Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной практической работы было изучение сущности процесса ценообразования. В работе определены понятия цены и ценообразования, дана оценка роли ценообразования в экономике, рассмотрены факторы, влияющие на образование цен, а также проведен анализ ценообразования в России и за рубежом.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3
1.2. Функции и роль цены 5
Глава 2. Ценообразование……………………………………………………...8
2.1. Стратегии ценообразования………………………………………8
2.1. Методы ценообразования………………………………………..10
2.3 Факторы ценообразования……………………………………….14
Глава 3. Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах …………………………………………………...18
3.1 Ценообразование в России……………………………………….18
3.2 Ценообразование в США…………………………………………23
3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25
3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Ценообразование..docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение2

Глава 1. Цена как экономическая категория 3

1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3

1.2. Функции и роль цены     5

Глава 2.  Ценообразование……………………………………………………...8

2.1. Стратегии  ценообразования………………………………………8

2.1. Методы ценообразования………………………………………..10

2.3 Факторы ценообразования……………………………………….14

Глава 3. Ценообразование  в России и в некоторых промышленно  развитых странах …………………………………………………...18

3.1 Ценообразование в России……………………………………….18

3.2 Ценообразование в США…………………………………………23

3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25

3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27

Заключение ……………………………………………………………………..29

Список используемой литературы…………………………………………...31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики  коммерческий успех предприятия  любой формы собственности во многом зависит от правильно выбранной  стратегии и тактики ценообразования. От его эффективности и обоснованности зависит реализация целей предприятия: рентабельность, конкурентоспособность, объем реализации, прибыль.

Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

В наше время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний по проблемам ценообразования, в результате чего зачастую допускаются серьезные просчеты при установлении цен, что сказывается на конечных финансовых результатах, а иногда и ведет к банкротству предприятий.

Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель  должен овладеть теорией и практикой ценообразования.

Каждая фирма в условиях рыночной экономики, проводя маркетинговые  исследования и определяя конкурентоспособность своих товаров, уделяет первостепенное внимание изучению уровня цен, их динамики и затрат, которые необходимы для повышения конкурентоспособности фирмы на рынке и которые обеспечивают получение необходимых доходов для осуществления нормального и длительного ее функционирования в условиях жесткой конкурентной борьбы1.

Вышеизложенные  причины обуславливают актуальность изучения процесса ценообразования. Поэтому целью написания данной практической работы было изучение сущности процесса ценообразования. В работе определены понятия цены и ценообразования, дана оценка роли ценообразования в экономике, рассмотрены факторы, влияющие на образование цен, а также проведен анализ ценообразования в России и за рубежом.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    1. Понятие цены и ее виды

 

Цены являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – это сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода2.

В экономической литературе существуют несколько наиболее распространенных определений цены:

а) классическое определение  К. Маркса.

«цена есть денежное выражение  стоимости товара».

б) цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью,

т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу.

в) есть определение цены в системе маркетинга. «Цена определяется как денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».

г) и, наконец, цена представлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров и услуг.

Таким образом, цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а

покупатель готов купить товар.

Названные определения цены не могут быть совершенно объективными, т.к. одни

выражают интересы производителей, другие – потребителей3.

Вне зависимости от типов рынков и общественно – политических формаций цена представляет результативный показатель деятельности предприятий любой формы собственности4.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения.

В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие основные виды:

· оптовые цены на продукцию  промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

· тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

· розничные цены;

· тарифы на коммунальные и  бытовые услуги, оказываемые населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию  промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.

Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена);

· оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово – сбытовым организациям или другим предприятиям.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо – сбытовым (оптовым) организациям.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость –  предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена  – усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции типового строительного объекта;

3) договорная цена, устанавливаемая  по договоренности между заказчиками  и подрядчиками; сфера действия  этой цены все более расширяется  с развитием рыночных отношений,  соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные цены – это  цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными  предприятиями, фермерами и населением. По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

Тарифы грузового и  пассажирского транспорта – плата  за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально – конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в  розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и  НДС5.

 

1.2. Функции и роль  цены

 

Цена обладает следующими функциями:

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

    • научно – технический прогресс;
    • экономию затрат ресурсов;
    • изменение качества продукции;
    • изменение структуры производства и потребления.

3. Распределительная функция заключается в распределении и перераспределении дохода между:

    • отраслями экономики;
    • регионами;
    • социальными группами населения;
    • фондами накопления и потребления;
    • формами собственности.

Государство, защищая интересы малоимущих и незащищенных слоев населения, через акцизы на отдельные группы товаров, налоги на добавленную стоимость перераспределяет денежные доходы бюджета для решения социальных вопросов.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения состоит в осуществлении под воздействием конкуренции, законов спроса и предложения взаимосвязи между производством (продажей) и потреблением (покупкой).

Сбалансированность спроса и предложения означает, что повышение цен может происходить только в результате повышения качества и расширения ассортимента товаров.

5. Функция цены как критерия рационального размещения проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

6. Измерительная и соизмерительная функции цены состоят в суммировании расходов, затраченных на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, и отражает в условиях рынка их полезность. Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Соизмерительная функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Все функции цены взаимосвязаны  и взаимодействуют, а в ряде случаев  вступают в противоречие. Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос6.

В условиях переходного периода  цены играют решающую роль в стимулировании развития общественного производства. Они используются как экономический инструментарий для решения экономических и политических задач развития общества на всех стадиях расширенного воспроизводства.

Цена – важнейший экономический  рычаг управления хозяйственной  деятельностью фирмы, элемент экономических связей между производством и потреблением, сбалансированности спроса и предложения.

Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета. Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования7.

Информация о работе Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах