Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - налогообложение на современном этапе.
Цель данной курсовой работы - изучение целевых налогов и сборов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Налоги
1.1 Сущность и значение налогов 4
1.2 Особенности формирования налогов в Республике Беларусь 5
1.3 Классификация налогов 9
Глава 2 Целевые налоги
2.1 Характеристика целевых налогов 10
2.2 Характеристика целевых сборов 20
Глава 3 Эффективность применения целевых налогов
3.1 Критерии эффективности системы налогообложения 22
3.2.Анализ платежей по целевым налогам и сборам ООО «АЛВИЗИ-3» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

(Указ Президента Республики  Беларусь от 23.10.2003 N 465 "Об образовании  государственного внебюджетного фонда гражданской авиации") 

 

 

 

  2.2 Характеристика целевых сборов

1. Сбор на развитие территорий

 Объект налогообложения - осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база: для организаций - как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с главой 14 НК и оставшаяся в их распоряжении после налогообложения; для индивидуальных предпринимателей – как сумма дохода, исчисленная в соответствии со статьей 176 НК и оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Налоговые ставки устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов в размере, не превышающем (по совокупности) 3 процентов налоговой  базы НК (глава 31)                             

        В статье 275 НК предусмотрен порядок уплаты сбора на развитие территорий организациями, имеющими обособленные подразделения, а также иностранными организациями.

Так, филиалы, представительства и  иные обособленные подразделения, имеющие  отдельный баланс, а также открытый юридическим лицом Республики Беларусь банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, производят исполнение налоговых обязательств этих юридических лиц по сбору на развитие территорий. При этом обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь уплачивают сбор на развитие территорий, исчисленный только по результатам их деятельности, руководствуясь порядком, установленным на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения обособленных подразделений. Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, расположенные на территории Республики Беларусь, уплачивают сбор на развитие территорий в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту осуществления деятельности. 

В статье 275 НК также предусмотрены  обязанность и срок представления  в налоговые органы налоговой  декларации (расчета) по сбору на развитие территорий - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом отчетным периодом сбора на развитие территорий признается календарный квартал. Соответственно уплата сбора на развитие территорий производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом).

С 1 января 2011г. в целях снижения налоговой нагрузки организаций  и индивидуальных предпринимателей отменен сбор на развитие территорий (ст.9 НК).

 

 

 

2. Курортный сбор

 

Объект обложения - нахождение физического  лица в санаторно-курортных и   оздоровительных организациях, расположенных на территории  соответствующих административно- территориальных единиц Республики  Беларусь. Не уплачивается курортный сбор лицами, направляемыми на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

 Налоговая база для исчисления курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов налоговой базы.( НК гл.32)

 

3.Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере     агроэкотуризма   

Объект налогообложения - осуществление   видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма . Ставка - одна базовая величина в календарный год, определяемая на момент уплаты ( НК глава 41) .

 (Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 N 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь")

               

4. Сбор за осуществление ремесленной деятельности  

Объект налогообложения - осуществление видов ремесленной деятельности, указанных в пункте 1 статьи 319 НК. Ставка - одна базовая величина в календарный год, определяемая на момент уплаты. ( НК глава 40)

 (Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности")                                                                                                     

                

 5. Сбор с заготовителей

Объектом налогообложения - признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование. Следует отметить, что из перечня объектов обложения с 1 января 2010 г. исключено осуществление промысловой заготовки (закупки) сельскохозяйственной продукции.

Плательщиками сбора с заготовителей являются организации и индивидуальные предприниматели.

Налоговая база для исчисления сбора  с заготовителей определяется как  стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Налоговые ставки устанавливаются  в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.( НК гл.33)

ГЛАВА 3 Эффективность  применения целевых налогов

3.1 Критерии эффективности системы налогообложения

О трудности оценки эффективности М.Мейер пишет: "Я полагаю, нам следует принять как данное, что оценка эффективности трудна сама по себе. Если бы это было не так, эта проблема не стояла бы сегодня так остро" [ 9, с.20]. В международной практике эффективность не принято определять при помощи одного показателя, так как ни один показатель не является идеальным. В то же время показатели должны легко рассчитываться на основе доступной информации, быть сопоставимыми, взаимосвязанными, значимыми, адекватными.

Качество налогового регулирования определяется уровнем налоговой нагрузки, а также объемом и сложностью расчетов. Почти во всех случаях налоговая система, требующая усложненных административных процедур или сложного декларирования, не приводит к положительным результатам. Опыт различных стран показывает, что в стране с переходной или развивающейся экономикой она должна быть простой и легко управляемой. Существуют практически ориентированные критерии, позволяющие охарактеризовать налоговую систему государства с точки зрения ее эффективности и справедливости.

К таким критериям относят:

- относительное равенство налоговых  обязательств;

- экономическую нейтральность;

- организационную простоту;

- гибкость налогообложения;

- прозрачность налоговой системы  .

        Несоблюдение этих принципов неизбежно приводит к появлению "лазеек" в налоговом законодательстве. Налогоплательщики могут предпочесть уклоняться от уплаты налогов, что потребует дополнительных ресурсов для проведения государством контрольных мероприятий.

        Реализация  принципов эффективности состоит в следующем:

        - налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

        - налоговая структура должна содействовать проведению политики стаби- лизации и развития экономики страны;

        -налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

        -административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип дешевизны характеризует  эффективность налоговой системы  для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.

        К рискам налогового регулирования относится возможность изменения финансового результата, вызванная изменением правил налогообложения (ставок налогов или правил определения налоговой базы), а также наложением штрафных санкций. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве приводят к необходимости незапланированных затрат на получение консультаций по вопросам налогообложения, а также на осуществление дополнительного контроля (как внутреннего, так и внешнего, проводимого аудиторами).

 

Примеры  эффективного  использования целевых налогов:

1.Организации розничной торговли выделены средства инновационного фонда Министерства торговли Республики Беларусь на приобретение терминального оборудования в размере 16000000 руб. По договору с условием 100-процентной предоплаты было приобретено оборудование на сумму 16142400 руб. Стоимость монтажных работ, произведенных поставщиком оборудования, составила 1203600 руб.  За терминальное оборудование и работы по его монтажу со счета Министерства торговли Республики Беларусь перечислено 16000000 руб., с расчетного счета организации перечислено 1346000 руб.

Статьей 38 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 N 303-З "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" установлено, что  в 2008 году Министерство торговли Республики Беларусь образовывает инновационные  фонды за счет отчислений в размере не более 0,25 процента от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) организаций, осуществляющих на территории Республики Беларусь оптовую и розничную торговлю товарами (за исключением товаров, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь). Порядок использования средств инновационного фонда изложен в Положении о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2005 N 493. Средства инновационного фонда имеют целевое назначение и согласно п. 5 данного Положения могут быть направлены на создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях.

 

2.Индивидуальный предприниматель  в 2009 году применял общий порядок налогообложения (уплачивал подоходный налог и целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). С 1 января 2010 г. перешел на Упрощенную систему налогообложения (УСН).

Главой 34 НК установлено, что уплата налога при УСН заменяет уплату целевых налогов, сборов ( в 2010г - сбор на развитие территорий) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

При решении вопроса о целесообразности перехода на один из вариантов УСН  следует руководствоваться соображениями  налоговой выгоды. Такой переход целесообразен, если налоговые выплаты  Индивидуального предпринимателя или организации снижаются.

 

3.2 Анализ платежей по целевым налогам ООО «АЛВИЗИ-3»

Анализ платежей по целевым налогам и сборам был проведен  на предприятии ООО «АЛВИЗИ-3» с общей системой налогообложения. На данном предприятии в текущем году уплачивались следующие целевые налоги и сборы:

  • сбор на развитие территорий, ставка 3% от прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, ФСЗН, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;
  • подоходный налог из заработной платы, ставка  12% от фонда оплаты труда.

                (Декларации с расчетами см. в приложении )

Результаты проведенных исследований показывают, что суммы налоговых платежей зависят из выручки от реализации, из прибыли, из дохода физического лица, некоторые налоги включаются в себестоимость продукции. Следовательно, чем выше перечисленные показатели, тем выше будет налогооблагаемая база для исчисления налогов и тем больше будут  налоги. Значит, суммы и количество налогов прямо пропорционально финансовому состоянию предприятия. А финансовое состояние предприятия лишает его выбора разумных схем реализации продукции из-за кредиторской задолженности банку, поставщикам и другим кредиторам. Не секрет, что характерной чертой многих белорусских предприятий сегодня является недостаток свободных средств на обеспечение производственного процесса. Такие предприятия не могут покупать сырье и вовремя платить заработную плату из собственных оборотных средств. И тогда одним из основных источников формирования оборотных средств выступает банковский или товарный кредиты, а в случае крупных государственных предприятий - государственная поддержка в виде перераспределения дохода между предприятиями при помощи трансфертных цен или помощи из инновационного фонда концернов, министерств. Тем более у всех предприятий разные цели и задачи - если для одних предприятий основной задачей является максимизация прибыли, то для других - стабилизация финансового положения, поддержание платежеспособности.

В практике хозяйствования используется анализ внутригодовой цикличности, основанный на применении индексов сезонности, что позволяет заранее предвидеть изменение цен на сырье и готовую продукцию и предпринимать соответствующие меры.

Информация о работе Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность