Ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:57, реферат

Описание работы

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия.

Файлы: 1 файл

ценодискриминация.docx

— 67.97 Кб (Скачать файл)

отгрузки, как того требуют  международные принципы бухучета.

Каковы же экономические  последствия ценовой дискриминации  для действующего

таким образом производителя? Оказывается, в этом случае производитель

получает за свою продукцию  все цены (начиная с максимальной цены,

установленной регулирующим органом), которые позволяет получить объективно

независящая от производителя  кривая спроса на его продукцию. В  результате,

возрастают и прибыли  и охват рынка - появляется стимул зарабатывать на росте

объемов производства. Именно это обстоятельство явилось причиной как

относительно высокого уровня неплатежей, так и относительно низкого  спада

производства за годы реформ в газовой отрасли и электроэнергетике. В тех же

отраслях ТЭК, где проведение политики ценовой дискриминации затруднено,

например, нефтяной - наблюдался значительный, сравнимый с общепромышленным

спад производства, даже несмотря на относительно лучшие экспортные

возможности. Для сохранения политики ценовой дискриминации  в условиях низкой

инфляции появляется спрос  на финансовые инструменты, способные  воспроизвести

условия высокой инфляции. Векселя, позволяющие дисконтировать задолженность,

равно как и другие им подобные суррогаты, вытесняют из реального сектора

экономики "живые" деньги. Вернуть деньги в реальный сектор можно, применив

методы ценовой дискриминацией. Если рассмотреть зарубежный опыт, можно

сказать, что, например, на западе ценовая дискриминация считается  проявлением

недобросовестной конкуренции  и на конкурентных рынках запрещена. В сферах

деятельности естественных монополий ценовая дискриминация  не относится к

разряду запрещенной деятельности, поскольку в этих сферах отсутствует  сама

конкуренция. В тоже время, в статье российского закона "О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности", посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того

или иного товара превышает 65, а в некоторых случаях 35%. Таким  образом,

мировая практика трактуется с точностью до наоборот. В принципе ценовая

дискриминация и по отечественному законодательству может быть признана

правомерной, если производитель или продавец докажет, что его действия

способны принести пользу. В частности, способствовать насыщению товарных

рынков. Тот факт, что занимающийся ценовой дискриминацией монополист имеет

стимулы к расширению производства, может в условиях всеобщего спада  означать,

что его действия априори  не следует признавать противоправными  и разрешить

ему открыто устанавливать  различные цены для разных категорий  потребителей,

не прибегая к помощи высокой  инфляции или денежных суррогатов. Поэтому нельзя

однозначно сказать, что  ценавая дискриминация вредна экономике. Скорее всего

должен существовать четкий, а не спонтанный механизм ее применения.

Список литературы

1.     Закон Российской  Федерации О защите прав потребителей от

7.02.92.№2300-1 в редакции закона  РФ от 09.01.96.№ 2-Ф3.

2.     50 Лекций по  микроэкономике. В 2-х т.Под. ред. Гальперин  В. 2004г.

3.     Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков:

Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 2003.

4.     Алкычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы. -

//Экономист, №5,1998-с.31-39.

5.     Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии.// Москва,

2001,-с.10-13, 49-55.

6.     Донскова  С.В., Елагина А.С. Формирование  ценовой политики в рыночных

условиях. -// Пищевая промышленность,№10,2002

7.     Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория

потребительского поведения  и спроса. СПб., 2004.

8.     Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ

“Финансы, учет, аудит”, 1997.

9.     Есипов В.Е.  Цены и ценообразование.-// Санкт  – Петербург, 2001.

10. Савицкая Е.В. Курс  лекций по микроэкономике. М. 2004.

11. Hooks D. Monopoly Price Discrimination in 1850 : Dionysius Lardner //

History of Political Economy. 1971.

12. Кэмпбелл Р Маконелл, Стэнли Л.Брю / "Экономикс", "Республика",1992г

13. Кондрашов В. К вопросу  о теоретическом обоснований ценообразования.-

//Экономист,№11,2000

14. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.

15. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 2001.

16. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков, Москва, ИНФРА-М. 1998.

17. Ценообразование. Шуляк П.Н., "Издательский дом Дашков и К" – 2004.

18. Цены и ценообразование.  Чудаков А.Д. ИНФРА-М.2003.

19. Тироль Жан. Рынки  и рыночная власть: теория организации  промышленности.

Спб., 1998.

 


Информация о работе Ценовая дискриминация