Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:40, реферат
Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассматриваются цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Ценовая политика на предприятии………………………………………………6
1.1. Цели ценовой политики. Функции цены………………………………………7
1.2. Образование цены продукции в рыночных условиях……………………….15 1.3. Состав и виды цен……………………………………………….…………….18
1.4. Методы установления цен…………………………………………………….23
2. Ценообразование в нефтегазовом комплексе……………………………...…..26
2.1. Экономическая рента и ценообразование на нефть…………………………26
2.2. Методы ценообразования на нефть и нефтепродукты……………………...32
2.3. Механизмы ценообразования на рынке нефти. Структура цены…………..32
2.4. Эволюция структуры рынка нефти. Российские сорта нефти (REBCO)…..33
3. Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии……..38
3.1. Выработанность запасов………………………………………………………38
3.2 Обводненность месторождений……………………………………………….42
3.3. Межремонтный период…………………………..……………………………45
3.4. Налоговая составляющая в цене продукции…………………………...…….49
Расчетная часть…………………………………..…………………………………55
Заключение………………………………………………………………………….58
Литература. ……………………………………………………………………..…..60
Ценовая политика заключается в установлении цен на товары и услуги в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, обеспечивающей намеченный объем прибыли и решение других стратегических и оперативных задач.
Политика ценообразования формулируется с учетом следующих вопросов: (Рис.1)
Рис. 1. Политика ценообразования [4, с. 77].
Ценовая политика фирмы может формироваться на издержках, спросе и конкуренции. В первом случае цены определяются исходя из издержек производства, стоимости обслуживания, накладных расходов и расчетной прибыли. Во втором - определяется после изучения спроса потребителей и установления цен, приемлемых для целевого рынка. В третьем - цены могут быть на уровне рыночных, выше или ниже их.
Создание конкурентной рыночной среды порождает ценовую и неценовую конкуренцию. Поскольку цены являются самым гибким инструментом маркетинга, то они могут быть быстро изменены с учетом спроса, издержек и действий конкурентов. Однако, проведение сходной политики целым рядом предприятий может привести к ценовой войне.
При неценовой конкуренции упор делается на отличительные особенности продукции, повышение ее качества, упаковку, сервис, стимулирование продаж и другим маркетинговым факторам.
Практикой накоплен большой опыт разработки стратегий ценообразования и ценовой политики, а последняя, в значительной степени зависит от конкурентной структуры целевого рынка [11, с. 130]. .
Еще один способ проникновения
в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих
роль, которую цены играют в экономике.
При этом надо иметь в виду, что функции
цен и способы их реализации различаются
в зависимости от природы той экономической
среды, в которой действуют, используются
цены. Прежде всего это различие действия
ценового механизма в экономике централизбванно-
Рассмотрим основные функции цен.
Функция учета и изменения затрат общественного труда
Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возхяожность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.
Функция сбалансированности спроса и предложения
Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого [13, с. 204]. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.
Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.
Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.
Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.
Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.
Стимулирующая функция цены
Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.
Посредством цен можно
реально стимулировать научно-
Функция распределения и перераспределения
Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.
С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между .отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.
Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться в тесной связи с рынком - его закономерностями, условиями и особенностями.
Далее мы попробуем разобраться, что из себя представляет цена, и рассмотрим образование цены продукции в рыночных условиях
В условиях рыночной экономики цена имеет большое значение. Цена определяет структуру и объём производства и другие стороны деятельности предприятия. Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара важнейший элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен уделяется максимум внимания со стороны руководства каждого предприятия, если целью было поставлено эффективно и долгосрочно развивать деятельность рынка. Ведь каждое неверное или недостаточно продуманное действие сразу отражается на динамике продаж и рентабельности. Поэтому принятие решений в области цен должно базироваться на многочисленных факторах, важнейшими из которых являются следующие:
Ценообразование, в самом общем
смысле – процесс формирования цен
на товары и услуги, на который оказывают
воздействие как
Производитель не просто назначает ту или иную цену, он создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия в рамках товарного ассортимента и учитывающую различия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, фирма действует в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения и иногда сама выступает инициатором изменения цен, а иногда отвечает на ценовые инициативы конкурентов
Необходимо чётко понимать, под влиянием каких факторов изменяется рыночная цена. Для выбора ценовой политики фирма должна найти и проанализировать все ценообразующие факторы. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Цена на рынке видоизменяется прежде всего под воздействием спроса и предложения. Спрос является наиболее важной категорией экономики, т.к. именно он определяет цену на разные товары, распределяет сырьё и готовую продукцию.
На схеме рисунка 2 показаны основные факторы, влияющие на цену товара, и направленность их влияния.
Рис. 2. Факторы, влияющие на цену товара [10, 80]
Таким образом, можно понять, что фирма-производитель через цену товара получает информацию про то, в каких объёмах общество нуждается в её товарах. Поэтому, если уровень цены, уже сложившийся на рынке компенсирует затраты на производство и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит точнейшим ориентиром целесообразности производства и соответствия спроса.
Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением товара и факторами, его определяющими. Объём предложения – то количество товаров, которое продавец желает продать на данных условиях. Объём предложения выражается в движениях вдоль кривой предложения. В случае изменения других факторов, влияющих на предложение, уменьшается сама кривая предложения. Особенность свободного рынка в том, что при определённом количестве предложенной продукции, он должен сам по себе достичь равновесия. Таким образом при равновесии спроса и предложения устанавливается рыночная равновесная цен. Это равновесие отображает компромисс между продавцом и покупателем, который реализуется при взаимном согласии при купле-продаже. Единственной равновесной ценой, которая может сохраняться, т.к. удовлетворяет заинтересованность как покупателей так и продавцов, является цена, при которой объём предложенного товара равен объёму товара, который необходим сейчас на рынке. Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения графиков спроса и предложения. Но следует отметить, что при анализе спроса и предложения наибольшее значение имеет не их абсолютное значение, а изменение спроса и предложения в ответ на изменения товара или другого параметра, являющегося их главным определителем. Поэтому качественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность. Например, если маркетинговая служба определила товар как неэластичный, то можно беспрепятственно повысить на него цену. Выручка при этом возрастёт. Если спрос на товар неэластичен, то цены лучше не повышать, а рассмотреть возможности их снижения. Выручка будет расти за счёт увеличения спроса. При этом, необходимо отметить, что разные товары по-разному реагируют на изменение цены.
Воздействие предприятия на цену своего товара иллюстрируется понятием ценовой конкуренции. При этом фирма может относительно свободно менять цену на сои товары, делая её ниже цены конкурентов, за счёт чего выигрывает от повышения спроса. Что касается неценовой конкуренции, здесь основным инструментом воздействия на покупателя становятся вместо цены, такие факторы, как мода, дизайн, вкусы, функциональность и другие.