Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа
целью написания данной практической работы было изучение сущности процесса ценообразования. В работе определены понятия цены и ценообразования, дана оценка роли ценообразования в экономике, рассмотрены факторы, влияющие на образование цен, а также проведен анализ ценообразования в России и за рубежом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3
1.2. Функции и роль цены 5
Глава 2. Ценообразование……………………………………………………...8
2.1. Стратегии ценообразования………………………………………8
2.1. Методы ценообразования………………………………………..10
2.3 Факторы ценообразования……………………………………….14
Глава 3. Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах …………………………………………………...18
3.1 Ценообразование в России……………………………………….18
3.2 Ценообразование в США…………………………………………23
3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25
3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………...31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение2
Глава 1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3
1.2. Функции и роль цены 5
Глава 2. Ценообразование………………………………………
Глава 3. Ценообразование
в России и в некоторых промышленно
развитых странах …………………………………………………...
3.1 Ценообразование в России……………………………………….18
3.2 Ценообразование в США…………………………………………23
3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25
3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики
коммерческий успех предприятия
любой формы собственности во
многом зависит от правильно выбранной
стратегии и тактики
Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
В наше время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний по проблемам ценообразования, в результате чего зачастую допускаются серьезные просчеты при установлении цен, что сказывается на конечных финансовых результатах, а иногда и ведет к банкротству предприятий.
Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Каждая фирма в условиях рыночной экономики, проводя маркетинговые исследования и определяя конкурентоспособность своих товаров, уделяет первостепенное внимание изучению уровня цен, их динамики и затрат, которые необходимы для повышения конкурентоспособности фирмы на рынке и которые обеспечивают получение необходимых доходов для осуществления нормального и длительного ее функционирования в условиях жесткой конкурентной борьбы1.
Вышеизложенные
причины обуславливают
Цены являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – это сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода2.
В экономической литературе существуют несколько наиболее распространенных определений цены:
а) классическое определение К. Маркса.
«цена есть денежное выражение стоимости товара».
б) цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью,
т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу.
в) есть определение цены в системе маркетинга. «Цена определяется как денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».
г) и, наконец, цена представлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров и услуг.
Таким образом, цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а
покупатель готов купить товар.
Названные определения цены не могут быть совершенно объективными, т.к. одни
выражают интересы производителей, другие – потребителей3.
Вне зависимости от типов рынков и общественно – политических формаций цена представляет результативный показатель деятельности предприятий любой формы собственности4.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
· оптовые цены на продукцию промышленности;
· цены на строительную продукцию;
· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· розничные цены;
· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
· оптовая цена предприятия (отпускная цена);
· оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово – сбытовым организациям или другим предприятиям.
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо – сбытовым (оптовым) организациям.
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства
1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
2) прейскурантная цена
– усредненная сметная
3) договорная цена, устанавливаемая
по договоренности между
Закупочные цены – это
цены (оптовые), по которым реализуется
сельскохозяйственная продукция
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью формирования
издержек в этой отрасли является
то, что затраты грузового
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС5.
1.2. Функции и роль цены
Цена обладает следующими функциями:
1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
3. Распределительная функция заключается в распределении и перераспределении дохода между:
Государство, защищая интересы малоимущих и незащищенных слоев населения, через акцизы на отдельные группы товаров, налоги на добавленную стоимость перераспределяет денежные доходы бюджета для решения социальных вопросов.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения состоит в осуществлении под воздействием конкуренции, законов спроса и предложения взаимосвязи между производством (продажей) и потреблением (покупкой).
Сбалансированность спроса и предложения означает, что повышение цен может происходить только в результате повышения качества и расширения ассортимента товаров.
5. Функция цены как критерия рационального размещения проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.
6. Измерительная и соизмерительная функции цены состоят в суммировании расходов, затраченных на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, и отражает в условиях рынка их полезность. Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Соизмерительная функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос6.
В условиях переходного периода цены играют решающую роль в стимулировании развития общественного производства. Они используются как экономический инструментарий для решения экономических и политических задач развития общества на всех стадиях расширенного воспроизводства.
Цена – важнейший
Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета. Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования7.
Информация о работе Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах