Человеческии капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты понятия человеческого капитала и его роль в экономическом процессе……………………………………………….
7
1.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе…...........................................................................................
7
1.2 Инвестиции в человеческий капитал и их виды…………………. 10
1.3 Современные методы определения экономической эффективности инвестиции в человеческий капитал.....................
13
2 Динамика состояния и структуры процесса инвестирования в человеческий капитал……………………………………………………
18
2.1 Факторный анализ развития инвестирования в человеческий капитал на уровне Российской Федерации………………………
18
2.2 Особенности инвестиций в «человеческий капитал» по сравнению с инвестициями в «физический капитал»……………
19
2.3 Проблемы инвестирования в человеческий капитал..................... 21
3 Государственная политика в отношении человеческого капитала – важнейший фактор его развития………………………………………
25
3.1 Мероприятия способствующие увеличению объемов инвестирования в человеческий капитал….…………………….
25
3.2 Современные направления социальной и региональной политики по сокращению дифференциации уровня и качества жизни на территории России………………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА КУРСАЧ.docx

— 77.39 Кб (Скачать файл)

Вложение средств в  человеческий капитал страны предполагает создание благоприятных условий  для развития способностей каждого  человека, улучшение условий жизни  российских граждан и качества социальной среды. Для успешного накопления человеческого капитала должны быть преодолены негативные демографические тенденции, стабилизирована численность населения и созданы условия для ее роста, повышен уровень качества жизни населения.

Как уже было выяснено, здоровье является важнейшей составляющей человеческого  капитала. Задача выхода России на уровень  развитых стран по показателям социального  благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С  одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах [13].

Система здравоохранения  пока еще не обеспечивает достаточность  государственных гарантий медицинской  помощи, ее доступность и высокое  качество. Отрасли нужны инновационные  разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные  информационные системы.

Необходимо использование  прогрессивных стационарозамещающих технологий. Их широкое внедрение  позволит уменьшить объем стационарной помощи, оказываемой при плановой госпитализации, примерно на 30 % при одновременном двукратном увеличении объема помощи, оказываемой в дневных стационарах и стационарах на дому. При этом собственно медицинский эффект от такой переориентации со стационара на амбулаторию или лечение на дому не только не снизится, но, как свидетельствует зарубежный опыт, даже несколько возрастет.

Целью государственной демографической  политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности  населения и создание условий  для ее роста, а также повышение  качества жизни и увеличение её продолжительности. Необходимо обеспечить стабилизацию численности  населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году до 145 млн. человек  к 2025 году и средней продолжительности  жизни     до

75 лет.

Одним из приоритетных направлений  государственной демографической  политики является снижение смертности населения, прежде всего, высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе:

- травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим);

- профилактика и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности; снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- снижение материнской и младенческой смертности.

Ещё одним важным направлением в этой сфере является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Для этого ведется мониторинг за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека и их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Формирование здорового  образа жизни стало важнейшим  направлением политики в области  охраны здоровья. В средствах массовой информации идет активное информирование о вреде низкой физической активности, несбалансированного питания, потребления  алкоголя, табака и наркотических  и веществ. По указанным проблемам  создается социальная реклама, которая  распространяется через различные  источники информации (телевидение, радио, пресса, баннеры и стенды). Однако эффективность этой рекламы  не так уж высока, поскольку СМИ  по-прежнему наводнены рекламой алкоголя и сигарет, несмотря на регулирующую политику государства в этой сфере. Планируется создание условий для  развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Один из аспектов, влияющих на накопление человеческого капитала и относящий к сфере здравоохранения, это повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих  детей). Прежде всего, для этого должно осуществляться укрепление института  семьи. В связи с этим, 2008 год  в России был объявлен годом семьи  и сопровождался различными мероприятиями  по развитию системы поддержки семьи. Вкладываются инвестиции в повышение  качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и  родов, развитие перинатальных технологий, в проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов. Также ведется  реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья, но пока количество семей, попавших в эту  программу можно назвать каплей в море.

Основной целью государственной  политики в области здравоохранения  на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность  медицинской помощи и повышение  эффективности медицинских услуг. Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и  фармацевтической промышленности и  создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности лекарственными средствами и изделиями  медицинского назначения до среднеевропейского уровня по количественным и по качественным показателям.

Идёт постоянное увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической  базы медицинских организаций для  оснащения их современными лечебно-диагностическим  медицинским оборудованием и  техникой в соответствии со стандартами  оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи. Однако надо заметить, что современная медицинская  техника отличается своей дороговизной и на данный момент очень ограниченное количество медицинских учреждений обладает ей и, как правило, они находятся в крупных городах. Качество медицинского обслуживания на периферии растёт куда медленней.

Постепенно происходит совершенствование  службы скорой медицинской помощи, оптимизация стационарной помощи, оказываемой  населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля. Однако нельзя сказать, что эффективность  этих мероприятий на сегодняшний  день налицо. По-прежнему трудно попасть  на лечение в стационар, да и служба скорой помощи зачастую приезжает на вызовы позже, чем того требует ситуация.

Государство ведет политику по повышению доступности для  граждан лекарственных средств, но результаты на данный момент заставляют себя ждать. Лекарственные средства продолжают дорожать и часто оказываются  недоступны для тех, кому они больше всего нужны, например, пенсионерам.

В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в  здравоохранение. Однако они не позволили  значительно улучшить ситуацию, поскольку  не сопровождались масштабными и  высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения  от уровня развитых стран значительно  сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Доходы населения являются важным фактором, влияющим на накопление человеческого капитала. Поэтому  необходимо создание для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечивать более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Должны быть сформированы условия для устойчивого повышения  заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда  и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования  рынка труда, обеспечивающих сочетание  конкуренции на рынке труда с  партнерскими отношениями работников, работодателей и государства.

С целью улучшения позиций  в плане материальной обеспеченности населения в нашем государстве  проводится создание адресной системы  поддержки лиц, относящихся к  категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей. Однако реализация их затруднена бюрократизацией процесса получения субсидий нуждающимися [14].

 

 

 

 

 

3.2 Современные направления социальной и региональной политики по сокращению дифференциации уровня и качества жизни на территории России

 

 

Социальный статус граждан влияет на их возможности развивать свой человеческий капитал. В связи с этим, правительство проводит политику по созданию условий для повышения своего социального статуса гражданами нашей страны.

Происходит реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан  с целью стимулирования их к активному  поиску работы. Этой категории людей  предоставляют возможность заняться общественными работами, чтобы обеспечить себе хоть какой-то заработок. Однако здесь  немаловажен тот факт, что граждане с высоким уровнем образования  вряд ли захотят заниматься общественным трудом, не требующим квалификации. Центры занятости при своей, казалось бы, активной работе, не могут предложить своим клиентам достойно оплачиваемые должности. Идет постепенное внедрение  новых информационных возможностей для обеспечения доступности  информационных ресурсов в сфере  занятости населения.

На возможность приобретения более высокого статуса очень  большое влияние оказывает полученное человеком образование. На государственном  уровне ведется достаточно активная программа по развитию сферы образования. Обновление организационно-экономических  механизмов на всех уровнях системы  образования должно обеспечить ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит инвестиционную привлекательность  отрасли.

Сейчас происходит медленный  переход от системы массового  образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной  экономики непрерывному индивидуализированному образованию, ориентированному на формирование творческой социально ответственной  личности. В связи с этим развивается  вариативность образовательных  программ, создана система бакалавриата.

Стратегическая цель государственной  политики в области образования -  повышение доступности качественного образования. Реализация этой цели осуществляется за счет увеличения объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его; развивается система информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации.

Также ведется политика по созданию среды, обеспечивающей доступность  качественного образования и  успешную социализацию для лиц с  ограниченными возможностями здоровья, создается система выявления  и поддержки одаренных детей  и талантливой молодежи.

Идёт ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к  учреждениям и программам высшего  профессионального образования. С  одной стороны, это ведет к  повышению качества знаний, с другой - сокращение учебных заведений из-за несоответствия их требованиям аккредитации ведет к ограничению доступности  высшего образования.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 % валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 %     в    2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 % до 5,5 % - 6 % валового внутреннего продукта.

Важнейшей составляющей человеческого  капитала является труд, а место  работы - важным показателем социального  статуса личности. Труд в России, к сожалению, остается традиционно  низкого качества (продукция российских предприятий, за исключением сырья  и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность  труда низки). Низкопроизводительный  труд существенно снижает накопленный  российский человеческий капитал, снижает его качество. Целью государственной политики в области развития рынка труда является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Для этого планируется провести совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, создать условия для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д).

Информация о работе Человеческии капитал