Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:12, курсовая работа
Важной составной частью экономики предприятия является формирование цен по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам. Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон.
Введение 3-4
1. Основы ценообразования на предприятия.
1.1. Понятие ценообразования и факторы, влияющие на ценообразова-ние. 5-7
1.2. Методы ценообразования. 8-12
1.3. Установление окончательных цен. 13-14
2. Оценка системы ценообразования на предприятии КФХ «Нива».
2.1. Основные характеристики финансовой хозяйственности предприятия КФХ «Нива». 15-23
2.2. Анализ ценообразования предприятия КФХ «Нива». 24-26
2.3. Пути совершенствования системы ценообразования на предприятии КФХ «Нива». 27-30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 33-42
Данная схема подтверждает «толкающую» систему логистики предприятия, которая предусматривает централизованное управление информационными и материальными ресурсами.
В целом экономические условия способствуют эффективной работе предприятия, выпуску разнообразной продукции для удовлетворения потребностей любой категории покупателей.
Рис.1.1 Организационная структура управления КФХ «Нива».
Объем товарной продукции – это объем всей произведенной предприятием, за определенный период, конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.
Основной капитал – это часть производительного капитала, которая используется в процессе производства, в течении длительного периода, а свою стоимость переносят на готовую продукцию по частям и натуральную форму не меняет.
Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.
Производительность труда
характеризуется показателем
Фондоотдача – показатель, характеризующий эффективность фондов основного капитала.
Фондоотдача = выручка/стоимость основных средств
Прибыль – это чистый
доход, созданный в сфере
Рентабельность – это показатели характеризующие прибыльность предприятия. Количественно рентабельность исчисляется, как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающие получение прибыли.
Таблица 1.1 – Состав и
структура реализованной
Наименование продукции |
Прошлый год |
Отчетный год. |
Отклонение отчетного года к прошлому году | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Хлебобулочные изделия |
41820 |
69,97 |
34848 |
73,16 |
-6972 |
-16,67 |
Кондитерские изделия |
7575,2 |
12,67 |
6046 |
12,69 |
-1529,2 |
-20,19 |
Макаронные изделия |
7610,9 |
12,73 |
1033 |
2,17 |
-6577,9 |
-86,42 |
Продукция растениеводства |
2760,8 |
4,62 |
5458 |
11,46 |
2697,2 |
97,70 |
Товар |
- |
- |
246 |
0,52 |
- |
- |
Итого |
59766,9 |
100 |
47631 |
100 |
-12135,9 |
120,98 |
Рассмотрев состав и структуру
реализованной продукции в
В таблице 1.2 рассмотрели финансовые результаты деятельности КФХ «Нива»
Исходные данные брали на основе приложения 1, 2, 3.
Таблица 1.2 – Финансовые результаты деятельности КФХ «Нива»
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста ,% |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
59766,9 |
47631 |
-12135,9 |
-20,30 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
51214,2 |
39505 |
-11709,2 |
22,86 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
7949,2 |
5472 |
-2477,2 |
-31,16 |
Численность работников, чел. |
262 |
152 |
-110 |
-41,98 |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб |
228,12 |
259,90 |
31,78 |
13,93 |
Среднегодовая оплата одного работника,тыс.руб. |
30,36 |
36 |
5,64 |
18,58 |
Средняя стоимость основных средств,тыс.руб. |
25105,6 |
23516 |
-1589,6 |
-6,33 |
Фондоотдача, руб/руб. |
2,04 |
1,68 |
-0,36 |
-17,65 |
Прибыль (убыток)от реализации, тыс. руб. |
8552,7 |
8126 |
-426,7 |
4,99 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
-5793,6 |
-3443 |
-9236,6 |
159,43 |
Уровень рентабельности, % |
14,31 |
20,57 |
6,26 |
43,75 |
Из приведённых расчётов видно, что выручка от продажи продукции по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 12135,9р., однако себестоимость проданной продукции т увеличилась на 22,86%, что объясняется увеличением цен на сырье, материалы и энергоносители. Темпы прироста затрат опережают темпы прироста выручки от реализации продукции, что является отрицательным фактором ценообразования предприятия и его финансовой устойчивости. Убыток до налогообложения снизился на 2350,6т.р.
Прибыль от реализации продукции в отчетном году снизилась по сравнению с прошлым годом на 426,7 тыс.руб., что является отрицательным моментом развития предприятия, определяющим правильную ценовую политику, выбранную руководителями. Однако предприятие не получило балансовой прибыли, что говорит о больших внереализационных расходах. Уровень рентабельности продаж очень мал, что требует проанализировать формирование и структуру цены основных видов продукции предприятия - хлебобулочных изделий, которые определяют специализацию КФХ «Нива» и его финансовые результаты.
Фонд оплаты труда в отчетном году снизился на 31.16 %, или на 2477.2 руб.. численность работников снизилась на 42% (110 чел.), из-за приобретения большого количества нового оборудования. Но среднегодовая выработка одного работника увеличилась на 31.78 тыс. руб. или 13.93%. Так же увеличилась и среднегодовая оплата одного работника на 5.64 тыс. руб. или 18.58%, что не маловажно для работников КФХ «Нива». Средняя стоимость основных средств уменьшилась на 6.33% или 1589.6 руб., что отрицательно влияет на эффективность фондов основного капитала, так как фондоотдача тоже снизилась на 17,65% или 0.36 руб.
2.2. Анализ ценообразования предприятия КФХ «Нива».
Существует два метода
ценообразования – затратный
и параметрический. КФХ «Нива»
использует затратный метод
Таблица 2.8 – Расчет плановой отпускной цены на производимую продукцию
Хлеб высший сорт |
Батон обыкновенный | |||
Руб. |
% |
Руб. |
% | |
Материальные затраты |
14,55 |
34,44 |
44,64 |
39,36 |
Заработная плата |
4,53 |
10,72 |
4,53 |
3,99 |
Начисления на заработную плату |
1,17 |
2,77 |
1,17 |
1,03 |
Цеховые расходы |
4,66 |
11,03 |
14,28 |
12,59 |
Общехозяйственные расходы |
2,18 |
5,16 |
6,70 |
5,91 |
Коммерческие расходы |
3,64 |
8,62 |
11,16 |
9,84 |
Полная себестоимость продукции |
30,73 |
72,73 |
82,48 |
72,73 |
Прибыль при норме прибыли 25% |
7,68 |
18,18 |
20,62 |
18,18 |
Отпускная цена |
38,41 |
90,91 |
103,1 |
90,91 |
НДС по ставке 10% |
3,84 |
9,09 |
10,3 |
9,09 |
Отпускная цена с НДС, руб. |
42,25 |
100 |
113,41 |
100 |
По данным таблицы 2.8 видно, что в отпускную цену товара входят: материальные затраты, заработная плата, начисления на заработную плату, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы , прибыль при норме прибыли 25% , НДС по ставке 10 % . Полная себестоимость по хлебу составляет (30,73), прибыль при норме прибыли 25% равна (7,68) и отпускная цена (38,41) а по Батону полная себестоимость гораздо больше она составляет (82,48), прибыль при норме прибыли 25% составляет (20,62), и отпускная цена на много больше, чем у хлеба (103,1).
На основании рассчитанных отпускных цен определим объем товарной хлебобулочной продукции в стоимостном и натуральном выражении (за основу взяли объем товарной продукции за прошлый год).
Таблица 2.9 – Расчет выручки по видам продаваемой продукции
Продано продукции, кг |
Отпускная цена Без НДС,руб. |
Выручка за прошлый год | ||
% |
тыс.руб. | |||
Хлеб |
653,27 |
38,41 |
60 |
25092 |
Булочная продукция |
162,25 |
103,1 |
40 |
16728 |
Всего по цеху |
815,52 |
141,51 |
100 |
41820 |
По данным таблицы 2.9 сделали вывод, что выручка за год по хлебобулочным продукциям составила 41820 руб. По хлебу обыкновенному 653,27 кг., по булке 162,25 кг. Такая разница объясняется тем, что хлеб является продуктом первой необходимости и имеет больший спрос, чем булочная продукция.
Главной задачей ценовой
политики любого коммерческого предприятия
является обоснование такой величины
объема продаж продукции или получения
выручки, при которой его производство
обеспечит получение
Определим по КФХ «Нива» величину дохода, которая позволит предприятию покрыть все расходы на производство и реализацию продукции, а именно рассчитаем предел безубыточности предприятия. Значения показателей рассчитывать на основе таблиц 2.8 и 2.9.
Таблица 2.10 – Расчет предела безубыточности
Показатели |
Расчетные значения | |
Хлеб в/сорт |
батон | |
Выручка тыс.руб. |
25092 |
16728 |
Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб. |
5017,11 |
3345,60 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
20074,99 |
13382,38 |
Постоянные издержки, тыс.руб. |
6846,27 |
5214,72 |
Переменные издержки, тыс.руб. |
13228,72 |
8167,67 |
Сумма маржинального дохода, тыс.руб. |
11863,28 |
8560,33 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
0,47 |
0,51 |
Предел безубыточности, тыс.руб. |
14566,53 |
10224,94 |
Запас финансовой устойчивости, % |
0,42 |
0,39 |
Затраты прибыль по хлебу
13228,72 Предел безубыточности.
Переменные
6846,27
Постоянные
убыток
14566,53
По данным таблицы 2.10 и графикам видно, что предел безубыточной работы цеха по производству хлеба наступает при 14566,53 руб., а батона 10224,94руб., что означает, если объем продукции увеличится, то предприятие получит прибыль, а если уменьшиться, то предприятие будет терпеть убытки.
2.3. Пути совершенствования
системы ценообразования на
КХФ «Нива» является одним из крупнейших производителей хлебобулочных изделий. Наименование продукции которую они выпускают обширно например наименования предоставленные в данной курсовой работе: хлеб Пшеничный, хлеб Солодовый, хлеб Бородинский новый, хлебец ржаной, батон Особенный, батон Особенный (в нарезку), булочка «Маковка».
В предприятии существует «толкающая» система логистики предприятия, которая предусматривает централизованное управление информационными и материальными ресурсами.
В целом экономические условия способствуют эффективной работе предприятия, выпуску разнообразной продукции для удовлетворения потребностей любой категории покупателей.
На протяжении двух последних лет наибольший удельный вес занимают хлебобулочные изделия. В прошлом году их размер составил 69,97%, в отчетном 73,16%, то есть увеличился на 3,19%. Второе место занимают кондитерские изделия, на долю которых по годам приходится от 12,67 % до 12,69 % соответственно. Что касается макаронных изделий, то в среднем их удельный вес в этом же периоде в составе реализованной продукции составляет 7,45% или 4321,95 тыс. руб. в среднем за два года и наблюдается тенденция по уменьшению данного вида продукции. Продукция растениеводства в прошлом году составляла 4,62 % и увеличилась более чем в три раза в отчетном периоде. К данной категории относится выращивание некоторых зерновых культур, необходимых для процесса производства макаронных и хлебобулочных изделий. Таким образом, КФХ «Нива» специализируется на производстве и реализации хлебобулочной продукции для населения Приморского края. Общий объем реализованной продукции из года в год уменьшается, и отклонение отчетного года к прошлому составляет 20.98%.