Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - налогообложение на современном этапе.
Цель данной курсовой работы - изучение целевых налогов и сборов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Налоги
1.1 Сущность и значение налогов 4
1.2 Особенности формирования налогов в Республике Беларусь 5
1.3 Классификация налогов 9
Глава 2 Целевые налоги
2.1 Характеристика целевых налогов 10
2.2 Характеристика целевых сборов 20
Глава 3 Эффективность применения целевых налогов
3.1 Критерии эффективности системы налогообложения 22
3.2.Анализ платежей по целевым налогам и сборам ООО «АЛВИЗИ-3» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ  МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра международных экономических  отношений 

Специальность 1-25 01 03 – мировая экономика

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность

 

 

МЭ, студентка 2 курса,

группа № 8 ____________________ Наталья Владимировна Александрович

        (подпись, дата)

Руководитель,  

       Ст. преподаватель___________ ________ Лариса Владимировна Хмурович

                          (подпись, дата)    (оценка) 

 

 

МИНСК 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Налоги

1.1 Сущность и значение  налогов 4

1.2 Особенности формирования налогов  в Республике Беларусь 5

1.3 Классификация  налогов  9

Глава  2 Целевые налоги

2.1 Характеристика целевых налогов 10 

2.2 Характеристика целевых сборов 20

Глава 3 Эффективность применения целевых налогов

3.1 Критерии эффективности системы налогообложения  22

3.2.Анализ платежей по целевым налогам и сборам ООО «АЛВИЗИ-3»  24

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Приложение 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        История развития налогообложения и практика его применения подтверждают органическую связь налогообложения с экономическим ростом с одной стороны, и обеспечением финансирования бюджета – с другой.

        В современных условиях стало возможным с помощью налогов влиять на воспроизводственные процессы и эффективность производства, следовательно - на рост доходов бюджета.

        Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывают влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Затем, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. С другой стороны, наемные работники, заплатив налоги государству, сокращают свои потребительские расходы или сбережения. В результате государство, забрав у них часть заработанного дохода, при определенных условиях лишает большинство населения возможности увеличивать потребление.

Отсюда вытекает важный для государства  вывод: устанавливать такой уровень  налогообложения, чтобы он был, с  одной стороны, достаточным для  выполнения государственных функций, а с другой — не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

 Налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей.

 Актуальность проблемы создания оптимальной системы налогообложения и распределения налогового бремени особенно возрастает в условиях рыночной экономики. Её формирование требует больших средств и эти средства, кроме кредитов, могут дать только налоги.

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь.

       Предметом исследования - налогообложение на современном этапе.

        Цель  данной курсовой работы - изучение целевых налогов и сборов.

        Задачи - характеристика и анализ эффективности налогов в Беларуси.

 

ГЛАВА 1 Налоги

1.1 Сущность и значение налогов

Налоги - это естественная или нормальная ценность и в то же время универсальное явление, характерное для всех этапов общественного развития.

На современном этапе развития общества, налоги являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Они не

только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государ- ством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения. Система налогообложения, как и налоги, находится в постоянном развитии.

 Налоги в экономической структуре государства выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности и принуждения.

А.Лаффер доказал, что результатом  снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношения налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются.

Графическое отображение зависимости  между доходами государственного бюджета  и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (см. рисунок 1). На рисунке 1 по оси координат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс – поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и пред- принимательству падают, и при 100% налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится сумма налоговых поступлений, а также вырастет объем государственных доходов,

Примечание – Источник: [6, с. 12]

уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов. Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения, и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

Повышение или понижение налоговых  ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства величина оптимального уровня налогообложения индивидуальна и адекватна конкретному этапу его экономического и социального развития.

 

1.2 Особенности формирования налогов в Республике Беларусь

Отличительной особенностью формирования налоговой системы Республики Беларусь является то, что она развивается в тесной взаимосвязи с прохождением интеграционных процессов, ее становление совпало с началом экономического кризиса, вызванного разрушением единого государства и хозяйственных связей. Налоговая политика была направлена на решение текущих задач по добыванию денег для финансирования государственных расходов.

Особенностью налогообложения  в Республике Беларусь являются законодательные коллизии, случаи придания нормативным актам обратной силы, а также несвоевременные разъяснения по применению того или иного правила. Конституционным Судом Республики Беларусь было отмечено, что значительная часть налагаемых штрафных санкций вызывается не нарушениями, допущенными субъектами хозяйствования, а "противоречивостью правового регулирования налоговых отношений, несвоевременностью приведения нормативных правовых актов в соответствие с актами, обладающими более высокой юридической силой, ... что вызывало их неоднозначное понимание и применение на практике".

С учетом штрафов уровень налогообложения предприятий выше, чем установленный законодательно. В частности, на 2007 год в республиканском бюджете было запланировано в виде дохода получение административных штрафов и экономических санкций на сумму 73 млрд.руб. В бюджетах последующих годов также запланировано получение штрафов за административные правонарушения, которые учтены в составе прочих неналоговых доходов. Согласно пункту 1 ст.13.6 НК (Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.10.2010 N Р-492/2010 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2011 год") неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа  в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налогов, сборов (пошлин), но не менее десяти базовых величин.

Размер санкций за нарушение  налогового законодательства значителен и в ряде случаев несопоставим с причиненным ущербом. Так, согласно утратившему силу в июне 2006 г. Указу Президента Республики Беларусь от 22.01.2004 N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" минимальный штраф за нарушения, допущенные в сфере экономической деятельности, составлял 10 базовых величин. Действующий в настоящее время Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2006 N 419 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений"(с изм. и доп. от 06.08.2007г.) уменьшил размер возможных санкций, однако оставил их минимальный предел: при определении размера административного взыскания базовая величина принимается в размере, установленном на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а в иных случаях - в размере, установленном на день совершения правонарушения (если такой день установить невозможно - на день выявления факта его совершения).

Налоговая политика Республики Беларусь непроизвольно носит сдерживающий характер, хотя такое направление в существующей обстановке неправильно: республике необходимо повышать, а не снижать деловую активность предприятий. Эта ситуация складывается из-за высоких налоговых ставок большого количества всевозможных налогов, удельного веса косвенных налогов, относимых на себестоимость продукции и включаемых в ее цену.

Действующая в Республике Беларусь налоговая система является сложной  и определяет значительный размер уплачиваемых налогов.

По оценке Всемирного банка общий  объем уплачиваемых налогов, число  платежей и время, затраченное на уплату налогов, самые высокие среди стран-соседей (таблица 1).

 

 

 Таблица 1- Сравнительные характеристики налоговых систем различных стран

 

Показатель      

Республика 
Беларусь

Российская 
Федерация

Украина

Латвия

Литва

Польша

Число платежей       

124  

22   

99  

7  

24 

41 

Время, часов  в год   

1188  

448   

2085 

219 

166

418 

Общий объем            
уплачиваемых налогов   
(% валовой прибыли)  

144,4 

51,4  

57,3 

32,6

48,3

38,4


 

Примечание – Источник [3, с. 28]

В то же время, являясь элементом  некоторой субъективизации, налоговая  политика изменяется одновременно с  экономической и политической ситуацией в обществе. В условиях проводимой работы по подготовке вступления Республи-

ки  Беларусь во Всемирную торговую организацию при разработке налогового законодательства учитываются международные подходы к развитию торговли.                                    

         Современная налоговая система - совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

     В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декреты Президента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных советов депутатов.

        В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут существовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов. Участники любых отношений, в том числе и налоговых, наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.

         В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков (в том числе ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты), а также налоговых органов и их должностных лиц установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь от 19.12.2002 г. №166-3.

         С 1 января 2004г. вступил в силу Налоговый кодекс Республики Беларусь 

Информация о работе Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность