Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть государственный бюджет, раскрыть социально-экономическое значение бюджета, раскрыть экономическое содержание доходов и расходов, рассмотреть дефицит бюджета: причины, последствия, пути его преодоления
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета. . . . . . . . . . . 7
1.1 Сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита . .7
1.2 Факторы роста бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Последствия бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Пути регулирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Экономические концепции балансирования бюджетного дефицита . .18
2.2 Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом . .. 20
2.3 Проблемы формирования доходной базы специального фонда государственного бюджета Украины и пути их решения 26
3. Бюджетный процесс в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.1 Этапы бюджетного процесса в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Пути преодоления проблем дефицитности государственного бюджет и
основные направления бюджетной политики на 2012 год . . . . . . . . . . . . . 34
3.3 Эффективность бюджетной политики как инструмент социально-экономического развития Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Перечень ссылок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложения
Делая итог,
следует отметить, что в последние
годы бюджетноя политика в Украине
не выделялась последовательностью
и ориентировалась
Итак, можно сказать, что повышение эффективности бюджетной политики государства можно достич за счет качественного улучшения нормативно-правовой базы, которая регламентирует ход бюджетного процесса в Украине, путем ее унификации, консолидации и упрощения. При этом отечественная бюджетная система должна строится на принципах стабильности и справедливости, сбалансированности, финансовой единости, административной самостоятельности, равнозначимости налогов, полноты, ясности.
Выводы
В работе раскрыты основные теоретические моменты теории государственного бюджета, бюджетного дефицита и государственного долга.
Мы узнали что, одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита.
Было также рассмотрено сущность и основные причины устойчивого бюджетного дефицита, факторы роста бюджетного дефицита и
последствия бюджетного дефицита. Мы узнали что,бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и дохо-
дами.
Бюджетный дефицит, как правило, возникает в результате несбалан-
сированности бюджета. Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке заимообразных капиталов, вызывают рост заимооб- разного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок.
Причины возникновения бюджетного дефицита.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
- спад общественного
- завышенные расходы на
- возросшие затраты на оборону;
- рост теневого сектора
Были рассмотрены экономические концепции балансирования бюджетного дефицита и управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Мы узнали что, в мировой теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита: концепция ежегодно балансируемого бюджета,концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, концепция функциональных финансов. Мы так же узнали о способах покрытия бюджетного дефицита. Их существуют несколько, например, монетизация, налогообложение, займы правительства, для покрытия дефицита.Были созданы специальные фонды бюджетов, в том числе государственного, которые действуют с 2000 года. Несмотря на это, формального определения специального фонда и его структуры в бюджетном законодательстве нету и до сих пор. В бюджетном кодексе Украины отмечено, что специальный фонд госбюджета должен формироваться из контретных поступлений и использоваться на финансирование конкретных целей, а также, что проэкт Основных направлений бюджтной политики на следующий бюджетный период должен содержать предложения Кабинета Министров Украины относитльно обоснования необходимости разделения бюджета на общий и специальный фонды.
Мы так же об этапах бюджетного процесса в украине, о путях преоделения проблем дифицитности государственного бюджета и об основных направлениях бюджетной политики на 2012 год.Основные этапы бюджетного процесса включают в себя: составление проэкта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнения и составления отчета об исполнении.
Согластно постановлению Министерству Финансов Украины, мы можем быть уверены в том, что основным результатом реализации бюджетной политики в 2012 году должны стать экономический рост, формирования благоприятного инвестиционного климата, которые будут базироваться на расширении инвестиционного и внутреннего потребительского спроса, укреплении конкурентоспособности национальной экономики, повышении эффективности использования производственных ресурсов и научно-технологического потенциала. Бюджетная система должна строится на принципах стабильности и справедливости, сбалансированности, финансовой единости, административной самостоятельности, равнозначимости налогов, полноты, ясности.
Перечень ссылок
Том 43. – №2. – С.34-43.
Приложение
1
Прогнозное изменение ВВП в расчете на одного человека [12]
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Изм. с 2008 года,раз |
Разница по отношению к Украине |
Армения |
3684,56 |
2658,05 |
2496,96 |
2564,36 |
2699,79 |
2896,01 |
3152,04 |
0,86 |
0,79 |
Азербайджан |
5349,39 |
4863,81 |
5893,46 |
6385,52 |
6568,92 |
6968,12 |
7232,66 |
1,35 |
1,81 |
Белоруссия |
6234,69 |
5121,79 |
5605,4 |
6455,57 |
7442,33 |
8634,08 |
10048,47 |
1,61 |
2,51 |
Болгария |
6560,72 |
5916,22 |
6036,06 |
6255,08 |
6688,51 |
7267,5 |
7873,61 |
1,2 |
1,97 |
Хорватия |
15633,52 |
13913,1 |
14259,63 |
14948,34 |
15893,53 |
16874,35 |
17873,94 |
1,14 |
4,46 |
Чехия |
20759,64 |
18193,65 |
19306,69 |
20344,15 |
21995,74 |
23527,16 |
25325,8 |
1,22 |
6,32 |
Эстония |
17532,17 |
13509,1 |
13106,26 |
13401,24 |
14012,42 |
14924,4 |
15916,03 |
0,91 |
3,97 |
Финляндия |
51588,35 |
45876,38 |
47769,92 |
49378,43 |
51028,4 |
52895,08 |
54912,34 |
1,06 |
13,71 |
Грузия |
2923,55 |
2495,63 |
2445,59 |
2570,75 |
2793,51 |
3021,18 |
3267,41 |
1,12 |
0,82 |
Венгрия |
15522,54 |
12385,74 |
13211,34 |
13952,79 |
14900,85 |
15815,15 |
16665,85 |
1,07 |
4,16 |
Казахстан |
8718,89 |
6875,5 |
7748,5 |
8865,11 |
9890,85 |
11073,54 |
12740,1 |
1,46 |
3,18 |
Киргизия |
950,8 |
871,73 |
877,84 |
940,57 |
994,05 |
1046,02 |
1108,06 |
1,17 |
0,28 |
Латвия |
14963,52 |
10700,91 |
9827,32 |
9852,57 |
10372,45 |
10953,62 |
11557,23 |
0,77 |
2,88 |
Литва |
14085,86 |
10774,62 |
10515,47 |
10931,12 |
11454,26 |
12055,36 |
12658,75 |
0,9 |
3,16 |
Молдавия |
1692,55 |
1495,98 |
1337,61 |
1413,18 |
1502,8 |
1602,5 |
1727,02 |
1,02 |
0,43 |
Польша |
13846,4 |
11098,16 |
11347,59 |
11866,86 |
12523,94 |
13263,66 |
14069,11 |
1,02 |
3,51 |
Румыния |
9310,39 |
7502,91 |
7779,05 |
8564,65 |
9976,39 |
11524,47 |
13022,79 |
1,4 |
3,25 |
Россия |
11806,95 |
8873,61 |
9717,23 |
10956,31 |
12239,82 |
13651,86 |
15366,41 |
1,3 |
3,84 |
Сербия |
6781,88 |
5742,04 |
6028,86 |
6345,85 |
6882,74 |
7504,05 |
8196,46 |
1,21 |
2,05 |
Словакия |
17646,42 |
16315,42 |
17788,66 |
18979,16 |
20091,18 |
21277,41 |
22539,26 |
1,28 |
5,63 |
Таджикистан |
795,11 |
704,55 |
737,69 |
840,02 |
958,83 |
1100,9 |
1301,7 |
1,64 |
0,32 |
Турция |
10479,45 |
8427,11 |
8294,84 |
8478,37 |
8769,21 |
9153 |
9550,75 |
0,91 |
2,38 |
Туркменистан |
3605,85 |
3488,81 |
4570,9 |
5212,96 |
6853,46 |
7686,78 |
8638,57 |
2,4 |
2,16 |
Украина |
3909,87 |
2537,8 |
2645,2 |
2895,01 |
3269,63 |
3630,15 |
4006,55 |
1,02 |
… |
Узбекистан |
1026,74 |
1093,27 |
1219,64 |
1382,07 |
1561,74 |
1757,51 |
1977,8 |
1,93 |
0,49 |
Приложение 2
Основные показатели социально-экономического розвития Украины за период 2010-2011 гг. [12]
Фактично за січень–вересень 2011р. |
Темпи зростання, % | ||||
вересень 2011р. до |
січень–вересень 2011р. досічня–вересня 2010р. |
довідково: січень–вересень 2010р. досічня–вересня 2009р. | |||
серпня 2011р. |
вересня 2010р. | ||||
Обсяг реалізованої промислової продукції (товарів, послуг)1, млн.грн. |
715371,9 |
х |
х |
х |
х |
Індекс промислової продукції |
х |
99,7 |
106,4 |
108,6 |
111,1 |
Обсяг продукції сільського господарства, млн.грн. |
189240 |
х |
х |
113,7 |
98,7 |
Виробництво продукції тваринництва |
|||||
м’ясо (реалізація худоби та птиці на забій у живій вазі), тис.т |
2110,3 |
106,8 |
100,9 |
105,0 |
106,4 |
молоко, тис.т |
8710,3 |
89,3 |
98,8 |
97,9 |
96,4 |
яйця, млн.шт. |
14452,6 |
96,5 |
110,6 |
112,0 |
105,4 |
Обсяг продукції будівництва, млн.грн. |
38372,5 |
х |
х |
111,4 |
87,4 |
Вантажооборот, млн.ткм |
314667,6 |
97,5 |
98,3 |
107,4 |
108,6 |
Пасажирооборот, млн.пас.км |
102015,0 |
93,6 |
105,2 |
103,4 |
98,2 |
Експорт товарів1, млн.дол. США |
43977,2 |
х |
х |
139,4 |
133,0 |
Імпорт товарів1, млн.дол. США |
52082,3 |
х |
х |
144,6 |
131,0 |
Сальдо (+, –)1, млн.дол. США |
–8105,1 |
х |
х |
х |
х |
Оборот роздрібної торгівлі, млн.грн. |
482314,0 |
х |
х |
115,2 |
105,1 |
Середньомісячна заробітна плата одного працівника |
|||||
номінальна, грн. |
2571 |
101,6 |
116,5 |
118,2 |
119,5 |
реальна, % |
х |
101,5 |
109,9 |
108,0 |
109,8 |
Заборгованість із виплати заробітної плати – всього2, млн.грн. |
1180,8 |
102,2 |
88,1 |
х |
79,8 |
Кількість зареєстрованих безробітних на кінець періоду, тис. осіб |
404,5 |
93,6 |
99,1 |
х |
х |
Індекс цін виробників промислової продукції |
х |
101,2 |
121,3 |
117,73 |
115,23 |
Індекс споживчих цін |
х |
100,1 |
105,9 |
104,23 |
107,4 |
Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, последствия, пути его преодоления