Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной практической работы было изучение сущности процесса ценообразования. В работе определены понятия цены и ценообразования, дана оценка роли ценообразования в экономике, рассмотрены факторы, влияющие на образование цен, а также проведен анализ ценообразования в России и за рубежом.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3
1.2. Функции и роль цены 5
Глава 2. Ценообразование……………………………………………………...8
2.1. Стратегии ценообразования………………………………………8
2.1. Методы ценообразования………………………………………..10
2.3 Факторы ценообразования……………………………………….14
Глава 3. Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах …………………………………………………...18
3.1 Ценообразование в России……………………………………….18
3.2 Ценообразование в США…………………………………………23
3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25
3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Ценообразование..docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

- электрическая  и тепловая энергия, поставляемая  на оптовый рынок;

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

- продукция  оборонного назначения;

- алмазное  сырьё, драгоценные камни;

- протезно  – ортопедические изделия;

- перевозки  грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном  транспорте (кроме перевозок в  пригородном сообщении);

- аэронавигационное  обслуживание воздушных судов,  услуги в аэропортах;

- отдельные  услуги почтовой и электрической  связи;

- водка,  ликёроводочная и другая алкогольная  продукция крепостью выше 28 градусов;

- этиловый  спирт;

- лекарственные  средства, включённые в перечень  жизненно необходимых и важнейших  лекарственных средств.

Органы  исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют регулирование цен  по следующим видам товаров и  услуг:

- энергетические  ресурсы, реализуемые управляющим  компаниям, жилищным организациям, ТСЖ;

- предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- перевозки  пассажиров всеми видами общественного  транспорта, включая метрополитен, в городском и пригородном  сообщении (кроме железнодорожного  транспорта);

- социальные  услуги, предоставляемые населению  в государственных и муниципальных  учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, согласно Постановлению №239 органы исполнительной власти субъектов Федерации  могут устанавливать предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных  железнодорожных перевозок и  вправе устанавливать предельные оптовые  и розничные надбавки к ценам  на лекарства, которые не включены в  перечень жизненно необходимых и  важнейших лекарственных средств.

В развитие этого Постановления была сформирована нормативно – правовая база, которая включает в себя федеральные законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие.

Так, в соответствии с федеральным  законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также  Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. № 787 «Об утверждении Положения  об основах государственного регулирования  тарифов на железнодорожном транспорте»  регулирование тарифов на железнодорожном  транспорте осуществляется путём утверждения  самих тарифов или их предельного  уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге – Федеральная служба по тарифам.

Согласно  федеральному закону «Об основах  регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней –  от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов.

В соответствии с федеральным законодательством  и постановлением Правительства  Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании  тарифов на услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам  устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи  и унифицированные для всех категорий  тарифы на услуги почтовой и телеграфной  связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

Таким образом, в течение длительного  времени основным, и по сути, единственным, элементом государственной политики ценообразования являлось регулирование  тарифов естественных монополий.

Нужно отметить, что в течение последних лет государство стало проводить более активную политику в сфере ценообразования и распространять методы регулирования цен и тарифов не только в отношении услуг естественных монополий, но и в отношении товаров, имеющих важное социальное значение.

Так, с 1 февраля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об основах  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который  допускает введение государством предельных цен на социально – значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены.

Ещё до принятия этого закона государство  уже прибегало к регулированию цен на социально – значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при посредничестве Правительства России между сельхозтоваропроизводителями и компаниями розничной торговли было подписано соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года. Однако больше такой опыт он не повторялся.

Кроме того, в ближайшее время должны измениться принципы ценообразования  на фармацевтическом рынке, а государство  начнёт более жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был  одобрен Федеральный закон «Об  обращении лекарственных средств», который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных  средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово – розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40% от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы.

Изменились  подходы и к формированию государственной  ценовой политики на рынке алкогольной  продукции. С 1 января 2010 года Федеральная  служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года №17н установила минимальную цену на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой продукции. Эта  цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор. Наказание за нарушение  указанной нормы согласно ст.14.6 Кодекса  об административных правовых нарушениях составляет для предприятий розничной  торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется11.

3.2. Ценообразование в  США

В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую (развивающуюся стремительными темпами) привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.

Хотя президент Никсон и был против установления прямого  контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовало следующее:

    • в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;
    • доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы  косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден пойти  на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в  краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро увеличиваться ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования  цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали, прежде всего, внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974–1981гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых  цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после избрания его президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдерживал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимым от энергетического импорта», – так комментировал Рейган свое решение.

В последние годы американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно было бы выделить следующие:

    • рестриктивная кредитно – денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;
    • сокращение дефицита государственного бюджета;
    • федеральные закупки товаров и услуг;
    • налоговая политика.

В результате эти направления  государственной макроэкономической политики повлияли на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и, таким образом, определили базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное  регулирование цен применялось  лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого  внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, на помощь беднякам, на продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.

Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75–85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

Правительство США стремится  поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

Информация о работе Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах