Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:57, реферат
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия.
отгрузки, как того требуют международные принципы бухучета.
Каковы же экономические
последствия ценовой
таким образом производителя? Оказывается, в этом случае производитель
получает за свою продукцию все цены (начиная с максимальной цены,
установленной регулирующим органом), которые позволяет получить объективно
независящая от производителя кривая спроса на его продукцию. В результате,
возрастают и прибыли и охват рынка - появляется стимул зарабатывать на росте
объемов производства. Именно это обстоятельство явилось причиной как
относительно высокого уровня неплатежей, так и относительно низкого спада
производства за годы реформ
в газовой отрасли и
отраслях ТЭК, где проведение политики ценовой дискриминации затруднено,
например, нефтяной - наблюдался значительный, сравнимый с общепромышленным
спад производства, даже несмотря на относительно лучшие экспортные
возможности. Для сохранения политики ценовой дискриминации в условиях низкой
инфляции появляется спрос на финансовые инструменты, способные воспроизвести
условия высокой инфляции. Векселя, позволяющие дисконтировать задолженность,
равно как и другие им подобные суррогаты, вытесняют из реального сектора
экономики "живые" деньги. Вернуть деньги в реальный сектор можно, применив
методы ценовой дискриминацией. Если рассмотреть зарубежный опыт, можно
сказать, что, например, на западе
ценовая дискриминация
недобросовестной конкуренции и на конкурентных рынках запрещена. В сферах
деятельности естественных
монополий ценовая
разряду запрещенной деятельности, поскольку в этих сферах отсутствует сама
конкуренция. В тоже время, в статье российского закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того
или иного товара превышает 65, а в некоторых случаях 35%. Таким образом,
мировая практика трактуется с точностью до наоборот. В принципе ценовая
дискриминация и по отечественному законодательству может быть признана
правомерной, если производитель или продавец докажет, что его действия
способны принести пользу. В частности, способствовать насыщению товарных
рынков. Тот факт, что занимающийся ценовой дискриминацией монополист имеет
стимулы к расширению производства, может в условиях всеобщего спада означать,
что его действия априори не следует признавать противоправными и разрешить
ему открыто устанавливать различные цены для разных категорий потребителей,
не прибегая к помощи высокой инфляции или денежных суррогатов. Поэтому нельзя
однозначно сказать, что ценавая дискриминация вредна экономике. Скорее всего
должен существовать четкий, а не спонтанный механизм ее применения.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации О защите прав потребителей от
7.02.92.№2300-1 в редакции закона РФ от 09.01.96.№ 2-Ф3.
2. 50 Лекций по микроэкономике. В 2-х т.Под. ред. Гальперин В. 2004г.
3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков:
Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 2003.
4. Алкычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы. -
//Экономист, №5,1998-с.31-39.
5. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии.// Москва,
2001,-с.10-13, 49-55.
6. Донскова С.В., Елагина А.С. Формирование ценовой политики в рыночных
условиях. -// Пищевая промышленность,№10,2002
7. Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория
потребительского поведения и спроса. СПб., 2004.
8. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ
“Финансы, учет, аудит”, 1997.
9. Есипов В.Е. Цены и ценообразование.-// Санкт – Петербург, 2001.
10. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. М. 2004.
11. Hooks D. Monopoly Price Discrimination in 1850 : Dionysius Lardner //
History of Political Economy. 1971.
12. Кэмпбелл Р Маконелл, Стэнли Л.Брю / "Экономикс", "Республика",1992г
13. Кондрашов В. К вопросу о теоретическом обоснований ценообразования.-
//Экономист,№11,2000
14. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.
15. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 2001.
16. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков, Москва, ИНФРА-М. 1998.
17. Ценообразование. Шуляк П.Н., "Издательский дом Дашков и К" – 2004.
18. Цены и ценообразование. Чудаков А.Д. ИНФРА-М.2003.
19. Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности.
Спб., 1998.