показатели социально-экономического розвития Украины за период 2010-2011 гг. [12]

 

Фактично за січень–вересень 2011р.

Темпи зростання, %

вересень 2011р. до

січень–вересень 2011р. досічня–вересня 2010р.

довідково:

січень–вересень 2010р. досічня–вересня 2009р.

серпня 2011р.

вересня 2010р.

Обсяг реалізованої промислової  продукції (товарів, послуг)1, млн.грн.

715371,9

х

х

х

х

Індекс промислової продукції

х

99,7

106,4

108,6

111,1

Обсяг продукції сільського господарства, млн.грн.

189240

х

х

113,7

98,7

Виробництво продукції тваринництва

         

м’ясо (реалізація худоби та птиці на забій у живій вазі), тис.т

2110,3

106,8

100,9

105,0

106,4

молоко, тис.т

8710,3

89,3

98,8

97,9

96,4

яйця, млн.шт.

14452,6

96,5

110,6

112,0

105,4

Обсяг продукції будівництва, млн.грн.

38372,5

х

х

111,4

87,4

Вантажооборот, млн.ткм

314667,6

97,5

98,3

107,4

108,6

Пасажирооборот, млн.пас.км

102015,0

93,6

105,2

103,4

98,2

Експорт товарів1, млн.дол. США

43977,2

х

х

139,4

133,0

Імпорт товарів1,  млн.дол. США

52082,3

х

х

144,6

131,0

Сальдо (+, –)1,  млн.дол. США

–8105,1

х

х

х

х

Оборот роздрібної торгівлі, млн.грн.

482314,0

х

х

115,2

105,1

Середньомісячна заробітна  плата одного працівника

         

номінальна, грн.

2571

101,6

116,5

118,2

119,5

реальна, %

х

101,5

109,9

108,0

109,8

Заборгованість із виплати  заробітної плати – всього2,  млн.грн.

1180,8

102,2

88,1

х

79,8

Кількість зареєстрованих безробітних  на кінець періоду, тис. осіб

404,5

93,6

99,1

х

х

Індекс цін виробників промислової продукції

х

101,2

121,3

117,73

115,23

Індекс споживчих цін

х

100,1

105,9

104,23

107,4


 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                  


Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления