Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:40, реферат
Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассматриваются цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Ценовая политика на предприятии………………………………………………6
1.1. Цели ценовой политики. Функции цены………………………………………7
1.2. Образование цены продукции в рыночных условиях……………………….15 1.3. Состав и виды цен……………………………………………….…………….18
1.4. Методы установления цен…………………………………………………….23
2. Ценообразование в нефтегазовом комплексе……………………………...…..26
2.1. Экономическая рента и ценообразование на нефть…………………………26
2.2. Методы ценообразования на нефть и нефтепродукты……………………...32
2.3. Механизмы ценообразования на рынке нефти. Структура цены…………..32
2.4. Эволюция структуры рынка нефти. Российские сорта нефти (REBCO)…..33
3. Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии……..38
3.1. Выработанность запасов………………………………………………………38
3.2 Обводненность месторождений……………………………………………….42
3.3. Межремонтный период…………………………..……………………………45
3.4. Налоговая составляющая в цене продукции…………………………...…….49
Расчетная часть…………………………………..…………………………………55
Заключение………………………………………………………………………….58
Литература. ……………………………………………………………………..…..60
Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или единицу товара на согласованных условиях.
Функции цены
В условиях рынка цены выполняют две основные функции [14, с. 56].:
Рис. 3. Функции цен
Поскольку количество разнообразных
благ ограничено и их может не хватать
для всех, товары и услуги распределяются
на основе их цен. Рост и падение
цен влияют на поведение действующих
или потенциальных производител
Виды и структура цен
Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (рис.4).
Рис. 4. Виды цен по стадиям товародвижения [14, с. 92].
Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем, в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов (рис. 5).
Рис. 5. Структура цен [14, с. 93].
Цена товара, которую определяет предприятие-производитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации.
Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать налог на добавленную стоимость, акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию [1, с. 91].
Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством.
Однако в торговле
используют множество видов цен,
что обусловлено особенностями
организации актов купли-
Рассмотрим кратко некоторые из них
Внешние (мировые) цены - складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки производства товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках,платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте
Виды внешних цен:
Внутренние цены - цены, складывающиеся на национальном рынке.
Биржевые цены - по сделкам,заключаемым на бирже через биржевые котировки. Виды биржевых цен:
Рис. 6. Разновидность прейскурантных цен, устанавливаемых на отдельные виды услуг [6, с. 102].
Рыночная экономика предусматри
Рис. 7. Система методов ценообразования
в рыночной экономике [10, с. 109].
Использование краткосрочной тактики ценообразования не даёт возможности руководителям поддерживать надёжную долгосрочную рентабельность для решения проблем, связанных с затратами, потребителями и конкурентами. Стратегия ценообразования состоит из:
Можно сказать, что основной информацией про затраты для потребностей ценообразования являются данные о том, каким образом изменяются затраты при изменении объёмов продаж. Таким образом, понимание структуры затрат, то есть, постоянны ли они при продаже дополнительных объёмов продукции, необходимо для установления рентабельного объединения граничного размера цены и размеров сегмента рынка. Поэтому, прежде всего, при изменении цены следует определять действительную естественную стоимость продукта, то есть, какие именно затраты были осуществлены в случаях, если товар был куплен и не был куплен. Затраты, которые не изменяются не влияют на рентабельность ценообразования. Естественно, постоянные затраты важны, в первую очередь, для определения конечной рентабельности, но они, вместе с тем, не влияют на изменения рентабельности, а связаны лишь с изменением цен. Руководители могут установить граничный уровень цены продукции, определив настоящую стоимость продаж. Это можно узнать, отняв от цены прироста переменные затраты. Из этого можно высчитать точку безубыточности при изменении продаж. Используя это соотношение, можно избежать и конфликтов между отделами финансов и сбыта. Так, например, если управленец из отдела сбыта хочет снизить цену чтобы стимулировать продажу товаров, то по этой формуле он может определить, насколько следует увеличить объём продаж, чтобы достичь тех же уровней в финансовых результатах.
Для обобщения и дополнения вышесказанного необходимо систематизировать подходы к формированию цены. Основные из них приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Подходы к формированию цены [12]
Название подхода |
Характеристика |
Установление цен на новый товар | |
Установление цены на подлинную новинку |
Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку, при установлении цены на нее может выбрать либо стратегию "снятия сливок", либо стратегию прочного внедрения на рынок. В первом случае фирма назначает сначала цену с высокой нормой прибыли, и учитывающую затраты на НИОКР, а затем постепенно снижает цену. Во втором же устанавливают на свою новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка, после чего идут на повышение цены. |
Установление цены на новый товар-имитатор |
Существует ряд вариантов осуществления такого подхода. Предприятие может выпускать товар с премиальной наценкой и продавать его по максимально возможной цене; предприятие может создавать высококачественный товар и назначать на него среднюю цену; может создать товар среднего уровня качества и взимать за него среднюю цену. Таки образом уровень цены взаимосвязан с уровнем качества, и определение цены проводится в зависимости от конъюнктуры рынка и пожеланий производителя. |
Ценообразование в рамках товарной номенклатуры | |
Установление цены в рамках товарного ассортимента |
Создавая целый товарный ассортимент, предприятию необходимо установить ступенчатое разделение цен на разные товары. При этом необходимо учитывать различия в себестоимости различных товаров, разницу в оценках их свойств покупателями, а также цены конкурентов. Задача продавца – выявить ощущаемые потребителем качественные различия товаров, оправдывающие разницу в ценах. |
Установление цен на дополняющие товары и обязательные принадлежности |
Сложность заключается в определении того, что следует включить в исходную цену в качестве стандартного комплекта, а что предложить как дополняющие изделия. Часто, производители, продавая сам товар сравнительно недорого, завышают цены на дополняющие товары. |
Установление цен на побочные продукты производства |
Затраты, связанные с побочными продуктами, отражаются на уровне цены основного товара. Производитель стремится найти рынок для этих побочных продуктов и зачастую готов принять любую цену, если она покрывает издержки по их хранению и доставке, что позволяет ему снизить цену основного товара. |
Установление цен по географическому принципу | |
Установление цены в месте происхождения товара |
Товар продается перевозчику, после чего все права на этот товар переходят к заказчику, он и оплачивает все расходы по транспортировке от места производства к месту назначения. |
Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке |
Фирма взимает единую цену с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов. |
Установление зональных цен |
Все заказчики в границах одной зоны, платят одинаковую суммарную цену, которая становится выше по мере удаленности зоны. |
Установление цен со скидками и зачетами | |
Скидка за количество закупаемого товара |
Уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара. |
Функциональные скидки |
Производители предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета. |
Сезонные скидки |
Уменьшение цены для потребителей, делающих внесезонные покупки товаров или услуг. |
Установление цен для стимулирования сбыта |
В целях оживления и стимулирования сбыта фирмы временно назначают на свои товары цены ниже прейскурантных или ниже себестоимости. |
Установление дискриминационных цен |
При эксплуатации любого природоресурсного объекта, будь то земля, лес, вода, недра и т.п., неизбежно возникает природная рента, являющаяся частью цены реализации соответствующего продукта природопользования. В классической экономической теории установлены принципы и условия образования природной ренты, основными из которых (на примере горной ренты) являются:
- неоднородность объектов недропользования, то есть наличие лучших из множества участков недр (месторождений), на которых добывается один вид полезных ископаемых;
- ограниченность лучших
участков недр, их недостаточность
для удовлетворения потребносте
- появление дополнительной
прибыли у собственников
Поскольку нефть является международным товаром и ее цена регулируется на мировых нефтяных биржах, возникло понятие «мирового замыкающего месторождения» и соответствующей цены. С одной стороны, замыкающая цена отражает себестоимость добычи нефти на худших месторождениях в странах, являющихся основными ее потребителями - сегодня это государства Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Корея, Индия и др. С другой стороны, она отражает динамику спроса и предложения на мировых рынках, зависящую от политической конъюнктуры, локальных военных действий, экономических санкций, от договорной политики стран ОПЕК и многого другого.
Но так или иначе мировая цена одного барреля нефти предопределяет сумму мировой ренты, которая распределяется между странами-экспортерами нефти. Эту мировую ренту лучше называть ценовой рентой, так как ее величина определяется разностью мировой и внутригосударственных цена на товарную нефть.
Однако дело не в названии, а в непреложности того факта, что от экспортируемой части нефти, помимо горной ренты, объективно возникающей в каждой нефтедобывающей страны, все эти страны, в том числе и Россия, получают еще мировую (ценовую) нефтяную ренту (о ее размере в России сказано ниже).
Выбор худшего месторождения и соответствующей рыночной «замыкающей» цены, является, особенно в России, весьма сложной и неопределенной задачей. При всей простоте экономической трактовки ренты возникают многочисленные нюансы, связанные как с выбором худшего месторождения, так и с определением себестоимости (текущих эксплуатационных затрат и капитальных вложений) и размера нормальной прибыли.