Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Практическая актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по – новому определяет стратегию поведения фирм – производителей в конкурентной среде.

Содержание работы

Введение. 3
1 .Теоретические основы процесса ценообразования. 5
1.1 Сущность цены как экономической категории. 5
1.2 Основные виды и функции цен 6
1.3 Механизм ценообразования 10
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования. 15
2. Зависимость ценообразования от характеристики рынка. 20
2.1 Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. 20
2.2 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 26
3. Государственное регулирование ценообразования. 31
Заключение . 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.54 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Ростовский филиал

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса 2 группы

                                                                               факультета таможенного дела

очной формы обучения

Никандрова  С.В

 

                                                          Руководитель: старший преподаватель  к.ф.н., Евграфова О.В.            

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

  Оглавление

Введение. 3

1 .Теоретические основы процесса  ценообразования. 5

1.1  Сущность  цены как  экономической категории. 5

1.2 Основные  виды и функции цен 6

1.3 Механизм  ценообразования 10

1.4 Факторы,  влияющие на процесс ценообразования. 15

2.  Зависимость ценообразования от  характеристики рынка. 20

2.1 Ценообразование  на рынке совершенной конкуренции. 20

2.2 Ценообразование  на рынке несовершенной конкуренции 26

3.  Государственное регулирование  ценообразования. 31

Заключение . 36

 

 

Введение.

Практическая актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по – новому определяет стратегию поведения фирм – производителей в конкурентной среде.

Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, ценообразование играет большую роль на рынках конкуренции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют не значительный контроль над ценой продукции, нежели на рынке несовершенной конкуренции.. Наиболее активно о необходимости анализа ценообразования на рынках совершенной и несовершенной конкуренции заявляют М. А. Сажина,Г. Г. Чибриков.

Рассматриваются проблемы теоретических основ ценообразования (Чудаков А.Д), зависимость ценообразования от типа рынка (Полещук И.И) и влияние государства на ценообразование (Кушлин В.И).

Целью курсовой работы является подробно изучить сам процесс ценообразования, его зависимость от типа рынка.

Достижение этих целей  осуществляется через решение следующих  задач:

  1. Дать теоретическое обоснование процессу ценообразования.
  2. Проанализировать зависимость ценообразования от характеристики рынка.
  3. Рассмотреть влияние государства на процесс ценообразования.

Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, нередко формируют ошибочную ценовую политику, пытаясь продать товар как можно дороже. При этом многие цены назначают без учета требований рынка и недостаточно структурируют их по отдельным видам товаров и сегментам рынка. Вопросы ценообразования иногда решаются при отсутствии необходимых знаний и основополагающих предпосылок.

  В ценовом механизме  следует различать и выделять  две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами  цены, их структура, величина, динамика  изменения, а с другой - ценообразование  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование предопределяет величину цены.

В первой главе «Теоретические основы процесса ценообразования» 4 параграфа: первый «сущность цены как экономической  категории», в нем в широком  смысле раскрывается понятие «цена». Во втором параграфе «Основные виды и функции цен» говорится о том на какие виды делится цена, и какие функции выполняет. Третий параграф «Механизм образования цен» дает описание процесса формирования цен. Четвертый параграф «Факторы, влияющие на процесс ценообразования» описывает влияние факторов на образование цены.

Вторая глава «Зависимость ценообразования от характеристики рынка» состоит из двух параграфов: первый «ценообразование в условиях совершенной конкуренции», в котором рассказывается о плюсах и минусах ценообразования на рынках совершенной конкуренции, второй «ценообразование в условиях несовершенной конкуренции», который говорит о образовании цен на рынке несовершенной конкуренции, в котором конкуренция выступает в 3х видах.

Третья глава полностью  посвящена  теме «государственное регулирование  цен». Которая описывает меры государства по регулированию ценообразования, эффективность методов государственного регулирования и поведение государства в различные экономические периоды.

Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав (7 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 5 источников. Объем курсовой работы - 38 страниц.

1 .Теоретические основы процесса ценообразования.

1.1  Сущность цены как экономической категории.

Цена – экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что  вещь дорогая, и её покупка требует  больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую  нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные  покупки и продажи товаров  потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах  не только личности и семьи, но и  предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

Далеко не все знают, что  в экономике применяются десятки  миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество  разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.[1, c. 181]

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику  вообще и на уровень жизни в  частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой  механизм людьми. В директивно управляемой  экономике цены используются как  внешний регулятор, инструмент воздействия  со стороны правительства, тогда  как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в  единую синтетическую категорию. Реально  под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество её видов, различающихся  между собой назначением, областью применения, способом формирования.

Дать общее, единое определение  понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию  термина «деньги». Тем более что  эти понятия тесно связаны  между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для  потребителя, покупателя такое утверждение  может показаться странным. С позиции  покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое  ему приходиться платить за единицу  товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую  вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.

1.2 Основные виды и функции цен

В любой экономической  системе цена является регулятором  отношений экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:

  • Измерительная функция.
  • Регулирующая функция.
  • Стимулирующая функция.
  • Ориентирующая функция.
  1. Измерительная функция, т.е. с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы.
  1. Регулирующая функция – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами.
  2. Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.
  3. Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.

В коммерческой практике существует множество видов цен. Это обусловлено  особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной  оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они связаны между  собой. И если вносится изменение  в уровень одной цены, то это  изменение влияет на уровень других цен. В зависимости от того, какой  признак взят для классификации, все виды цен подразделяются на различные группы:

  1. По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены.

1. Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что в ее состав не включается НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления. В международной практике торговые сделки представляют собой оптовые операции. К оптовым ценам относятся биржевые цены.

2. Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.

  • Отпускные цены на предприятиях общественного питания.
  • Цены на услуги населению.
  • Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.
  1. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке.

Различаются цены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.

1. Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства.

  • Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя.
  • Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта).
  • Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.

2. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.

Регулируемые цены делятся  на рекомендуемые, лимитные, залоговые и пороговые(т.е. защитные).

  • Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные.

Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги.

Фиксированная цена – это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил.

  1. Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые цены подвижные цены и цены скользящие.
  1. Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту. В этом договоре прописывается что «цена твердая – изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и при длительных сроках поставки.
  1. Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или понижении цены». Также в договоре может быть оговорено, что в случае отклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% - цена не меняется.
  2. Скользящая цена – цена исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции. Основной фактор изменения цены – инфляция. Скользящая цена также используется в международной торговле.

Информация о работе Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции