Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - налогообложение на современном этапе.
Цель данной курсовой работы - изучение целевых налогов и сборов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Налоги
1.1 Сущность и значение налогов 4
1.2 Особенности формирования налогов в Республике Беларусь 5
1.3 Классификация налогов 9
Глава 2 Целевые налоги
2.1 Характеристика целевых налогов 10
2.2 Характеристика целевых сборов 20
Глава 3 Эффективность применения целевых налогов
3.1 Критерии эффективности системы налогообложения 22
3.2.Анализ платежей по целевым налогам и сборам ООО «АЛВИЗИ-3» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

(Общая часть).Общая часть Налогового кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком

Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения.
  • Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения.
  • Постановления правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения и актов Президента Республики Беларусь.
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.

Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

Если нормами международных  договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного права.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин) вступает в силу со дня введения в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Законы об установлении, введении новых помимо предусмотренных Налоговым кодексом или прекращении действия введенных республиканских налогов и сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги и сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия.

 

 

 

 

 

 

1.3 Класификация налогов

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она вносит значительный вклад в систематизацию учета налогов и налоговых групп. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства (рисунок 2)

 


 






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Классификационный состав налогов

Примечание – Источник: [2, с. 48]

ГЛАВА 2   Целевые налоги

2.1 Характеристика целевых налогов.

Налоги по порядку их использования  подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

      Если обратиться к определению самого понятия, то целевые (или маркированные) налоги - это налоги, предназначенные для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Использование поступлений от таких налогов в каких бы то ни было иных целях не допускается. Чаще всего маркированные налоги зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Примерами маркированных или целевых налогов в Республике Беларусь служат следующие отмененные налоги, сборы, обязательные неналоговые платежи

- Сбор  в  республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйст-

венной  продукции,  продовольствия  и  аграрной  науки  (действовал с 01.01.2008 по 31.12.2009).

 - Сбор  в  республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,   продовольствия   и   аграрной  науки,  налог  с  пользователей автомобильных дорог (действовал с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2006 по 31.12.2007).

- Сбор  в  местные  целевые  бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (действовал с 01.01.2004 по 31.12.2004).

- Сбор  на  формирование  местных  целевых  бюджетных  жилищно- инвестиционных фондов, сбор в республиканский   фонд   поддержки   производителей сельскохозяйственной  продукции,  продовольствия  и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор на финансирование расходов,  связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (действовал с 01.01.2005 по 31.12.2005).

- Чрезвычайный  налог  для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС  и  обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости (действовал по 31.12.2006).

- Плата за размещение отходов производства (действовала по 31.12.2004)

- Сбор  на  организацию  заготовки  и использования стеклянной тары и тары на основе  бумаги  и  картона  в  качестве  вторичного  сырья  (действовал  по

31.12.2006).

- Плата  за  организацию переработки отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона (действовала по 07.09.2006).

- Плата   за   организацию  переработки  отходов  пластмасс  (действовала  по

31.12.2005).

- Отчисления  в  государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки (действовал по 31.12.2007).

- Целевые  сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта  общего  пользования,  используемого  на маршрутах в городском пассажирском, пригородном  и  междугородном  автобусном сообщении,  сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) (действовали до 31.12.2009).

- Внебюджетный   целевой  фонд  оздоровления  реки  Свислочь  и  ее  бассейна (действовал по 31.12.2007).

- Отчисления   республиканских   унитарных  предприятий,  имущество которых  находится  на праве хозяйственного ведения, части прибыли, остающейся после уплаты  налогов,  других  обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, формирования в установленном порядке фонда накопления (действовали по 27.12.2005).

 

 В настоящее  время на территории Республики  Беларусь действуют следующие целевые налоги:

1. Экологический налог

 1. Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1.1. выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух;

1.2. сброс сточных вод или загрязняющих  веществ в окружающую среду;

1.3. хранение, захоронение отходов  производства;

1.4. перемещение по территории  Республики Беларусь нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

1.5. переработка нефти и нефтепродуктов  организациями, осуществляющими переработку нефти;

1.6. производство и (или) импорт  товаров, содержащих в своем  составе 50 и более процентов  летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);

1.7. производство и (или) импорт  пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и  картона и иных товаров, после  утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

2. Объектами налогообложения экологическим  налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в  атмосферный воздух мобильными источниками;

Плательщики экологического налога - организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

 Перечень объектов воздействия  на атмосферный воздух, источников  выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 N 31.

Начиная с 1 января 2011 г. из объектов обложения экологическим налогом исключены:

1. перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

2. переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

3. производство:

- товаров, содержащих в своем  составе 50 и более процентов  летучих органических соединений;

- пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и  картона;

- иных товаров, после утраты  потребительских свойств которых  образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования;

4. импорт:

- товаров, содержащих в своем  составе 50 и более процентов  летучих органических соединений;

- пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона;

- иных товаров, после утраты  потребительских свойств которых  образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования;

- товаров, упакованных в пластмассовую,  стеклянную тару и тару на  основе бумаги и картона.

Соответственно из главы 19 НК исключены  порядок исчисления налога по этим объектам и соответствующие ставки.

С учетом особенностей исчисления налога по отмененным объектам налогообложения экологический налог не будет исчисляться в том случае, когда на период после 1 января 2011 г. приходится:

- дата отгрузки в соответствии  с оформленными документами, - при  производстве вышеприведенных товаров и тары;

- дата выдачи таможенными органами свидетельства о помещении таких товаров и тары под таможенные режимы свободного обращения, свободной таможенной зоны, свободного склада, реимпорта, переработки на таможенной территории либо дата принятия на учет таких товаров и тары, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, - при импорте вышеприведенных товаров и тары.

В связи с тем что индексация ставок экологического налога уже с 2010 года не предусмотрена, начиная с 1 января 2011 г. увеличены на 8% сами ставки экологического налога.

Количество ставок налога снизилось  за счет объединения некоторых видов  загрязняющих веществ в одну группу для применения ставок:

1. в 2010 году ставка налога за сброс сточных вод в водотоки (например, реки) была меньше, чем за сброс в водоемы (например, озеро), а за сброс в водоемы, в свою очередь, была на одном уровне со ставкой за сброс сточных вод в подземные воды (при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей). Начиная с 1 января 2011 г. при сбросе 1 куб. метра сточных вод во все водные объекты установлена единая ставка в размере 300 руб. Ставка за сброс сточных вод в недра увеличилась до 14000 руб. за 1 куб. метр (приложение 7);

2. хранение осадка сточных вод на иловых площадях, в прудах и накопителях приравнено по применяемой ставке экологического налога к хранению неопасных отходов производства и составляет 2272 руб. за захоронение 1 тонны (приложение 8).

Начиная с 1 января 2011 г. (приложение 8):

1) не предусмотрено отдельной ставки налога за хранение 1 тонны отходов, являющихся средствами защиты растений и ядохимикатами, которые утратили свои потребительские свойства или непригодны к применению;

2) предусмотрена отдельная ставка за хранение 1 тонны отходов производства, по которым не определены классы опасности.

До 1 января 2011 г. ставки экологического налога увеличивались на коэффициент 15 за:

- выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством;

- захоронение отходов производства  сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, владельцами объектов захоронения отходов.

С 1 января 2011 г. из главы 19 исключена  норма о применении таких повышающих коэффициентов. Одновременно исключена норма о невключении экологического налога за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Вместе с тем данная норма свидетельствует о том, что в состав экологического налога входят платежи за загрязнение окружающей среды только в пределах установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда законодательством не предусматривается их установление.

Нормирование в области охраны окружающей среды, в том числе  путем установления лимитов на природопользование, осуществляется для регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, которое гарантирует сохранение благоприятной окружающей среды. Под вредом, причиненным окружающей среде, понимают имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды, выразившееся в том числе в ее загрязнении в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь. Вредное воздействие на окружающую среду - это любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды (ст. 1, 18 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII "Об охране окружающей среды").

Информация о работе Целевые налоги в Республике Беларусь и их эффективность