Ценообразование в НГК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассматриваются цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Ценовая политика на предприятии………………………………………………6
1.1. Цели ценовой политики. Функции цены………………………………………7
1.2. Образование цены продукции в рыночных условиях……………………….15 1.3. Состав и виды цен……………………………………………….…………….18
1.4. Методы установления цен…………………………………………………….23
2. Ценообразование в нефтегазовом комплексе……………………………...…..26
2.1. Экономическая рента и ценообразование на нефть…………………………26
2.2. Методы ценообразования на нефть и нефтепродукты……………………...32
2.3. Механизмы ценообразования на рынке нефти. Структура цены…………..32
2.4. Эволюция структуры рынка нефти. Российские сорта нефти (REBCO)…..33
3. Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии……..38
3.1. Выработанность запасов………………………………………………………38
3.2 Обводненность месторождений……………………………………………….42
3.3. Межремонтный период…………………………..……………………………45
3.4. Налоговая составляющая в цене продукции…………………………...…….49
Расчетная часть…………………………………..…………………………………55
Заключение………………………………………………………………………….58
Литература. ……………………………………………………………………..…..60

Файлы: 1 файл

Ценообразование в НГК.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Ценовая политика на предприятии………………………………………………6

1.1. Цели ценовой политики. Функции цены………………………………………7

1.2. Образование цены продукции  в рыночных условиях……………………….15 1.3. Состав и виды цен……………………………………………….…………….18

1.4. Методы установления цен…………………………………………………….23

2. Ценообразование в нефтегазовом  комплексе……………………………...…..26

2.1. Экономическая рента и ценообразование  на нефть…………………………26

2.2. Методы ценообразования на  нефть и нефтепродукты……………………...32

2.3. Механизмы ценообразования на  рынке нефти. Структура цены…………..32

2.4. Эволюция структуры рынка  нефти. Российские сорта нефти  (REBCO)…..33

3. Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии……..38

3.1. Выработанность запасов………………………………………………………38

3.2 Обводненность месторождений……………………………………………….42

3.3. Межремонтный период…………………………..……………………………45

3.4. Налоговая составляющая в  цене продукции…………………………...…….49

Расчетная часть…………………………………..…………………………………55

Заключение………………………………………………………………………….58

Литература. ……………………………………………………………………..…..60

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В результате либерализации  российской внешней торговли в начале 90-х гг. и размораживания цен отечественного нефтяного рынка в конце 1992 г. внутренние цены на нефтепродукты вступили в непосредственное конкурентное взаимодействие с ценами ближайших центров международной торговли жидким топливом.

В свою очередь внутренние цены на российскую нефть остались "прижатыми к земле" технологической отсталостью отечественной нефтепереработки, для которой характерна относительно малая глубина - в среднем порядка 63% по сравнению с 75-85% в Западной Европе и Японии и 85-95% в США. Меньший выход более ценных, светлых нефтепродуктов, типичных для российских НПЗ, обусловливает и сравнительно низкую рыночную ценность вырабатываемой ими продукции, основная часть которой (около 40%) приходится на малоценный мазут.

Вследствие этого средние  внутренние цены на нефть, перерабатываемую на отечественных НПЗ, объективно ориентируются  на низкую средневзвешенную цену их продукции за вычетом стоимости переработки и доставки нефтезаводского сырья. Полученная таким образом расчетная цена на нефть представляет собой объективный предел конкурентоспособности российской нефти на внутреннем рынке. Поэтому, когда средние фактические цены на российскую нефть превышали этот предел в 1993-1994 гг., на внутреннем рынке наблюдался явный избыток нефти. Последние два года средние фактические цены заметно уступали своему предельному конкурентному уровню, и отечественные нефтепереработчики испытывали серьезную нехватку свободных объемов нефтезаводского сырья. В конце 2000 г. в условиях товарного дефицита внутренние цены не вышли на свой конкурентный уровень благодаря получившему повсеместное распространение трансфертному ценообразованию, в силу которого цены внутрикорпоративных поставок занижаются по сравнению с ценами "свободного" нефтяного рынка в 2-3 раза и из-за взимания экспортных пошлин, восстановленных в конце 2000 г., с 34 до 48 евро (примерно с 30 до 43 долл.) за тонну.

Актуальность настоящего исследования определяется потребностями  разработки теории и совершенствования  практики формирования ценовой политики в нефтегазовом комплексе РФ.

Понятие “нефтегазовый  комплекс” (НГК), наряду с нефтепереработкой  и другими компонентами, включает два важнейших: добычу нефти, газа и нефтегазовый сервис. Оба компонента – неотъемлемые элементы единого технологического цикла нефтегазовой индустрии. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый интеллектуальный, технологический и промышленный потенциал для надлежащего обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным сервисом. Таким потенциалом обладают только три страны в мире: США, Россия и Китай. Поэтому остальной мир вынужден обращаться к услугам компаний этих стран и зависеть от них. Из этого следует, что Россия может и должна играть значимую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, опираясь не только на ресурсную составляющую, но и на свой высокий интеллектуально-технологический потенциал, воплощенный в сервисе и нефтегазовом оборудовании1. Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.

Наличие различных точек  зрения по проблеме управления ценовыми процессами в нефтегазовом комплексе свидетельствует о необходимости ее дальнейшей разработки.

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассматриваются цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
  2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
  3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
  4. Рассмотреть эволюцию структуры рынка нефти (основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии)
  5. Выявить роль налоговой составляющей в цене продукции.

Объектом исследования являются предприятия нефтегазового  комплекса.

Предмет исследования составляет система ценообразования, складывающихся в процессе осуществления ценовой политики в нефтегазовом комплексе России

Методы исследования. При решении поставленных задач  в процессе работы использовались методы логического, системного анализа, экономического моделирования, метод экспертных оценок, статистические методы обработки данных.

Научная новизна проведенных  исследований. Научная новизна исследования состоит в разработке концептуальных положений, инструментов и механизма  формирования и реализации ценовой политики, направленной на повышение эффективности деятельности предприятий нефтегазового комплекса.

Структура и объем  работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и содержит 166 страниц машинописного текста, в том числе рисунков - 13, таблиц - 22, приложений - 2 . Список литературы включает 140 источников.

  1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Целенаправленная ценовая  политика в экспортном маркетинге заключается  в следующем: надо устанавливать  на свои товары такие цены и так  изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д., то есть, по сути, решить оперативные задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, ответить на деятельность конкурентов и т.д.

Все это обеспечивает и решение стратегических задач. 
Важность цены для руководителей маркетинга существенно возросла. В исследовании, проведенном в 1964 году, они ставили ценообразование на шестое по значению место среди 12 маркетинговых факторов - после планирования продукта, маркетинговых исследований, управления сбытом, рекламы, стимулирования сбыта и обслуживания потребителей. Половина руководителей высказали мнение, что ценообразование не входит в пять наиболее важных факторов. Однако опрос руководителей в 1986 году показал, что ценообразование является наиболее важным, ключевым вопросом, важнее внедрения новой продукции, сегментации рынков, издержек сбыта и 14 других факторов.

Для этого есть ряд  причин. На протяжении 70-х и начала 80-х годов возрастали издержки и цены. Это увеличило внимание компаний и потребителей к вопросам цен. Уменьшение регулирования систем банков,транспорта и других областей экономики усилило ценовую конкуренцию.

Через ценовую конкуренцию  продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

При ценовой конкуренции  продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

При неценовой конкуренции  продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме  увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие,чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим

 

    1. Цели ценовой политики. Функции цены

 

Политика цен представляет собой сознательной руководство деятельностью по установлению цен. Ценовая политика обычно заключается в логической увязке целей и возможностей, средств предприятия. Она включает основные принципы и правил, которые фирма стремится использовать в своей повседневной практике. В ценовой политике формируются общие подходы в ценообразовании фирмы, которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели ценообразования, называемой обычно стратегией.

В целях разработки качественной стратегии фирме необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, подготовка и предложения новых товаров, а также оптимальная организация их сбыта. После анализа собранной информации о рынке предприятие разрабатывает свою стратегию. В ее рамках может осуществляться продажа освоенных товаров имеющимся потребителям, предоставление прежних услуг новым покупателям на прежнем рынке (стратегия проникновения), стратегия развития (продажа уже используемых в практике товаров на новом рынке), стратегия сбыта новых товаров (реализация новых продуктов на уже освоенном рынке), стратегия диверсификации (предоставление новых товаров на новом сегменте рынка). При выборе фирмой любой конкретной ценовой стратегии развития разрабатывается специальная ценовая политика, она должна быть адекватна выбранной стратегической программе. Сбыт продукции лежит в основе работы всех подразделений фирмы. Стремление к проведению собственной политики в области цен и возможности для этого у разных фирм неодинаковы. Хотя политика цен является для большинства фирм одной из наиболее важных рыночных операций, очень часто она проводится бессистемно. Во многих фирмах нет ничего даже отдаленно напоминающего политику цен. В некоторых, более организованных, фирмах политика цен проводится лишь при создании кризисных ситуаций.

В числе важнейших  целей ценовой политики, встречающихся  сегодня в предпринимательской  практике, можно выделить следующие:

1. Долгосрочная или краткосрочная максимизация прибыли.

2. Экспансия фирмы  на рынке.

3. Стабилизация рынка.

4. Снижение чувствительности  потребителя к ценам.

5. Сохранение существующего  лидерства в ценах.

6. Ограничение потенциальной  конкуренции.

7. Ускорение ухода  с рынка слабых конкурентов.

8. Поиск путей обхода  государственных ограничений.

9. Поддержание лояльности  со стороны торговли.

10. Снижение требований  профсоюзов по заработной плате.

11. Повышение имиджа  фирмы или продукта.

12. Желание заслужить  репутацию «честной фирмы» перед покупателем.

13. Стремление возбудить  внимание и интерес покупателя.

14. Желание выглядеть  более надежной и заслуживающей  доверия фирмой по сравнению  с конкурентами.

15. Стимулирование продаж  тех товаров из своего ассортимента, которые занимают слабые позиции на рынках.

16. Стремление запугать  конкурентов опасностью ценового  давления.

17. Усиление рыночных  позиций отдельных товаров из  своего ассортимента.

18. Расширение спроса  и ускорение его роста.

19. Доминирование на  рынке.

Очень часто даже в больших корпорациях наблюдается практически полное отсутствие какой - либо иной формы политики, кроме простого установления цен на уровне рынка. Большая заинтересованность в разработке политики цен проявляется в период запуска в производство новых видов продукции. Подобные факты свидетельствуют о широком расхождении между теорией и практикой ценообразования.

Поэтому одним из направлений реформ в Экономике России является индивидуализация ценовой политики для каждого предприятия, что позволит на основе существующих моделей стратегии с максимальной эффективностью осуществлять экономическое маневрирования ресурсами с учетом складывающейся коньюктуры.

При формировании рыночных стратегий целесообразно исходить из оценки основных рыночно – экономических факторов и анализа существующего потенциала стратегического успеха: имиджа фирмы, качества обслуживания покупателей, разработки новых технологий и видов продукции, развитие организационной структуры фирмы, системы реализации продукции, основной контингент клиентуры. Рыночная стратегия состоит из всех инструментов маркетинга, образуя комплекс мер, направленных на достижение целей. Стратегия выступает одновременно принципиальной, исходной позицией фирмы и руководством к действию.

Информация о работе Ценообразование в НГК