Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной практической работы было изучение сущности процесса ценообразования. В работе определены понятия цены и ценообразования, дана оценка роли ценообразования в экономике, рассмотрены факторы, влияющие на образование цен, а также проведен анализ ценообразования в России и за рубежом.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Понятие цены и ее виды …………………………………………………..3
1.2. Функции и роль цены 5
Глава 2. Ценообразование……………………………………………………...8
2.1. Стратегии ценообразования………………………………………8
2.1. Методы ценообразования………………………………………..10
2.3 Факторы ценообразования……………………………………….14
Глава 3. Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах …………………………………………………...18
3.1 Ценообразование в России……………………………………….18
3.2 Ценообразование в США…………………………………………23
3.3 Ценообразование в Испании……………………………………..25
3.4 Ценообразование в Швеции……………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Ценообразование..docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

Государство оказывает влияние  на цены через стандарты, экономические требования. Под его контролем находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.

В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

3.3 Ценообразование в  Испании

 

В Испании государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это прежде всего относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший Совет по ценам при Министерстве экономике и финансов Испании.

Высший Совет является рабочим органом Правительственной  Комиссии по экономическим вопросам.

Основными функциями Совета являются: рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка рекомендаций и представление в Правительственную Комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной Комиссией; наблюдение за выполнением решений Правительственной Комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную Комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование  цен в Испании имеет следующие  формы:

1. Разрешительные цены. Государственная  или частная компания, планирующая  повышение цен на конкретный  товар или услугу, направляет ходатайство в Высший Совет по ценам и после получения разрешения от Правительственной Комиссии повышает цены. Такие цены относятся к разряду «разрешительных». Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.

2. Уведомительные цены. Цены  на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения повышаются спустя месяц после уведомления об этом Высшего Совета по ценам.

3. Местные цены. Повышение  цен на такие товары и услуги, как водоснабжение населения,  городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, входит в компетенцию провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший Совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать следующие элементы: 1) описание товаров и услуг, на которые предполагается повышение цен; 2) описание структуры издержек производства;3) описание способов реализации товаров и услуг; 4) перечень действующих цен и тарифов на эти товары и услуги, а также проектируемых новых цен и тарифов; 5) обоснование роста издержек производства, а следовательно, увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под  государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, в ценообразование которых активно вмешивалось государство, со 174 сократилось до 21. В настоящее время в Испании вес регулируемых цен, устанавливаемых непосредственно государством, в общей структуре потребительских цен составляет 10%.

В связи с вступлением  страны в Общий рынок регулирование  цен на многие товары, в частности  на сельскохозяйственную продукцию, происходит на уровне ЕС.

3.4 Ценообразование в  Швеции.

 

Представляет интерес  опыт ценообразования и государственного регулирования цен в Швеции. Прежде всего, следует отметить, что в этой стране наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех 23 губерниях Швеции имеются конторы со штатом численностью от 2 до 10 человек каждая для проведения этой работы. В стране приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.

По мнению шведских экспертов, замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане – для  восстановления резких дисбалансов  на рынке и подавления всплесков  инфляции. В соответствии с этим закон о регулировании цен  дает право государству осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание их уровня) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом – рикстагом.

Воздействие на уровень цен  в Швеции осуществляется, в частности, через государственную монополию и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия на винно – водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды коммуникаций, на аптечную торговлю. Значительное воздействие на цены оказывают государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.

Кроме того, с учетом интересов  фермеров государство жестко регулирует закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен.

Важный источник средств для субсидирования сельского хозяйства Швеции – таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования  – цены на жилье. Основываясь на их чрезвычайно высоком уровне, государство  выдает жилищные субсидии и займы.

Следует отметить, что в  Швеции с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую  корзину, ведется индексация доходов населения (один раз в год). Однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей «встраиванию» инфляции в механизм ценообразования. Индексация имеет место лишь в отдельных соглашениях длительного характера, а также в контрактах по найму жилья и помещений. Определенной формой индексации доходов является ежегодное начисление базовых сумм, которые используются для ежегодного начисления пенсий. Для исчисления базовой суммы, фиксируемой на год, учитываются потребительские цены.

Применение тех или  иных форм контроля над ценами и  их ограничение зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Так, в 1985г. эта доля варьировалась от 40 до 65%. Естественно, что введение такого ограничения по существу влияет на возможности увеличения заработной платы12.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение Россией опыта  ценообразования в зарубежных странах  важно как само по себе, т.е. для  понимания его закономерностей  и тенденций, так, и это более  важно, для его творческого использования  с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма  и ценовой политики в нашей  стране в период перехода к рыночному хозяйству.

Несмотря на определённые изменения, произошедшие за последние  несколько лет, и отказ государства  от политики полного невмешательства  в процесс формирования цен, главной проблемой по – прежнему является отсутствие единого государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в области ценообразования носят стихийный и непоследовательный характер.

На сегодняшний день не существует закона, который мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного регулирования. Механизмы и принципы ценообразования в России разбросаны по множеству законодательных актов. Непосредственное же воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь широкое разнообразие правовых норм существенно замедляет и усложняет процесс государственного воздействия на цены и тарифы.

Другой важнейшей проблемой  в области ценообразования является недостаточная обоснованность тарифов  естественных монополий. По мнению многих специалистов, сегодняшние методики определения затрат, включаемых в  себестоимость продукции естественных монополий, абсолютно непрозрачны. Повышение тарифов естественных монополий зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако система принятия решений о включении инвестиционной составляющей в структуру тарифа также непрозрачна и, проконтролировать распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.

В результате рост тарифов  естественных монополий ежегодно превышает  уровень инфляции в России. Это  ставит другие отрасли экономики  в заведомо худшее положение, вынуждает  отечественных производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно  сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение  тарифов естественных монополий  является ключевым фактором высокой  инфляции в стране.

Для решения всех проблем  в области ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:

1) Нужно разработать и  принять базовый федеральный  закон, касающийся основных принципов  ценовой политики Российской  Федерации. Должны быть чётко  разграничены полномочия между  федеральными и региональными  органами государственной власти  в области государственного регулирования  цен; определены сферы, в которых  осуществляется государственное  регулирование цен; сформулированы  общие принципы формирования  свободных и регулируемых цен,  а также критерии и принципы  расчета экономически обоснованных  затрат; установлены права, обязанности  и ответственность субъектов  ценообразования, а также процедуры  разрешения конфликтов.

2) Использовать методы  долгосрочного планирования и  прогнозирования цен в стране. Государство не может допускать  резких скачков цен в тех  или иных отраслях экономики.

3) Остановить необоснованный  рост тарифов естественных монополий.  Процедуры формирования тарифов  должны стать прозрачными, понятными  бизнесу и населению. Контроль  со стороны проверяющих органов  власти за деятельностью монополий  должен быть усилен.

4) Повысить эффективность  контроля за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Более широко привлекать общество к отслеживанию этих процессов.

5) Реализовать комплекс  мер, направленных на развитие  конкуренции, стимулирование сокращения  издержек производителей, рост производительности  труда и применение современных  ресурсосберегающих технологий13.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бобер А.А. Ценообразование: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001. – 145 с.
  2. Цены и ценообразование: Учебник/ Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 360с.
  3. Цены и ценообразование: Учебное пособие/ Л. В. Захарьянц. Петрозаводск: Изд – во ПетрГУ, 1998. 76 с.
  4. Герасименко В. В. Ценообразование: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2009. – Х, 422с.
  5. О ценообразовании в Российской Федерации  [Электронный ресурс].– [М.]. – URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2010/VSF_NEW201005211740/VSF_NEW201005211740_p_006.htm – свободный. – Загл. С экрана – Яз. рус. – (Дата обращения: 23. 08. 12)
  6. Сарафанова Е. В. Ценообразование: Учебное пособие. – 2 – е изд. – М.: РИОР, 2009. – 70с.
  7. А. Д. Чудаков. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 376с.
  8. Липсиц И. В. Ценообразование: учебник. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 527с.
  9. М. Ю. Лев Ценообразование: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 718 с.
  10. Цены и ценообразование  под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов, 3 – е изд. СПб: Издательство «Питер», 1999.  464с.
  11. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 332 с.

1 Ценообразование. А. А. Бобер – 2001. – С. – 2

2 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / под ред. И.К. Салимжанова – 2006. – С.– 5

3 Ценообразование. А. А. Бобер – 2001. – С. – 3

Информация о работе Ценообразование в России и в некоторых промышленно развитых странах