Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Практическая актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по – новому определяет стратегию поведения фирм – производителей в конкурентной среде.

Содержание работы

Введение. 3
1 .Теоретические основы процесса ценообразования. 5
1.1 Сущность цены как экономической категории. 5
1.2 Основные виды и функции цен 6
1.3 Механизм ценообразования 10
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования. 15
2. Зависимость ценообразования от характеристики рынка. 20
2.1 Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. 20
2.2 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 26
3. Государственное регулирование ценообразования. 31
Заключение . 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.54 Кб (Скачать файл)

Прямое регулирование  цен осуществляется главным образом  в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования  необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

Наряду с методами прямого  регулирования государство воздействует на процесс ценообразования и  с помощью косвенных мер. Эти  меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения  между спросом и предложением.

 Этими мерами государство  стремится установить равновесие  между спросом и предложением  и тем самым способствовать  более равномерному и медленному  росту цен в масштабах всей  экономики. 

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки  экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с  динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

Как только на рынке создаются  условия для конкуренции, государственное  регулирование цен, зачастую, отменяется.

Эффективность различных  методов зависит от правильного  выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод  регулирования цен через уровень  рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой  практике. Он не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек. За рубежом  регулируется уровень цен через  ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный  капитал.

Вывод.

Вмешательство государства  в процесс рыночного ценообразования  с целью перераспределения прибыли  между различными группами предпринимателей может осуществляться прямыми и  косвенными методами. К прямым методам  относятся лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета. Косвенные методы включают использование средств налоговой политики, финансирование научно-исследовательских работ, дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и т.д.

 

Заключение .

 

Рассмотрев вводную часть, мы перешли к первой главе, рассказывающей о понятии цены. Мы дали определение  данному термину, рассказали о том, что цена собой представляет, рассмотрели  рыночный механизм ценообразования, перечислили  все функции и виды цены. Выявили, что главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, – отлаженность механизма ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого механизма необходимо учитывать многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное регулирование. Механизм ценообразования в нашей стране не отлажен и слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим последствиям, например инфляции. Поэтому весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия. Определить цену. Цена – стоимость овеществленного в товаре труда, выраженного денежном измерении. На этапах товарного обращения действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово – отпускные, расчетные, розничные и др. И от продуманной оценки и планирования цены продукции будет зависеть будущий успех продажи товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.

Исследуя первую главу, мы перешли к следующему пункту, рассказывающему о зависимости ценообразования от типа рынка. В моем случае это рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Раскрыли их признаки, достоинства и недостатки. Выяснили, что не маловажную роль в процессе ценообразования играет наличие конкуренции, характер конкуренции и т.п. В определении цены с учетом ценовой конкуренции существенное влияние оказывают конкурентоспособность товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем, чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при противоположных равных условиях цена товара. Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную цену и удерживать позицию, занимаемую торговым предприятием на рынке.

В третьей главе мы выяснили, в чем заключается сущность государственного регулирования цен, а также его  цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит  от его взаимосвязи с другими  мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых  ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.  Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:

- инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

- монополизма производителей;

Государственное регулирование  цен способствует созданию нормальной конкуренции, достижению определенных социальных результатов. Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть прямыми (путем установления определенных правил ценообразования) и косвенными, через экономические  рычаги.

Таким образом, между категориями "рынок" и "цена" существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование - это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства  со стороны государства.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арутюнова Г.Н. Механизм ценообразования в рыночной экономике, Москва, МАДИ, 1991 г.-356с
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов/ В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 732 с.
  3. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб.-практ. Пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. –315 с.
  4. Кейнс Дж. М. «Общая теория занятости, процента и денег». – М.:1978 – с. 134
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
  6. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М., 2003.-232с
  7. Ларионов И.К. Экономическая теория. Общие основы и особенности России. – М., 2001.-400с
  8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2-х томах. Т.2. – М.:Республика, 1992 – с.51
  9. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. Учебное пособие. Мн., Мисанта, 1998.-236с
  10. М. А. Сажина,   Г. Г. Чибриков.  Учебник для вузов. Издательство НОРМА
  11. Москва, 2001 -440с
  12. Салимжанов И.К. Ценообразование и налогообложение. – М., 2003.-254с
  13. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. – М.: Из-во РДЛ, 2004.-172с
  14. «Экономика социал

Информация о работе Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции