Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Практическая актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по – новому определяет стратегию поведения фирм – производителей в конкурентной среде.

Содержание работы

Введение. 3
1 .Теоретические основы процесса ценообразования. 5
1.1 Сущность цены как экономической категории. 5
1.2 Основные виды и функции цен 6
1.3 Механизм ценообразования 10
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования. 15
2. Зависимость ценообразования от характеристики рынка. 20
2.1 Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. 20
2.2 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 26
3. Государственное регулирование ценообразования. 31
Заключение . 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.54 Кб (Скачать файл)

– Чистая монополия;

– Монополистическая конкуренция;

– Олигополия.

Чистая монополия.

Абсолютная, или чистая, монополия  существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…).

Суть ее составляют –

Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма  является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;

Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что  продукт монополии уникален в  том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. С точки  зрения покупателя, это означает, что  нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста  или обходиться без него.

То, что не существует близких  заменителей монополизированного  продукта, имеет важное значение для рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты. Муниципальные коммунальные службы, тоже не видят смысла в больших расходах на рекламу, так как местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.

Если чистые монополисты  ряда предприятий общественного  пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью  ради престижа, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, скажем, сигарет, моющих средств или пива. Поскольку  у чистой монополии нет прямых конкурентов, монополистам не нужно  обращаться к рекламе типа «наш товар  лучше, чем у других.

«Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить объем производства.

Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция  – представляет собой рыночную структуру  с элементами совершенной конкуренции  и чистой монополии. Она характеризуется  следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой  доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукт повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование  соперников, независимо действующих  на рынке; отсутствие серьезных преград  для вхождения в отрасль.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции  экономическое соперничество сосредотачивается  не только на цене, но и на неценовых  факторах. Вход на рынок монополистической  конкуренции достаточно свободен и  определяется, главным образом, размерами  капитала. Однако по сравнению со свободной  конкуренцией он не настолько легок  и может ограничиваться патентами  фирм на свою продукцию, авторскими правами  на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида монополий  – конкурентная розничная торговля.

Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое  число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции  не требуется присутствия сотен  или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или  больше, но не тысячи.

Из наличия такого числа  фирм вытекает несколько важных признаков  монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает относительно небольшой  долей всего рынка, поэтому она  имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие  сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные их действия, с целью  ограничения объема производства и  искусственного повышения цен, почти  невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. И это весьма приемлемый способ действия фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны. В конце концов, увеличение продажи на 10 или 15%, которое фирма «Х» может осуществить путем уменьшения цены, распространится столь слабо на ее 20, 40 или 60 конкурентов, что влияние на их продажи будет практически незаметным. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

Олигополия.

Олигополия – имеет  место на рынке с господством  немногих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается  товар множеству покупателей. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Примером такого вида конкуренции являются фирмы, занимающиеся производством сигарет, пива и поставкой их практически во все регионы страны.

Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль  является олигополистической. Но что  имеется в виду под «немногочисленностью»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденции господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка», «Большая восьмерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

Есть две взаимосвязанные  черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической  конкуренции и в некоторых  случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы  изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение  предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.

Вывод.

Рыночная экономика базируется на конкуренции между производителями  товаров и услуг. Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным  из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью  благ. Чем меньше воздействие отдельной  фирмы на рынок, тем выше на нем  конкуренция. Обычно различают чистую, монополистическую и олигополистическую конкуренцию. Когда на рынке действует  одна фирма или компания - это  монополия. В зависимости от вида конкуренции выделяют четыре типа рынков, на каждом из которых имеются свои проблемы в области ценообразования. 

3. Государственное регулирование ценообразования.

 

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В условиях перехода к рынку  в России, когда произошла серьезная  разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения  нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной  политики должно снять искусственное  ограничение и способствовать развертыванию  конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной  власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии  и конкуренции, которое не привело  бы к разрушительным последствиям.[6, c. 138]

Антимонопольное регулирование  предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной  деловой практики», которая включает:

    • ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
    • принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким - либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
    • принудительную привязку покупателей к продавцам;
    • сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
    • отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
    • различного рода бойкоты.

Все эти разновидности  «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер  на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования  состоят в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей  на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание  прожиточного минимума, обеспечение  возможности приобретения в достаточном  количестве товаров первой необходимости.

Цены разрабатываются  и устанавливаются товаропроизводителями  самостоятельно, но с учетом законодательных  и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений  легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.

Обычно при возрастании  цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может  расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает  спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в  рыночной экономике возрастание  затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая  ситуация, когда растут и спрос, и  сбережения: дефицит товаров не позволяет  израсходовать сумму денег, которую  покупатель накопил на данный момент.

В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Государство не могло гарантировать  быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам  не стало больше. Радикально не перестраивающаяся  экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителя  в изготовлении необходимой продукции  в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Экономическая теория и мировая  практика предлагают два сценария построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими  из нее экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный  путь поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с  помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический  рост и платежеспособность населения.

Информация о работе Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции