Ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:57, реферат

Описание работы

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия.

Файлы: 1 файл

ценодискриминация.docx

— 67.97 Кб (Скачать файл)

идентичные товары или  услуги, и в этом случае говорят, что она применяет

ценовую дискриминацию. Также  при осуществлении ценовой дискриминации

различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и

тому же покупателю. Ценовая  дискриминация может возникнуть и в том случае,

когда различные потребители  приобретают дифференцированный товар. Примером

здесь может послужить  продажа товаров наборами (пакеты компьютерных программ,

комплексные обеды в столовой и т. д.).

Каждый из потребителей может  приобрести как набор целиком, так  и входящие в

него товары по отдельности (что, скорее всего, обойдется дороже). В случае с

географической ценовой  дискриминацией покупатели, находящиеся  на различных

расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является

дискриминационной, т.к. она  не отражает различия в затратах (ведь в них

включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара

каждому из потребителей.

Ценовую дискриминацию нелегко  осуществить на практике. Для того чтобы ценовая

дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли  фирмы -

должны выполняться следующие  условия:

• Наличие у фирмы рыночной власти. Фирма должна являться price-maker, т.е.

обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию (обладать

монопольной властью). Если фирма не обладает определенной степенью влияния на

рынок - рыночной властью, а, значит, являющаяся price-taker, то ее решения

никоим образом не могут  повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и

на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос

посредством изменения объемов  выпуска и цен товара составляет первое

необходимое условие существования  эффективной ценовой дискриминации.

• Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в

соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Если

производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен

произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить

прямое деление покупателей  на классы, используя информацию о  предпочтениях

разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной

эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого  потребителя

нет, то деление может  производиться и косвенно через  выбор потребителей между

различными товарными  наборами (ценовая дискриминация  второй степени

использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их

готовности платить).

• Способность фирмы исключить  арбитраж - перепродажа товара со стороны

потребителей, покупающих его  по низкой цене, потребителям, покупающим его по

высокой цене. Когда фирма  разделяет рынок путем ценовой  дискриминации на

сектора с разной ценовой  эластичностью спроса и, следовательно, назначает

цены разного уровня, у  потребителей с низкой ценовой эластичностью  возникает

соблазн арбитража - купив  товар по относительно низкой цене, перепродать его

тем потребителям, которые  готовы платить за него высокую цену. В таком случае

дополнительная прибыль  от ценовой дискриминации достается  не фирме, а

потребителям, осуществляющим арбитраж.

Возможности вступления в  арбитраж гораздо более широки в  сфере товарного

производства по сравнению  со сферой услуг (ведь большинство товаров  может

быть складировано, сохранено  и передано, в отличие от услуг, потребление

которых нельзя перенести). Поэтому возможности осуществления  ценовой

дискриминации шире в различных  отраслях сферы услуг (медицина, транспорт

(авиа- и железнодорожные перевозки, телефонная связь( различные тарифы в

зависимости от времени суток); электро-, водо- и газоснабжение и т.д.)

Пигу [1] в 1920 г. предложил разделить известные схемы ценовой дискриминации

на три типа. Ценовая  дискриминация может быть первой, второй и третьей

степени.

Ценовая дискриминация первой степени (first-degree price discrimination), или

совершенная ценовая дискриминация (perfect price discrimination), означает,

что монополист продает различные  единицы выпуска по разным ценам, и эти цены

могут быть различными для  разных индивидов. Совершенная ценовая  дискриминация

предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя  и каждому может

предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь

потребительский излишек  при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой

дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике

существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие  возможностей

арбитража и несовершенство информации.

При осуществлении ценовой  дискриминации второй степени (second-degree price

discrimination) монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам,

но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара

или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену. Этот

вид ценовой дискриминации  похож на совершенную ценовую  дискриминацию, но

грубее. Практикующему ценовую  дискриминацию второй степени монополисту

удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его

часть. При ценовой дискриминации третьей степени (third-degree price

discrimination) монополист изначально может разделить потребителей на группы,

а цена единицы товара будет  различаться для потребителей, принадлежащим  к

разным категориям, но не будет изменяться для каждого  из потребителей при

покупке им разного количества товара или услуги. Такая ценовая  дискриминация

также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка

производителем.

Рассмотрим подробнее  каждый вид ценовой дискриминации, его механизм,

способы осуществления на практике и влияние на общественное благосостояние.

Ценовая дискриминация первой степени.

Как уже было упомянуто, возможностей для существования совершенной  ценовой

дискриминации в реальной жизни практически нет. Чтобы  рассмотреть этот вид

ценовой дискриминации более  подробно, необходимо предположить, что

отсутствует арбитраж, и  производитель обладает полной информацией  о каждом из

потребителей своей продукции, ему известны кривые спроса каждого  потребителя

(т. е. он знает их  готовность платить). Так как в  реальности это вряд ли

возможно, то ценовая дискриминация  первой степени является по большей  части

теоретической ситуацией.

Итак, как уже отмечалось выше, если производитель устанавливает  единую цену

на свою продукцию, то он использует линейную схему ценообразования, т.е.

линейный тариф. В этом случае производитель теряет возможность  получить

потребительский излишек.

Если же монополист имеет  возможность проводить ценовую  дискриминацию, то он

увеличивает свою прибыль  еще больше за счёт потребителей, захватывая

потребительский излишек  целиком или частично. При ценовой  дискриминации

первой степени он будет  получать весь тот излишек, который  существовал бы на

совершенно конкурентном рынке.

 

Каждую единицу продукта при этом он будет каждому покупателю продавать по той

максимальной цене, которую  тот готов заплатить за данную единицу. Если

готовность покупателя оплатить данную единицу товара обозначить за r, то

установив за каждую единицу  цену  p*r, монополист будет продавать  ее по

максимально возможной цене и присваивать целиком потребительский излишек

Иначе изъятие всего потребительского излишка можно представить как  продажу

постоянного определенного  количества за максимально возможную  сумму. Это

называется ценообразованием по принципу "бери или уходи". Достичь  этого

можно, используя не линейную, а афинную схему ценообразования. Ей

соответствует двухставочный тариф.

Предположим, фирма-монополист знает индивидуальные функции спроса всех

потребителей и может  исключить арбитраж между ними. Оплата товара

складывается из двух частей аккордного фиксированного взноса за право покупки

товара и цены за каждую дополнительную единицу товара. Максимизирующий

прибыль монополист устанавливает  цену на уровне предельных издержек

производства товара и  аккордны фиксированный взнос, равный величине

потребительского излишка, полученного покупателем.

Легко заметить, что уплатив  в качестве аккордного взноса за право  покупки

товара сумму, равную потребительскому излишку при конкурентном

ценообразовании, потребитель неизбежно будет приобретать такое же количество

товара, какое он приобретал на конкурентном рынке в противном  случае его

чистый выигрыш – разница  между общей полезностью от потребления  блага в

денежном выражении и уплаченной суммой денег - окажется отрицательной.

Аккордный взнос за право  приобретения товара (А) равен чистому

потребительскому выигрышу (CS) в условиях конкурентной цены. Двухчастный

тариф может применяться  при ценообразовании на два взаимодополняющие товара,

на один из которых назначается высокая цена, равная потребительскому излишку,

а на другой относительно низкая в размере предельных издержек его

производства. Например, в  случае, если фирма продает фотоаппараты ифотопленку

высокая цена фотоаппарата уплачивается один раз, но охватывает весь

потребительский излишек, низкая цена фотопленки платится в зависимости  от

степени использования фотоаппарата, поштучно.

Необходимо заметить, что  единый двухчастный тариф служит методом совершенной

ценовой дискриминации только в том случае, если все потребители  товара имеют

абсолютно идентичные предпочтения, то есть одинаковую функцию полезности. В

противном случае, назначая для разных покупателей единый двухчастный тариф,

фирма не сможет присвоить  весь потребительский излишек.

Таким образом получатся, что прибыль монополиста при осуществлении им

совершенной ценовой дискриминации  ппредставляет собой сумму потребительного

и производительного излишков, т.е. общественный излишек на конкурентном

рынке. (SW= CS+PS). Это означает, что, как и в случае совершенной

конкуренции, при ценовой  дискриминации первой степени максимизируется

общественное благосостояние; общественных потерь как на рынке  с монополией,

устанавливающей единую цену, не возникает, достигается Парето-эффективный

исход. Однако при ценовой  дискриминации первой степени распределение

возникшего на рынке общественного  излишка будет совсем иным - весь он

достанется монополисту, а CS будет равен нулю.

Ценовая дискриминация второй степени.

При анализе ценовой дискриминации  первой степени уже упоминалось, что это

довольно далекая от реальности модель. Ценовая дискриминация второй степени –

уже не просто теория, а способ ценообразования, который в том  или ином виде

часто применяется на практике. Например, может осуществляться количественная

(двухставочные и нелинейные тарифы), качественная, временная ценовая

дискриминация, а также  другие ее формы.

Для того, чтобы осуществить ценовую дискриминацию второй степени, монополист

Информация о работе Ценовая дискриминация